СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по математике в первом классе .Тема урока "Математика и шахматы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике»

Разработка урока математики.


Фамилия, имя, отчество: Ашрапова Энзе Табрисовна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тимяшевская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: математика.

Класс: первый.

Тема урока: «Перестановка слагаемых»


Цель: посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности и логического мышления; закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4; привитие интереса к шахматам, как к виду спорта и досуга.



Планируемые результаты (предметные): знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.



Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

Познавательные: уметь делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из 1–2 шагов.

Личностные: положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: рисунки, карточки, магнитофон, шахматные фигуры, магнитная доска.

Ход урока

– Занимайте свои места. Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.

– Итак, улыбнитесь друг другу и за работу.

Девиз урока: Учимся – играем, считаем – побеждаем!”

Проверка домашнего задания.

– Назовите, какие шахматные фигуры вы видите на доске?

(На доске расположены картинки шахматных фигур: пешка, конь, король, ладья, слон, ферзь.)

– Какая фигура вторая? Четвёртая? Пятая? Сколько всего фигур? (6)

Актуализация знаний.
-У нас в гостях кот Леопольд и кот Матроскин. Они решили играть в шахматы и взяли с собой эти фигуры ( на доске рисунки: шахматные фигуры слон, ладья, конь, пешка и шашка)
-Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти?
-Какой предмет лишний и почему?( лишний предмет шашка)
-У Леопольда 5 фигур , у Матроскина 3 фигуры . У кого больше фигур и на сколько? Составьте решение в кассе.
-Сколько всего шахматных фигур у котов? Составьте решение в кассе.
Фиксирование затруднения.
-Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5+3, а Матроскин, что 3+5. Кто же прав?
-Прочитаем оба решения по разному. (К 5 прибавить 3 получится 8. 5 да 3 получится 8. Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, сумма 8.
К 3 прибавить 5 получится 8. 3 да 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8)
-Подумайте, что произошло.(слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике?
Постановка проблемы.
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить, найти след тайны. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать?(дружно, старательно, внимательно, с уважением)
Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)

Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)

Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно)
Как нам поступить в рамках одного урока? (Можно разделиться на группы или работать по одному, то есть индивидуально.)

В каком случае меньше вероятность ошибки? (Можно разделиться на группы.)
«Открытие детьми нового знания»
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает кружочки, прямоугольники, квадраты, треугольники двух цветов :1 группа - 3 красных квадрата и 4 зеленых, 2 группа - 2 синих круга и 6 желтых, 3 группа – 5 красных треугольников и 3 синих, 4 группа – 7 зелёных шестиугольников и 2 голубых.
Наметим план работы.
Дети получают карточку-«помогайку».
1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.
2. Сравните результаты.
3. Сделайте вывод.
Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….
-К какому выводу мы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
-Как можно изобразить это правило?(ответы детей)
А я предлагаю сладкое правило. Можно яблоко(учитель показывает) разрезать пополам. Соединим половинки, получим целое яблоко. Поменяю половинки местами – это же яблоко. В математике это правило можно записать латинскими буквами. Вот так: a+b=b+a
Проговорите правило друг другу в паре словами, запишите знаково.
Прочитаем правило в учебнике на странице 14.
Совпадают ли наши правила? (да)
Кто же из котов прав? (оба)
Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Первичное закрепление. Решаем примеры с комментированием.
5+3 7+2 5+2
3+5 2+7 2+5
Физкультминутка «Тили бом»
Тили бом! Тили бом!
Загорелся кошкин дом.(Дети изображают , как звонят в колокол)
Кошка выбежала,
Глаза вытаращила. (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом (Дети изображают, как выливают воду из ведра)
Восстановим дыхание.
Самостоятельная работа.
2+8 3+6 9+1
8+2 6+3 1+9
Дополнительные задания по выбору:
9-4+5-3-4+6
5+*=9 *+2=5
8-*=4 7-*=2
Проверка цепочкой. Показ светофориков(зелёный – правильно, красный – была ошибка)
Включение нового знания в систему знаний.
Решим задачу.
Матроскин совершил 3 добрых дела, а Леопольд на 6 добрых дел больше. Сколько добрых дел совершил Леопольд?

Итог занятия.

-Ребята, а хотите узнать, что сейчас на шахматной доске у Матроскина и Леопольда?

Игра «Волшебный мешочек». Описание игры: Опустить руку в мешочек, определить по ощущению, что это за фигура, назвать её, поставить на указанное учителем место на шахматной доске. В мешочке черный король и ладья черная и 2 черных пешки и белый конь. Например: черная пешка – g7. Черная ладья –g8, черный король-h8, черная пешка-h7, белый конь –e5. Сейчас ход белых. Проанализируйте ситуацию? (Дети предлагают разные варианты куда пойдет конь белых). Вывод делает учитель: если конь займет позицию f7, то черный король не может убежать, поскольку ему мешает его же ладья и пешки. То есть король атакован и не может спастись, - ему МАТ! Игра заканчивается.

Пока мы с вами исследовали новое правило о перестановке слагаемых Леопольд объявил Матроскину МАТ. Мы тоже с вами преодолели все трудности, которые возникли на уроке. Мы тоже победили.
-Какое правило помогло решить задачу?
Кто познакомил вас с этим правилом?
Как работали на уроке?
Учитель вызывает к доске 2-3 учеников, чтобы они рассказали по плану:
1.Все ли задания урока сегодня ты выполнил?
2. Выполнил сам или тебе потребовалась помощь?
3. Выполнил без ошибок или были ошибки?
-Нарисуй те горку и покажите, куда вы сумели сегодня подняться, добывая знания.?
-Нарисуйте своё настроение.(лицо с улыбкой, спокойное или грустное)
Домашнее задание.
Расскажите взрослым о нашем открытии.


Использованная литература:


1. Моро М. «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2016

2. Чандлер М., Миллиган Х. «Шахматы для детей». – М.: Русский Шахматный Дом, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!