Открытый урок по математике в 1 классе по теме: «Число 0. Цифра 0»
Цели:
Образовательная: ввести число 0 и цифру 0; рассмотреть свойства 0; написание цифры 0;
Развивающая: закреплять навыки счёта в пределах 10; сравнение чисел; развитие мыслительных навыков, операций, развитие речи, творческих способностей, развитие учебно – познавательной мотивации;
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок математики. Встали ровно, проверили готовность к уроку: учебник, тетрадь в клеточку, дневник, пенал, счетные палочки.
Сели правильно: -Руки на месте? (На месте). -Ноги на месте? (На месте). Стульчик у края? (У края). А спина? (Прямая).
Вступительное слово учителя.
Ребята, я шла в класс и встретила поросят: Ниф- Нифа, Наф- Нафа и Нуф - Нуфа. Они отправляются в кругосветное путешествие. Приглашают и нас с вами, но я вынуждена была отказаться, ведь у нас сейчас очень важный урок - урок математики. Но если мы хорошо поработаем и все успеем, то возможно все -таки отправимся с ними.
-Ребята, скажите, чему мы учимся на уроках математики? (Думать, рассуждать, считать, составлять выражения, учимся записывать цифры).
-Как вы думаете, а мы всё узнали или нам ещё чему-то надо учиться? (….)
А что значит уметь учиться? (Внимательно слушать, открывать новые знания на уроке).
-А чтобы открыть новое знание, необходимо подготовиться, поэтому сейчас МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Устный счёт и практическая работа.
Индивидуальные карточки с заданиями:
- вставить пропущенные числа на числовой прямой;
- решить примеры.
3+1= 2+2= 1+2=
У доски работает 1 человек. Проверка.
Самоопределение к деятельности
-Ребята, нам нужно определить тему сегодняшнего урока. В этом нам помогут наши поросята.
- Сколько всего поросят у нас в гостях? Рядом поставим соответствующее число (3).
-Уменьшите количество поросят на 1.Сколько поросят осталось? (2)
-Где место числа 2 в числовом ряду? (Перед числом 3).
-Уменьшите количество поросят на 1.Сколько осталось? (1)
-Где место числа 1 в числовом ряду? (Перед числом 2).
-Уменьшите количество поросят на 1.Сколько осталось? (Нисколько)
Каким числом обозначим? (0). Как мы получили ноль? (Из одного вычли один).
-Как вы думаете, где будет стоять число 0? (Перед числом 1) Почему? (Ноль меньше 1)
-Назовите тему урока? (Число 0. Цифра 0).
-Чему мы будем учиться? (Получать число 0.Писать цифру 0.)
Работа над новым материалом.
Посмотрите, на слайде две картинки. Составьте задачи по каждой картинке. СЛАЙД 2
(На доске записать пример, но не решать)
-Ребята, а теперь давайте рассмотрим ноль.
-На что он похож? (Ответы детей)
Ноль собой весьма хорош:
На бараночку похож,
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с колобком,
Жить нескучно им вдвоем.
Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.
Прежде, чем продолжим работу, снимем наше напряжение. Разминку проведет ….
ФИЗМИНУТКА
Откройте свои тетради, перед вами образец написания цифры ноль.
Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.
Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву «О».
Послушайте и запомните, как правильно писать цифру 0: СЛАЙД 3
Цифра 0 состоит из одного элемента - большого овала.
Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем, и ведем вверх, касаясь чуть выше середины правой стороны клеточки, закругляем, срезая правый угол и ведем к началу овала, касаясь верхней линии клетки.
Пропишем в воздухе.
А теперь обведите цифру 0 и напишите её до конца строки.
Подчеркните самую красивую цифру.
Ребята, а как мы получили 0? (Из 1 вычли 1). Запишем это выражение в тетрадь.
(Пока пишут – записать на доске следующее задание)
Первичное закрепление
Ребята, следующее задание поможет нам открыть первое правило действия с нулём.
Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства были верными, запишите их в тетрадь. (Комментированное выполнение)
4 – 4 = 5 – 5 = 2 - = 0 1 - = 0
Какой вывод можете сделать?
- Если из числа вычесть то же самое число, то получится ноль.
А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете цифры.
Разминка. Я показываю какое – то число, а вы приседаете. Количество приседаний зависит от цифры на карточке.
Ребята, следующее задание поможет нам закрепить первое правило действия с нулём.
Составьте рассказ и запись по рисунку (на доске)
Какой рассказ получился? (Бабушка испекла 4 пирожка . За обедом съели 4 пирожка. Пирожков на тарелке не осталось)
-Какая запись получилась? (4-4=0)
-Какой вывод можно сделать?
(Если из числа вычесть то же самое число получится ноль).
ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАЕТСЯ - в РТ стр.26 №1, 2
Ребята, на следующем уроке вы узнаете, какая важная персона - ноль, откроете новые правила действия с нулём.
Подведение итогов урока.
А сейчас вспомните, с каким числом вы познакомились на уроке, что узнали. (Познакомились с числом и цифрой 0, научились его писать, узнали, что ноль можно получить если из 1 вычесть 1.Ноль меньше одного, поэтому в числовом ряду стоит перед единицей. А если из любого числа вычесть то же самое число, получится ноль).
Ребята оцените свою работу на уроке: если у вас всё получилось – зелёное яблоко. Если получилось не всё, но будете стараться - красное).
Вы сегодня были молодцами, работали дружно, многое успели. Особенно хорошо работали …………...
Предлагаю вам дома «нарисовать цифру ноль в виде разных предметов (лужи, солнышка, баранки, обруча и т.д.)
Раз урок математики прошел успешно, значит мы можем отправиться в путешествие с нашими гостями – Ниф-Нифом, Наф-Нафом и Нуф-Нуфом.
Спасибо за урок!