СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению: Н. Носов "Заплатка", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. Тема урока: Н. Носов "Заплатка", 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению: Н. Носов "Заплатка", 2 класс»

Класс: 2 класс. 25.09.2016г.

Учебный предмет: Литературное чтение.

Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина

Тема урока: Н.Носов «Заплатка»; Цели и задачи:

Организовать знакомство с произведением Н.Носова «Заплатка», совершенствуя навыки чтения.

Способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, сравнивать, связно излагать свои мысли.

Способствовать развитию бережного отношения к родным и близким людям; способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.


Тип урока:  урок получения новых знаний.

Оборудование урока:  Л.А. Ефросинина. Литературное чтение 2 часть, 2 класс

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса

компьютерная презентация Н.Носова «Заплатка»; выставка книг Н. Носова.


Планируемые результаты

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказов Н.Носова «Заплатка». РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.




Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

1) Приветствие.

2) Пожелание учащимся.

- Сегодня нам предстоит выполнить ряд интересных заданий.

- Я желаю вам трудится, не лениться, помогать друг другу и тогда у нас урок будет интересным, и вы узнаете много нового.

РУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Актуализация субъектного опыта учащихся




Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

1) Повторение изученного.

- Какое домашнее задание было задано?

- Проверка будет проходить в парах (один учение читает произведение Е. пермяка «Смородинка» – другой слушает и потом указывает на неточности, затем ученики меняются ролями).

- Пересказ прочитанного парами: пересказ одного ученика дополняется другим;

- Дополнительные вопросы (задают сами учащиеся. Н-р, что такое былина? Шутка? Пословица, Сатира? Назови главного героя рассказа. Назови второстепенных героев).

- Покажите, как оценили своих товарищей.

- Какие ошибки были допущены?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).





Постановка проблемы

По жанру какое это произведение? (Рассказ)

- Чем отличается рассказ от сказки?

- О чём или о ком говорится в рассказе?

- Сделаем вывод (Рассказ – это произведение прозаическое; в рассказе автор сообщает о каком-либо событии, которое происходит с героем).

- Прочитаем в учебнике на стр. 47 определение термина РАССКАЗ.

- Каких вы знаете детских писателей?

- Сейчас мы проведём викторину. Отрывки из каких произведений я вам сейчас прочитаю?

« Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждем, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась и из-под нее каша лезет.

- Мишка,- говорю,- что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать» ( Мишкина каша).

2) Иллюстрация. « На горке»

3) Загадка: Лежит меж грядок

  Зелен и сладок.

- Поставьте слово во множественном числе. ( Огурцы).

4) – Из какого произведения эти ключевые слова? ( Фантазеры). На слайде

5) Сценка (Телефон). (Заранее подготовленные дети показывают фрагмент из рассказа «Телефон»

6) Предметы Игра «Волшебный сундучок» (Живая шляпа).

- Молодцы. Посмотрите на нашу выставку книг. Это все рассказы Н.Носова.

- А что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? (Улыбка).

- Конечно. Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. Но смех, ребята, дело серьезное. Совсем несмешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае. Этому и учат нас рассказы Н.Носова.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

- Отгадайте загадку

Мама стрОчит на машинке —
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка.

- Догадались, как называется произведение, с которым мы сейчас познакомимся?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведением Носова «Заплатка»

-Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему?

-Учитывая, что это рассказ, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

  • Познакомиться с содержанием рассказа Н. Носова

  • Научиться составлять краткий план пересказа

  • Выполнить модель обложки

Шаги деятельности на уроке Слайд

- Откроем учебник на стр. 45.

- Прочитаем девиз нашего урока Слайд

ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ – РАБОТА.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала


Первичное восприятие.

1) Прежде, чем читать произведение, давайте поговорим о Н. Носове.

(Слайд. На слайде портрет Н.Носова).

2) Разноуровневая работа по биографии Н.Н. Носова (Дана на карточках)

--- 1 группа: чтение биографии.

--- 2 группа: пересказ биографии.

--- 3 группа: делает вывод о том, почему надо читать его произведения? (Работа в группах идёт стоя, в разных частях класса)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Подготовка к выполнению заданий

а) Первичное прочтение рассказа хорошо читающими детьми

б) Моделирование обложки

в) Деление рассказа на части и озаглавливание каждой части

- Кто главный герой рассказа? ( Бобка)

- На сколько частей разделим текст?

- Как озаглавим первую часть? (Н-р, «Пострадавшие штаны»)

- Вторую часть? (Н-р, «Замечательная заплатка»)

- Третью часть (Н-р, «Бобка – герой двора»)

г) Словарная работа. Слайд

Уметь проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Физминутка



Изучение нового произведения.

Самостоятельное чтение стр. 47 - 51, обсуждение прочитанного

- Почему Бобка особенно любил свои штаны? ( Они были солдатские и нравились всем ребятам).

- Как мама отнеслась к тому, что он их порвал? ( Она рассердилась).

- Найдите отрывок, где описывается встреча мамы с Бобкой. Прочитаем его по ролям.

- Почему же мама не захотела зашить Бобке штаны? ( Мама хотела, чтобы Бобка сам зашил штаны, чтобы он сам умел исправлять свои ошибки).

- Знаете, ребята, а вот мне интересно, а как бы вы поступили на месте Бобки? ( Зашили бы штаны сами, не лазили по заборам).

Характеристика Бобки.

- Итак, давайте с вами отметим, каким же был Бобка в начале рассказа. Выберите нужные определения.

(Вывешиваю на доску под рисунок Бобки).

Беспомощный

Капризный

Нетерпеливый

- Что заставило Бобку взяться за работу? (Осуждение ребят).

- Как пришил он заплатку в первый раз?

- С чем сравнил автор заплатку Бобки? (С сушеным грибом).

- Какое художественное средство использует автор?

Карточка «Сравнение»

- Прочитайте хором

- Запомните это. Этот художественный прием будет очень часто встречаться нам на уроках литературного чтения.

- А как была пришита заплатка во второй раз? Почему?

-Подтвердите это словами из текста, как он ее пришивал.

-Прочитайте 3 часть.( 1 ученик вслух).

- Как озаглавили эту часть?

3) Бобка – герой двора.

- Как вы думаете, что испытал Бобка после того, как заплатка получилась ровной и гладкой? ( Радость, гордость, удовлетворение).

- А вот мне хотелось бы услышать ваше мнение, понравилось ли Бобке все делать самому? Из каких слов это видно? Зачитайте.

- Каким же стал Бобка теперь? Изменился ли он?

Самостоятельный

Трудолюбивый

Аккуратный

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-А что чувствовал автор?

-Выполним модель обложки этого произведения. Придвиньте листочки.

(учащиеся выполняют модель обложки самостоятельно, при этом некоторые дети получают лист для моделирования с подсказками)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).











Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Работа с пословицами

- Какие пословицы подходят к данному произведению?

- Какие пословицы вы бы взяли эпиграфом к произведению?

- Прочитайте пословицу «Терпение и труд всё перетрут». (Слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу?


Выполнение заданий в рабочих тетрадях

- Задание №1,2,3- самостоятельное выполнение заданий.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Информация о домашнем задании

Стр. 47 – 51, чтение рассказа выразительно, составление краткого плана пересказа

(Слайд.)

- Чтение любого рассказа Н. Носова.


Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

– С какими произведениями о зиме мы сегодня работали на уроке?

– … хорошо читал.

– … активно работал.

– Вам понравился урок?

– Что нового узнали на уроке?

– Над какими произведениями работали? Кто автор?

– Хочется ли вам познакомиться с новыми произведениями Н. Носова?

(На слайде произведения Н. Носова).

Учащиеся делают вывод, что читать рассказы Н.Н. Носова необходимо, потому, что они мудры, добры, поучительны.

– Где вы можете найти книги Н. Носова?

– Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

– Спасибо за прекрасный урок.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).