Разработка урока по обществознанию 8 класс
Тема: Рыночная экономика.Конкуренция.Многообразие рынков.
Основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, Величина спроса и предложения, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран, приложение к уроку.
Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи:
Образовательные:
-
Научить определять условия функционирования рынка.
-
Подвести к понимаю закона взаимосвязи спроса и предложения
-
Показать условия возникновения рыночного равновесия
-
Показать последствия несовершенной конкуренции конкуренция
Развивающие:
-
Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
-
Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Воспитательные:
-
Развивать познавательный интерес.
-
Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
-
Показать пример недопустимости перехода способов экономического взаимодействия на общечеловеческий уровень.
Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.
Межпредметные и внутри предметные связи – история математика
Ход урока
-
Организационный момент.
Знакомство с темой, Повторение пройденного материала - Экономика (Главные вопросы)
-
Что такое экономика? Наука -
-
Какие главные вопросы экономики мы с Вами знаем?
И сегодня нас будет интересовать вопрос: в каком количестве производить определенный товар и услугу?
-структуру ДЖОТ ТОТС. Вы должны будете подобрать и записать термины, связанные с темой «Экономика как хозяйство и наука». (2 минуты)
Знакомство с проблемой и планом урока
Каким образом сбалансировать интересы производителя и потребителя?
Одним из основных механизмов регулирования выступает рынок
-
Изучение нового материала.
План:
Рынок и рыночная экономика как понятие 7 минут
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.
Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на
-
многообразии форм собственности.
-
конкуренции
-
Свободном ценообразовании
-
Многообразие рынков
1) Место купли-продажи товаров, встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;
2) Форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты, на основе которых совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Экономика, основанная на таких отношениях, называется рыночной. Основные причины возникновения рыночной экономики: развитие разделения труда (специализация; возможность и необходимость обмена, купли-продажи); частная собственность (формирование свободных цен).
Формы собственности 3 минуты
-
Государственная
-
Частная
-
Муниципальная
+ Другие варианты (общественные организации)
По Конституции РФ все формы собственности равноправны.
Все формы собственности равноправны
Конкуренция 7 минут
Конкуренция – это соперничество между производителями в борьбе за лучший экономический результат.
-
Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
-
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.
Пример:фабрика А и фабрика Б производят аналогичный товар на территории одного государства. Каждая из фирм улучшает качество товара и совершенствует технику производства, чтобы большее количество людей покупали именно их товар.
Схема: виды конкуренции
Пример:РЖД.
Пример:в газовой отрасли России на данный момент 3 крупнейших участника.
1. Рыбы в море поступают, как люди на земле: большие поедают малых. (У. Шекспир). 2. КОНКУРЕНЦИЯ – жизнь торговли и смерть торговцев. (Элберт Хаббард). 3. КОНКУРЕНЦИЯ обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Дэвид Сарнофф). 4. Там, где нет КОНКУРЕНЦИИ, спится лучше, но живется хуже.
Ценообразование 10 минут
Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями спрос и предложение.
-
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
СПРОС
Пример:
вам необходимо купить перчатки. В условиях рыночной конкуренции выбор будет очень большим, начиная от самых обычных за сто рублей и заканчивая брендовыми за тысячу. От чего будет зависеть ваш выбор? В первую очередь, конечно, от той суммы денег, которую вы готовы потратить на приобретение перчаток; далее — от ваших предпочтений, целей и пожеланий: перчатки с утеплением, перчатки строительные и т.д
Величина спроса - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Пример:
Если продавец видит, что спрос на коричневые перчатки увеличился, а на синие уменьшился, чему может быть много разных причин, продавец будет стараться закупить или произвести большее количество перчаток коричневого цвета, а синего — наоборот, будет производить меньше.
Аукцион : ручка кто готов ее купить по цене 5 рублей повышение
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - - это возможность и желание производителя продать конкурентный товар
Аукцион2 :Кто готов производить подобные товары если цена на него будет10?
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. –
Групповая работа
Как на равновесную цену повлияют следующие явления: реклама, экономический кризис, неурожай (дифицит), перепроизводство (затоваривание рынка)
Закрепление нового материала 5 минут
Каким образом сбалансировать интересы производителя и потребителя? Проблема
С помощью рынка – основанного на 3 основных принципах
Что такое рыночная экономика? – формулирование определения
Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на
-
многообразии форм собственности.
-
конкуренции
-
Свободном ценообразовании
Закон спроса ?
Закон предложения?
«Невидимая рука рынка» — метафора шотландского экономиста А. Смита. Принцип, который заключается в том, что порядок в рыночной экономике возникает непреднамеренно. Случается это потому, что каждый участник рынка действует в своих интересах, но формирует общий полезный результат для всего общества.
Пример:
Аня пришла к парикмахеру, чтобы сделать новую причёску (личный интерес). Заплатила за услугу (полезный результат). Парикмахер на заработанные деньги может приобрести что-то полезное для себя.
Рука рынка невидимая, потому что в рыночной экономике (в отличие от командной) спрос и предложение должны достигать равновесия автоматически.
Многообразие рынков
Задачи рынка. На рынке может продаваться только то, что уже произведено, следовательно, рынок охватывает и обмен, и производство, и потребление. Рынок определяет направления преобразований в самом процессе производства, реальную цену товара, реальную зарплату работников и прибыль предпринимателей, производство тех товаров, которые действительно нужны обществу.
Функции рынков:
ИНФОРМАЦИОННАЯ:
• Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции (если цена повысилась) не хватает и где и какая продукция произведена с избытком (цена снизилась, скидки). (Пример. Если цена на телефоны САМСУНГ повысится, это говорит производителю о том, что данная марка телефона покупается потребителями больше и нужно увеличить его производство. В то же время цены на НОКИА снизились, потому что их стали меньше покупать и продавцы установили скидки, чтобы таким образом привлечь внимание покупателей и не лишиться прибыли.)
РЕГУЛИРУЮЩАЯ:
• Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей. (реагируя на изменение цен, производитель корректирует объем товаров, меняет ассортимент, повышает качество товаров. Пример. Перед началом зимнего сезона производители одежды и обуви снижают цены на осеннюю коллекцию и прекращают на время их производство, чтобы тратить свои ресурсы, деньги для производства зимней одежды, которая сейчас принесет большую прибыль)
СТИМУЛИРУЮЩАЯ:
• Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки, так как повысить цену своего товара им мешают конкуренты с такой же продукцией. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс. (Пример. В районе открылась новая пекарня, где используют новейшее оборудование. Благодаря этому пекарня сэкономила на затратах и снизила цену хлеба. А прежняя пекарня не могла снизить цены, в этом случае она не получала бы прибыль. В результате покупатели предпочли покупать хлеб новой пекарни, старая же лишилась покупателей и обанкротилась)
САНИРУЮЩАЯ:
• Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц (товары которых перестали пользоваться спросом) и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным (фирмы, которые способны заинтересовать потребителя, производящие нужный товар). (Пример. Когда фирма А начала производство автоматизированных стиральных машин, которые намного облегчают стирку белья, фирма Б, производящая машины прежних конструкций, начала терпеть убытки и вынуждена была закрыться)
Дополнительные задания.
Задача 1. С каким из изученных сегодня терминов связаны следующие изображения?
Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?
Задача 3. структуру РАФТ. Вы будете выступать в роли исследователей конкуренции, которым нужно подготовить брошюру для широких слоев населения. Для этого нужно указать: 4 участник – определение термина (конкуренция в экономике), 3 участник – конкретный пример из жизни, 2 участник – положительные черты конкуренции, 1 участник – отрицательные черты. Перед вами лежат листы и стиплеры. Каждый участник, после обсуждения в группе, берет и заполняет отдельный лист, после окончания работы все листы скрепляются. Выслушиваются выступления (5-7 минут, опрашивается 1 участник каждой группы).
Д/З: выявить положительные и отрицательные черты рынка на конкретных примерах
5