- Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик. (Слайд 7) - Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть что-нибудь случилось? (У Математика в руках листочек с буквами). - Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово. - Какое слово получилось? (Обратные). (Приложение 3) - Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи). (Слайд 8) - А обратные задачи, это какие? - Попробуёте сформулировать проблему, которую необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения по этой проблеме). - Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему. Остановка «Задачкино» (Слайд 9) Задачи на слайдах (схемы краткой записи для заполнения учащимися (Приложение 4)). - Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие? 1. На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков? 2. В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков? 3. В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков? - Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? (Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем сколько всего на земле листочков). - Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче. Д. - 5 л. ? л. К. - 6 л.. - Решите задачу № 1. Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10) - Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). - Чем задача похожа на предыдущую и чем отличается от неё? (В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой задаче на земле 6 кленовых листочков В первой задаче известно, что упало 5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько всего упало на землю листочков с двух деревьев, во второй задаче известна общее количество листочков и нужно узнать, сколько на земле дубовых листочков.) - Запишите кратко условие. Д. - ? л. 11 л. К. - 6 л.. - Решите задачу № 2. Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10) - Что вы можете сказать о решениях этих задач? - Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.) - Что надо узнать? Запишите задачу кратко. Д. - 5 л. 11 л. К. - ? л. - Решите задачу № 3. Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10) - Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.) - Что одинаково? (Данные, числа.) - Чем отличаются? - Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) - Чем отличаются? (Действиями:1) +; 2) -; 3) -.) - Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.) - Конечно, это обратные задачи. - В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи). - А можно их оформить в виде схематического рисунка (Слайд 11) - Кто может поделиться с Математиком о том, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой). - Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи) - Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их). - Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок). - Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы. |