СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению в 4 кл. программа "Начальная школа 21 века" А.И.Куприн очерк "Сказки Пушкина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению в 4 кл. программа "Начальная школа 21 века" А.И.Куприн очерк "Сказки Пушкина".»

Тема: Очерки о людях. А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина»; содействовать формированию личностного отношения к прочитанному.

Задачи: посредством очерка способствовать развитию приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения; расширению познания и кругозора учащихся, совершенствовать навык чтения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову; ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты: работают с очерком, выделяют его особенность (герои, описания, способы выражения авторской точки зрения). Анализируют информацию из очерка. Ориентируются в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; используют знания о структуре текста при анализе. Аргументируют соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносят иллюстрации с эпизодом произведения, сравнивают свое представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника.

Личностные результаты: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, свое отношение к герою прочитанного произведения, его поведению, поступкам.

УУД (метапредметные)

Познавательные: различают жанры; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); пользуются универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства их осуществления.

Коммуникативные: слушают вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечают на вопросы и подтверждают свой ответ примерами их текста.

Оборудование: портрет А.И.Куприна, А.С.Пушкина, карточки-задания, рисунки-пазлы, аудиозапись сказки «Сказка о медведихе» А.С.Пушкина, аудиозапись «Шум моря».

Ход урока

I.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя на совместную деятельность.

- Эпиграфом нашего урока будут такие строки:

И на вопрос «Кто ваш поэт?»

В строенье ль каменном, в избушке,

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет:

«Пушкин!»

II.Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Чтобы определить тему урока вам придётся потрудиться, потому что она не связана с предыдущим уроком.

1. Работа в группах. Сбор рисунка-пазла

- Ребята, вам предстоит собрать рисунки-пазлы.

(Получаются в 3 группах картинки из 3 разных сказок Пушкина).

- Что объединяет все рисунки-пазлы? (Это иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).

Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.

- Чей это портрет? С творчеством А.И.Куприна мы уже знакомы.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока? (А.И.Куприн. «Сказки Пушкина»)

- Сможете ли вы определить жанр этого произведения? (Нет, потому что не знаем этого произведения и его особенности).

3.Целеполагание.

- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? ( познакомиться с произведением А.И.Куприна «Сказки Пушкина» и определить жанр этого произведения.)

4. Работа над новым материалом.

Прочесть произведение про себя. Отметить:

+ то, что вам известно

V то, что вы узнали впервые

? то, о чём бы вам хотелось узнать больше

5.Выяснение жанра произведения.

- Какие жанры вы знаете?

К каким из вышеперечисленных жанров можно отнести произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»?

Приходим к тому, что это рассказ, в котором точно описываются события. В нем нет вымысла.

(Читаем определение «очерка».) уч. с.129.

- Назовите характерные признаки очерка:

1) Реальные факты, события, люди.

2) Художественный язык.

3) Авторское отношение.

1.-Найдите в тексте реальные факты. (О друзьях, сослан по приказу царя в село Михайловское, о няне, часто бывал на ярмарках, записывал старинные слова и меткие выражения, (Я нашла такой факт: …, я прочитал …)

2.-Как вы думаете, сухо, по-деловому или художественно даны описания в очерке?

- Докажите, что в очерке использован художественный язык. (Учащиеся зачитывают примеры из текста:

3. Авторское отношение.

-Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке?

(В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту, подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.)

- Александр Иванович Куприн признавался: «К Пушкину я вернулся двадцати пяти лет от роду и ныне чту его память…». А.И.Куприн отмечал «безгранично широкое влияние на сердца и умы потомства» поэзии Пушкина, «поэта мира и всеобщей гармонии». Объясняя силу Пушкина как художника близостью к народу и способностью творчески освоить его язык, Куприн пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу, очищенным, прекрасным и выразительным...». «Мы убеждены, что в поэзии Пушкина заключается залог нашей славы, потому что язык пушкинской поэзии есть язык русского народа, а народ, говорящий и мыслящий таким языком, — бессмертен». Мысли, высказанные Куприным, справедливы и сейчас.

- Как называли А.С.Пушкина еще при жизни? ( А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.)

-Какое высказывание добавил А.Куприн? (Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии).

ДЕЛАЕМ ВЫВОД : произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» - это очерк.

6.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на картинке?

- Как высчитаете, какой момент повествования здесь изображен?

- Как изображен поэт? Почему именно так?

- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации.

7. С детства нам знакомы строки : «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря»)

9.Работа в группах.

В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?

1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.

2.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым

3.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)

Недописанные сказки «Жених», «Сказка о медведихе» (Прослушивание сказки)

10.- Вы читали текст с пометками. Что нового вы узнали? (Вокруг Пушкина расцветал сказочный народный мир, когда он слушал сказки Арины Родионовны.

Превращал сказки в свободные и певучие стихи.

Пушкин любимый народный поэт.

Учил в своих стихах и сказках уважать тех, кто трудится, высмеивал тех, кто обижает слабых.)

- Для чего А.И.Куприн поделился с нами этим очерком? (Чтобы мы больше узнали о поэте, повторили его сказки, поработали над художественным языком произведения, нашли сходство с народными сказками).

11. Итог урока. Рефлексия

Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.

Р - работал с удовольствием.

У - у меня многое получилось.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

- Из этих букв сложите слово. Что получилось? (Урок.)

- Какая была тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли ли мы цели на нашем уроке?



– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

– Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

- Каждый, кто прочитает сказки Пушкина, будет счастлив, имя Пушкина никогда не забудется.

12. Д/ З Придумайте концовку «Сказки о Медведихе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!