СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию 6 класса "Человек и человечность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный урок с видеоматериалами, презентацией и конспектом. Построен на активной самостоятельной работе, проблемному поиску, самостоятельным выводам.

Просмотр содержимого документа
«человек и человечность»

Урок «Человек и человечность»

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Очень рада вас видеть!

II. Мотивационно-целевой этап

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- но это просто глупо! – закричал человек.

- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.



- О чем эта притча?

- Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.

- Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

План урока:

  1. Что такое гуманизм.

  2. Прояви внимание к старикам.

III.Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

- Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске. )

- Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и предложите пример, который показывает наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

  1. Великодушие

  2. Доброе

  3. Уважительное

  4. Готовность понять

  5. Отношение как к равному

- На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.



Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей



Гуманизм -

- Критерий оценки справедливого общества – благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. ( начало 14 – конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Содержание понятия гуманизм менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь.

- Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Рабочий материал:

  1. Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности ( Конфуций)

  2. Народу много, а людей немного ( Диоген)

  3. Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным ( К.Маркс)

  4. Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью ( В.Гюго)

  5. В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.

  6. ( Ч.Диккенс)

  7. Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. ( Ж. Ренан)

  8. Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

( Саади)



- Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

- Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?



2.Прояви внимание к старикам



С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?

- Как вы думаете, что означает слово «благогови».

Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.



«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»



Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.



- Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

- Какие из этих правил вы выполняете?



Прочитайте рассказ составленный по картине Максимова «Все в прошлом»

IV. Подведение итогов.

Вопросы на слайде

V. Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.











Комфортно


Уверен в своих силах


Хорошо



Плохо



Крайне скверно







Домашнее задание:

§ 12 прочитать.

Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.







Дополнительно

В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация – мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.



- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же! нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!



- О чем эта история? Чему научил вас этот случай?



Просмотр содержимого презентации
«человек и человечность»

Послушайте притчу, и ответьте на вопросы

Послушайте притчу, и ответьте на вопросы

ответьте на вопросы

ответьте на вопросы

  • - О чем эта притча?
  • - Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.
Человек и человечность

Человек и человечность

1. Что такое гуманизм.

1. Что такое гуманизм.

  • Гуманное отношение к человеку:
  • Великодушие
  • Доброе
  • Уважительное
  • Готовность понять
  • Отношение как к равному
На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составьте схему его сущности.
  • На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составьте схему его сущности.
ценность человека пример Гуманизм права человека на свободу право человека на развитие и проявления своих способностей право человека на счастье

ценность человека

пример

Гуманизм

права человека на свободу

право человека на развитие и проявления своих способностей

право человека на счастье

благо человека пример Гуманизм Любовь к людям ответственность человека за свои действия Уважение к людям

благо человека

пример

Гуманизм

Любовь к людям

ответственность человека за свои действия

Уважение к людям

Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

  • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности ( Конфуций)
  • Народу много, а людей немного ( Диоген)
  • Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным ( К.Маркс)
  • Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью ( В.Гюго)
  • В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. ( Ч.Диккенс)
  • Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. ( Ж. Ренан)
  • Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека. ( Саади)
2.Прояви внимание к старикам

2.Прояви внимание к старикам

Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.
  • Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.
- Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня? - Какие из этих правил вы выполняете?
  • - Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?
  • - Какие из этих правил вы выполняете?
Прочитайте рассказ составленный по картине В.М. Максимова «Все в прошлом»

Прочитайте рассказ составленный по картине В.М. Максимова «Все в прошлом»

Что такое человечность? Дайте свое определение гуманизм Почему нужно заботится о слабых, пожилых людях?
  • Что такое человечность?
  • Дайте свое определение гуманизм
  • Почему нужно заботится о слабых, пожилых людях?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!