Актуализация проблемы Давайте рассмотрим с вами несколько храмов, относящихся к трем мировым религиям. Обратим внимание на то, какие виды искусств объединяются в храме. Но сначала назовите три мировые религии. Слайд № 10. Задание: расположите мировые религии по порядку их возникновения. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного. Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение. Слайд №11-12 Буддийский храм. Давайте рассмотрим буддийский храм. Буддийский храм является центром многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Слайд №13-14. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером. Слайд №15. Как называются буддийские храмы-башни? Такие сооружения называются пагоды
В чем особенность архитектуры увиденных храмов? Какие черты архитектуры их объединяют?
Слайд №16-17. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем ветерке, издавая нежный мелодичный звон. Колокольчики являлись еще и защитой храма от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в обрядах. Слайд №18. Главные здания храмов украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими Будду, а также буддийских святых. Буддийская скульптура служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Слайд № 19. Интерьер храма вызывал у паломников благоговейный трепет. Какое впечатление произвели на вас буддийские храмы? Какие виды искусства объединяются в этих храмах?
Мусульманский храм. Теперь познакомимся с мусульманским храмом. Слайд № 20 . Как называется мусульманский храм?
Слайд №21-22 Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).
Слайд № 23 Главный фасад со стороны улицы оформляется айваном – арочным порталом больших масштабов (высотой 2-3 этажа) . Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. А что это за башни около мечети? Каково их назначение? Около каждой мечети возводили один или несколько минаретов – высоких башен, с которых 5 раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Мечеть и минареты составляли единый архитектурный ансамбль. Слайд № 24-25 . Мусульманская мечеть включает в себя 2 пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Убранство мечети самое простое: в ней нет мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители. Зато множество колонн, изящных и легких, заполняют молитвенный зал. Слайд № 26 . На одной из стен находится ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки. Во время молитвы все становятся лицом к этой нише и повторяют все движения стоящего перед ними священнослужителя – муллы, или имама. Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к ним устремлены взоры верующего. Подобные стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока. Слайд № 27. Обратите внимание на орнамент - Арабеска Мусульманская религия осуждала изображения людей и животных. В Коране говорится, что вырезать идолов и ваять образы человека – дело дьявола. Несчастье ждет того, кто будет изображать живое существо. Поэтому в украшении мечети получил развитие орнаментальный стиль. Стены зданий покрывали арабесками – сложными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Этот орнамент бесконечный, он строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Слайд №28. Арабесками украшались как внутренние стены, так и внешние. Орнаменты придавали мусульманским мечетям и минаретам нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок.
Какое впечатление произвели на вас мусульманские храмы? Какие виды искусства объединяются в этих храмах?
Слайд №29 Православный храм Традиционно на Руси к выбору места постройки храма подходили ответственно: выбиралось красивое место, на возвышенности. Самый популярный материал дерево со своими плюсами и минусами. Оно доступно, легко обрабатывается, экологично, не горит и гниёт. Строили храмы и из камня. Строительство храмов, иконопись, как и сама религия пришли к нам из Византии. По началу и мастера которые строили первые храмы были иностранцами. Слайд №30-33 Храм традиционно состоит их 3 частей: притвор, сам храм /средняя часть/ и алтарь. Каждый храм посвящен какому-нибудь святому или событию: Покрова, Успению Богородицы, Троицы… Здание храма имеет форму креста/символ Христа/, завершается храм куполом/символ неба/ с крестом. Около храма традиционно размещают колокольню или звонницу: для оповещения верующих о праздниках, службах… Количество куполов: 1, 2,3, 5, 7, 12. Покрываются сусальным золотом или в цвета: голубой, зеленый. Каменные храмы традиционно окрашены в белый цвет. Могут быть украшены колоннами, закомарами, арочные перекрытия окон, дверей. ля молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей. Слайд №34-36 Католический собор Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа. | Задание: Знакомство с религиями и храмами Отвечают на вопрос: Буддизм, христианство, ислам Устно выполняют задание. Записывают в тетрадь.
Рассматривают фото на слайдах. Располагают религии по порядку по мере их возникновения
Рассматривают фото на слайдах.
Отвечают на вопрос.
Записывают в тетрадь: пагода – буддийский храм-башня.
Отвечают на вопрос: многоярусность, приподнятые кверху заостренные края кровли.
Рассматривают фото. Слушают учителя
Отвечают на вопрос: мечеть Записывают в тетрадь: мечеть – молитвенное здание мусульман
Отвечают на вопрос: минареты.
Записывают в тетрадь: минарет – высокая башня для призыва мусульман на молитву.
Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайды.
Рассматривают фото на слайдах.
Рассматривают фото на слайдах.
Личностное самоопределение
Записывают в тетрадь: арабеска – геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд.
Рассматривают слайды.
Отвечают на вопросы. Личностное самоопределение Записывают в тетрадь притвор, сам храм /средняя часть/ и алтарь. закомарами, арочные перекрытия Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Личностное самоопределение витражами | П
Л
|