СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию»

Тема. «Правовое государство»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках,

  • продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами,

  • вызвать интерес к предмету,

  • коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная власти, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.


Ход урока

I. Организационный момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.


II. Повторение изученного ранее.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос.

  1. Что означает слово «Политический режим»?

  2. Каковы основные типы политических режимов?

  3. Чем характеризуется тоталитарный режим?

  4. Чем характеризуется демократический режим?

  5. Чем характеризуется авторитарный режим?

Задание 2. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Признак

Тип

  1. уважение к правам человека

  2. контроль над политической и частной жизнью граждан

  3. выборность высших должностных лиц

  4. принцип разделения властей

  5. идеологическая свобода

  6. стремление контролировать личность

  7. бесконтрольность власти со стороны общества

  8. отсутствие многопартийности

  9. полный контроль над гражданами

  10. применение репрессий против собственных граждан

  11. сохранение свободы экономической деятельности

  12. создание обстановки страха

  13. преобладание обязанностей над правами

  14. обожествление политических лидеров

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14
















III. Изучение нового материала

ПЛАН:

  1. Понятие «правовое государство».

  2. Развитие учения о правовом государстве.

  3. Принципы (признаки) правового государства.

  4. Государственная власть в РФ.

(Запись темы и плана в тетрадь)

1. Понятие «правовое государство»

Беседа по теме «Правовое государство».

  • Что такое право?

  • Что выше: право или власть? (учащиеся высказывают свое мнение, рассуждают)

Учитель показывает Презентацию «Правовое государство» осуществляет межпредметную связь с историей, формулирует понятие «правовое государство».


ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, в котором обеспечены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву.

(Запись определения в тетрадь).


2. Развитие учения о правовом государстве.

Задание 1. Используя текст учебника на стр. 30-32, заполните таблицу «Развитие учения о правовом государстве».

Мыслители

Идеи

Платон

(427—347 гг. до н. э.)


Аристотель

(384—322 гг. до н. э.)


Цицерон

(106—43 гг. до н. э.)


Дж. Локк

(1632—1704)


Ш. Монтескье

(1689—1755)


И. Кант

(1724—1804)


(Учащиеся извлекают необходимую информацию из текста, для заполнения таблицы. Таблица заполняется совместно с учителем, в ходе просмотра Презентации.)


3. Принципы (признаки) правового государства

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 29, назовите основные принципы (признаки) правового государства.

Принципы (признаки) правового государства:

  1. верховенство права (правового закона),

  2. незыблемость прав и свобод человека,

  3. разделение властей. (Запись в тетрадь).


Рассказ учителя сопровождается показом Презентации «Правовое государство».

( Запись в тетрадь схемы «Государственная власть»).

Государственная власть

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Задание. Определи вид государственной власти

ПРИЗНАКИ:

  1. Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.

  2. Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.

  3. Её еще называют представительной.

Ответ: Законодательная власть

ПРИЗНАКИ:

  1. Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.

  2. Действует на основе принятых представительной властью законов.

  3. Не избирается, а чаще всего назначается.

Ответ: Исполнительная власть

ПРИЗНАКИ:

  1. Самостоятельная и независимая ветвь власти.

  2. Защищать право путем осуществления правосудия

Ответ: Судебная власть

Задание «Подумай».

1. В государстве Y народ это источник власти. Законодательная и исполни­тельная власть находится в руках верховного правителя, суд независим.

Можно ли назвать государство Y правовым? Докажи.

2. Государство Z — республика. Граждане имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед народом. Существует многопартийность.

Можно ли назвать государство Z правовым? Докажи.


4. Государственная власть в РФ.

Задание 4. Прочитайте материал ученика на стр. 33-35 и составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.

Схема «Разделение властей»


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СУДЕБНАЯ

Парламент:
Федеральное собрание,
состоит из двух палат:
Совета Федерации
и Государственной Думы

Правительство РФ

Конституционный суд;

Суды общей юрисдикции;

Арбитражный суд

(Запись Схемы в тетрадь).

IV. Закрепление. Обобщение.

Работа со словарём.

Право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.


Фронтальный опрос:

  • Что такое «правовое государство»?

  • Каковы признаки правового государства?

  • В чём сущность разделения властей?

  • Чем представлена законодательная власть в России?

  • Чем представлена исполнительная власть в России?

  • Чем представлена судебная власть в России?


Карточка

Задание 1. Выберите правильный ответ.

Для правового государства характерно

  • 1) наличие единого правителя

  • 2) сильный государственный аппарат

  • 3) главенство судебной ветви власти

  • 4) незыблемость прав и свобод человека

Какая из перечисленных характеристик относится к правовому государству?

  • 1) отделение школы от церкви

  • 2) отсутствие смертной казни

  • 3) разделение властей

  • 4) наличие частной собственности

Какой орган осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации?

  • 1) Высший Арбитражный Суд РФ

  • 2) Правительство РФ

  • 3) Счётная Палата РФ

  • 4) Государственная Дума РФ

Какой орган осуществляет законодательную власть в Российской Федерации?

  • 1) Федеральное Собрание

  • 2) Правительство РФ

  • 3) Совет Федерации РФ

  • 4) Государственная Дума РФ

Какой орган осуществляет судебную власть в Российской Федерации?

  • 1) Высший Арбитражный Суд РФ

  • 2) Конституционный Суд РФ

  • 3) Счётная Палата РФ

  • 4) Государственная Дума РФ

5) Суды общей юрисдикции

Задание 2. Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?

А. Принцип разделения властей ослабляет государство и поэтому не за­крепляется в Конституции РФ.

Б. Принцип разделения властей закреплён в Конституции РФ.

  • 1) верно только А

  • 2) верно только Б

  • 3) верны оба суждения

  • 4) оба суждения неверны


V. Итог урока.

1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.


3. Домашнее задание.

  1. Выучить записи в тетради.






6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!