СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по МХК Храмовый синтез искусств

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Храмовый синтез искусств»

Цель урока:  формировать у учащихся  представление о воздействующей силе искусства.

Задачи: 

 Образовательная: познакомить учащихся с  таким понятием, как «синтез искусств», с особенностями синтеза искусств в храмах, представляющих основные мировые религии;  научить различать храмы по их архитектуре и декору.                                                                                                                 Развивающая: развивать умение анализировать художественные произведения разных эпох , сопоставлять художественные образы,  выявлять сходство и различия, называть общие черты; развивать умение высказывать свое отношение к различным художественным образам.  

Воспитательная:  воспитывать эстетический вкус, интерес к храмовому искусству.

 Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, экран, компьютерная    презентация

Материалы для учащихся:  тетрадь, учебник.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МХК Храмовый синтез искусств»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №5»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области





Учитель Берендеева Надежда Николаевна







Предмет: «Искусство» 9 класс (общеобразовательный)

Программно-методическое обеспечение: авторская программа «Искусство 8-9 классы»,

авторы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская;

Учебник – Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.



Тема урока: «Храмовый синтез искусств»













Урок «Храмовый синтез искусств»

Цель урока: формировать у учащихся представление о воздействующей силе искусства.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с таким понятием, как «синтез искусств», с особенностями синтеза искусств в храмах, представляющих основные мировые религии; научить различать храмы по их архитектуре и декору. Развивающая: развивать умение анализировать художественные произведения разных эпох , сопоставлять художественные образы, выявлять сходство и различия, называть общие черты; развивать умение высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес к храмовому искусству.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация

Материалы для учащихся: тетрадь, учебник.























Ход урока


Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Р

К

Л




П


Мотивационный этап


Тема

  1. Организационное начало.

"Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими...«


(Павел Флоренский
).



Внимание на экран (фильм «Вселенский храм»).


– Что вы увидели на экране?

Продолжите мысль


– Наверняка, вы уже встречались с таким понятием как «синтез». Как вы объясните, что означает слово «синтез»?

В энциклопедии дается такое определение: синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в единое целое . Термин происходит от др.-греч. слова — соединение, складывание, связывание. Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей.



А теперь дайте определение, что называется синтезом искусств?



  1. Слайд № 2
    Синтез искусств – это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое.

  2. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных искусств, скульптуры и живописи.

Приведите примеры, где соединяются сразу несколько видов искусства, образуя единое целое?


Слайд №3-4.
Какие виды искусств объединяются при создании храмов?





Сформулируйте тему урока




Храмовый синтез искусств


  1. Слайд №5-6.
    Сообщение темы и задач урока.


Подготовка к уроку.










Просмотр фильма


– Произведение искусства объединяющие разные религии……….

Задание «Продолжите мысль»


– Это храм, который объединяет не только…..


– Отвечают на вопрос : синтез – это соединение отдельных частей в единое целое.







Слушают учителя.


Дают определение.



Записывают в тетрадь.











Приводят примеры: дворцы, храмы, театры.





Смотрят слайды. Отвечают на вопрос: ИЗО, скульптура, ДПИ, архитектура.







Формулировка темы





– Сегодня урок будет посвящен синтезу искусств в храмах


Записывают тему урока в тетрадь.




П




Проблема


Что такое храмы? Дайте свое определение.

Найдите определение на с. 116.



  1. Слайд №7-8.
    Храмы – это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии, её
    основные ценности.

Что есть храм с точки зрения верующего?

.

осознавать ценность








Храм – это пример синтеза различных видов искусства. Величественная архитектура церквей и храмов, строгие лики древних икон, фрески, скульптуры, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства – все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой.


Какая возникает проблема?


– Каждый ли из нас, живущих на Земле наследников человеческой культуры, способен осознать ценность этого наследства?

Давайте рассмотрим с вами несколько храмов, относящихся к трем мировым религиям. Обратим внимание на то, какие виды искусств объединяются в храме.


Слайд №9

Но сначала назовите три мировые религии.






Отвечают на вопрос.

Находят определение в учебнике, записывают в тетрадь.


– С точки зрения верующего храм есть как бы земное жилище Бога, место обретения Бога через молитву, место спасения души. В храме человек ищет убежища от мирской суеты

Личностное решение











Слушают учителя.







Формулировка проблемы



– Что для этого нужно , чтобы осознать ценность культурного наследия человечества независимо от его вероисповедания? ( знать культуру разных народов, их традиции, историю развития этого народа)




Отвечают на вопрос: буддизм, христианство, ислам.

Устно выполняют задание. Записывают в тетрадь.












Л











Постановка целей и планирование

-- Невозможно осознать ценность, не зная какие виды искусств объединяются в храмах.

. Следовательно, какой будет 1 шаг в решении этой проблемы?


– Допустим, человек многое знает в области художественной культуры, но совершенно ничего в этом не понимает, он сможет осознать ценность?

– Какой 2 шаг?

– Знать и понимать – это хорошо, но достаточно ли этого?

Допустим, человеку в школе дали знания, и даже объяснили смысл этих шедевров. Но ему совершенно всё равно, почему именно так , а не иначе выглядят храмы разных религий как внутри, так и снаружи.

– Чем ещё должен обладать человек, чтобы осознать ценность культуры?


Сформулируйте 3 цели в решении нашей проблемы?


– Какая из целей лично вас больше всего интересует?

– Какая из целей, на ваш взгляд, самая сложная?







Постановка целей


1. Знание видов искусства


– Нет.


2. Понимание шедевров культуры которые относятся к той или иной религии


Личностное решение






– Внутренней культурой, а так же заинтересованность в познании в историческом наследии предков разных культур.



3. Воспитание внутренней культуры


–Религия

– Значение внешнего и внутреннего убранство храма……

-- Что означает религиозная символика храма






Р




Л






Реализация построенного проекта (1 задача)

Актуализация проблемы

Давайте рассмотрим с вами несколько храмов, относящихся к трем мировым религиям. Обратим внимание на то, какие виды искусств объединяются в храме.

Но сначала назовите три мировые религии.


Слайд № 10.
Задание: расположите мировые религии по порядку их возникновения.


Храм  есть  как  бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души.

В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

Слайд №11-12

  1. Буддийский храм.

Давайте рассмотрим буддийский храм. Буддийский храм является центром многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства.

Слайд №13-14.
Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.

Слайд №15.
Как называются буддийские храмы-башни?

Такие сооружения называются пагоды



В чем особенность архитектуры увиденных храмов? Какие черты архитектуры их объединяют?



Слайд №16-17.
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем ветерке, издавая нежный мелодичный звон. Колокольчики являлись еще и защитой храма от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в обрядах.

Слайд №18.
Главные здания храмов украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими Будду, а также буддийских святых. Буддийская скульптура служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения.

Слайд № 19.
Интерьер храма вызывал у паломников благоговейный трепет.

Какое впечатление произвели на вас буддийские храмы? Какие виды искусства объединяются в этих храмах?



  1. Мусульманский храм.

Теперь познакомимся с мусульманским храмом.

Слайд № 20 .
Как называется мусульманский храм?



Слайд №21-22
Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).



Слайд № 23

Главный фасад со стороны улицы оформляется айваном – арочным порталом больших масштабов (высотой 2-3 этажа) .

Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде.

А что это за башни около мечети? Каково их назначение?

Около каждой мечети возводили один или несколько минаретов – высоких башен, с которых 5 раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Мечеть и минареты составляли единый архитектурный ансамбль.

Слайд № 24-25 .
Мусульманская мечеть включает в себя 2 пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Убранство мечети самое простое: в ней нет мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители. Зато множество колонн, изящных и легких, заполняют молитвенный зал.

Слайд № 26 .
На одной из стен находится ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки. Во время молитвы все становятся лицом к этой нише и повторяют все движения стоящего перед ними священнослужителя – муллы, или имама.

Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к ним устремлены взоры верующего. Подобные стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.

Слайд № 27.
Обратите внимание на орнамент - Арабеска

Мусульманская религия осуждала изображения людей и животных. В Коране говорится, что вырезать идолов и ваять образы человека – дело дьявола. Несчастье ждет того, кто будет изображать живое существо. Поэтому в украшении мечети получил развитие орнаментальный стиль. Стены зданий покрывали арабесками – сложными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Этот орнамент бесконечный, он строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.



Слайд №28.
Арабесками украшались как внутренние стены, так и внешние.

Орнаменты придавали мусульманским мечетям и минаретам нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок.



Какое впечатление произвели на вас мусульманские храмы? Какие виды искусства объединяются в этих храмах?



Слайд №29
Православный храм

Традиционно на Руси к выбору места постройки храма подходили ответственно: выбиралось красивое место, на возвышенности. Самый популярный материал дерево со своими плюсами и минусами. Оно доступно, легко обрабатывается, экологично, не горит и гниёт. Строили храмы и из камня. Строительство храмов, иконопись, как и сама религия пришли к нам из Византии. По началу и мастера которые строили первые храмы были иностранцами.

Слайд №30-33
Храм традиционно состоит их 3 частей: притвор, сам храм /средняя часть/ и алтарь. Каждый храм посвящен какому-нибудь святому или событию: Покрова, Успению Богородицы, Троицы…
Здание храма имеет форму креста/символ Христа/, завершается храм куполом/символ неба/ с крестом. Около храма традиционно размещают колокольню или звонницу: для оповещения верующих о праздниках, службах…
Количество куполов: 1, 2,3, 5, 7, 12. Покрываются сусальным золотом или в цвета: голубой, зеленый. Каменные храмы традиционно окрашены в белый цвет. Могут быть украшены колоннами, закомарами, арочные перекрытия окон, дверей. ля моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигу­ры святых в недосягаемые светящи­еся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают вырази­тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количест­ва лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обря­да молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Слайд №34-36
Католический собор

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет, создавая в храме необыч­ную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (а капелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.




Задание: Знакомство с религиями и храмами


Отвечают на вопрос: Буддизм, христианство, ислам

Устно выполняют задание. Записывают в тетрадь.





Рассматривают фото на слайдах.

Располагают религии по порядку по мере их возникновения

















Рассматривают фото на слайдах.























Отвечают на вопрос.



Записывают в тетрадь: пагода – буддийский храм-башня.



Отвечают на вопрос: многоярусность, приподнятые кверху заостренные края кровли.



















Рассматривают фото. Слушают учителя



Отвечают на вопрос: мечеть

Записывают в тетрадь: мечеть – молитвенное здание мусульман











Отвечают на вопрос: минареты.



Записывают в тетрадь: минарет – высокая башня для призыва мусульман на молитву.







Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайды.









Рассматривают фото на слайдах.









Рассматривают фото на слайдах.









Личностное самоопределение










Записывают в тетрадь: арабеска – геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд.





Рассматривают слайды.



































Отвечают на вопросы.





Личностное самоопределение






Записывают в тетрадь






притвор, сам храм /средняя часть/ и алтарь.


закомарами, арочные перекрытия


Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.























Личностное самоопределение






















витра­жами



П





Л




Закрепление с проговариванием во внешней речи ( Задача 1)


Слайд №40


Заполните таблицу используя ключевые слова приведенные ниже:



Работа с текстом




Православный храм

Католический собор

Мусульманских храм

Буддийский храм



Религиозное действие сопровождается театральным шествием, музыкой и танцами. Коран. Витраж. Хоровое пение. Икона. Орган. Хоровое многоголосие. Мечеть Многочисленные колокольчики. Минарет. Тонкие изящные колонны, столбы, стрельчатые арки. Каллиграфия. Фреска.




К

П

Реализация построенного проекта (2 задача)



Слайд №41 Проверка понимания храмов

Таким образом, сегодня вы познакомились с храмами 3-х мировых религий.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Какой вывод можно сделать по изученному?

Обобщение: Храм - это пример синтеза различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, ДПИ, религиозной музыки.



Чему способствует храмовый синтез искусств?

Синтез искусств способствует усилению эмоционального воздействия на человека, создает определенный психологический настрой.


Как называется этот храм?

К какой религии он принадлежит?

В чем особенности его архитектуры и декора?





Задание:

Найти соответствие храма и изображения:

Православный храм

1.

Католический собор

2.

Мусульманских храм

3.

Буддийский храм

4.

Найти соответствие храма и интерьера:

Православный храм

1.

Католический собор

2.

Мусульманских храм

3.

Буддийский храм

4.




К


П

Реализация построенного проекта (3 задача)


ключевое слово слово


Слайд №42



Допишите пропущенные слова.

1.Синтез искусств - это соединение нескольких разных .........................(видов искусства) в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.


2. Какие виды искусств взаимосвязаны в храме?

П

а) архитектура б) декоративно-прикладное искусство в) скульптура г) живопись д) литература е) музыка


3. Подберите правильное понятие для определения.

….. - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

а) терем б) храм в) мегалиты г) Стоунхендж д) менгиры


4. В чем отразилось представление человека о мире, мироощущении эпохи и народов?

а) в архитектуре б) оформление храмов в) музыке г) скульптуре

д) литературе


5. К каким человеческим чувствам обращается религиозное искусство?

а) сострадание б) эгоизм в) умиротворение г) одухотворение

д) неприязнь е) сочувствие





Слайд №43

Рефлексия

– Мне интересно, как бы вы ответили на вопрос: в чём заключается миссия храма независимо от вероисповедания?

Я предлагаю вам из 3 определений что такое храм , выбрать наиболее вам понравившееся, и, взяв его за основу, дать свой ответ на этот вопрос (даю время на обдумывание)

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.




Ответ по алгоритму:

1. Из всех определений « Что такое храм» мне больше всего понравилось следующее: ………………………………………………

2. На мой взгляд, миссия храма заключается в том, чтобы……………………

Слайд №44 Домашнее задание

– Какие виды искусства воплощает в себе храм?

Мы с вами разобрали понятия, дающие представление о внешнем и внутреннем убранстве храмов зависимости к какой вере он относится.


Я предлагаю вам подумать, представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.


(Задание на дом.) Эссе – храм будущего













Слайд №45 Список литературы:

  • Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8—9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009

  • Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.

  • http://www.nice-places.com/data/articles/3926.jpg

  • http://www.nice-places.com/articles/russia/moscow/395.htm

  • http://www.traveltours.ru/msk/articles/countries/india/hrams/

  • http://www.ipnn.ru/uspen.html

  • http://www.rezchiki.ru/images/works/rezba/hramy/toporkovo/toporkovo_outside_all.jpg

  • http://www.piligrims.ru/assets/images/bloggers/KirGredeshi/Gotik%20copy.jpg

  • http://www.xxc.ru/complex/xxc/index.htm

  • http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100215/21559.p.jpg

  • http://www.pravoslavie.ru/put/30087.htm

  • http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/odab/page/icons/afrika/05.htm

  • http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&poisk=yes

  • http://news.students.ru/2008/11/05/print:page,1,sredizemnomorskijj_treugolnik.html

  • http://virtualeuropa.narod.ru/gb/salisbury2.htm

  • http://www.labirint.travel/activity.php?id=501

  • http://www.liveinternet.ru/users/whitepantera/post89545575/

  • http://www.meshet.kz/ru/analityc_96.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!