СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию 8 класс Тема: Рыночная экономика.Конкуренция.Многообразие рынков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

Рыночная экономика -  - это способ организации   хозяйственной жизни,

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию 8 класс Тема: Рыночная экономика.Конкуренция.Многообразие рынков.»

Разработка урока по обществознанию 8 класс

Тема: Рыночная экономика.Конкуренция.Многообразие рынков.

Основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, Величина спроса и предложения, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран, приложение к уроку.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить определять условия функционирования рынка.

  2. Подвести к понимаю закона взаимосвязи спроса и предложения

  3. Показать условия возникновения рыночного равновесия

  4. Показать последствия несовершенной конкуренции конкуренция

Развивающие:

  1. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

  2. Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  1. Развивать познавательный интерес.

  2. Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

  3. Показать пример недопустимости перехода способов экономического взаимодействия на общечеловеческий уровень.

Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.

Межпредметные и внутри предметные связи – история математика

Ход урока

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, Повторение пройденного материала - Экономика (Главные вопросы)

    1. Что такое экономика? Наука -

    2. Какие главные вопросы экономики мы с Вами знаем?

И сегодня нас будет интересовать вопрос: в каком количестве производить определенный товар и услугу?

-структуру ДЖОТ ТОТС. Вы должны будете подобрать и записать термины, связанные с темой «Экономика как хозяйство и наука». (2 минуты)

Знакомство с проблемой и планом урока

Каким образом сбалансировать интересы производителя и потребителя?

Одним из основных механизмов регулирования выступает рынок

  1. Изучение нового материала.

План:

Рынок и рыночная экономика как понятие 7 минут

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на

  1. многообразии форм собственности.

  2. конкуренции

  3. Свободном ценообразовании

  4. Многообразие рынков

1) Место купли-продажи товаров, встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;

2) Форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты, на основе которых совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Экономика, основанная на таких отношениях, называется рыночной. Основные причины возникновения рыночной экономики: развитие разделения труда (специализация; возможность и необходимость обмена, купли-продажи); частная собственность (формирование свободных цен).

Формы собственности 3 минуты

  • Государственная

  • Частная

  • Муниципальная

+ Другие варианты (общественные организации)

По Конституции РФ все формы собственности равноправны.

Все формы собственности равноправны

Конкуренция 7 минут

Конкуренция – это соперничество между производителями в борьбе за лучший экономический результат.

  • Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.

Пример:фабрика А и фабрика Б производят аналогичный товар на территории одного государства. Каждая из фирм улучшает качество товара и совершенствует технику производства, чтобы большее количество людей покупали именно их товар.

Схема: виды конкуренции

  • Совершенная конкуренция – идеальное равенство условий. В условиях совершенной конкуренции на рынке одновременно присутствует множество продавцов и покупателей. В отдельных отраслях рыночной экономики могут складываться олигополии и монополии

  • Несовершенная конкуренция

    • Монополия- тип конкурентного рынка, при котором существует лишь один крупный продавец.

Пример:РЖД.

    • Олигополия-конкуренции, при котором несколько крупных продавцов контролируют рынок.

Пример:в газовой отрасли России на данный момент 3 крупнейших участника.

  • Конкуренция как способ взаимодействия перешла из разряда экономических в разряд общекультурных явлений и стала способом и межличностного взаимодействия.

    • Как вы считаете, Какой эффект (положительный или отрицательный) это принесло?

      • Отбор лучших, но при этом выбраковка средних?

    • Сотрудничество

    • В каких ситуациях конкуренция может принести пользу – а в перспективе?

    • При поступлении в институт. Только конкурентная основа

    • Недопустимо смешивать способы экономического взаимодействия и межличностного?

1. Рыбы в море поступают, как люди на земле: большие поедают малых. (У. Шекспир). 2. КОНКУРЕНЦИЯ – жизнь торговли и смерть торговцев. (Элберт Хаббард). 3. КОНКУРЕНЦИЯ обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Дэвид Сарнофф). 4. Там, где нет КОНКУРЕНЦИИ, спится лучше, но живется хуже.

Ценообразование 10 минут

Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями спрос и предложение.

  1. Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

СПРОС

Пример:

вам необходимо купить перчатки. В условиях рыночной конкуренции выбор будет очень большим, начиная от самых обычных за сто рублей и заканчивая брендовыми за тысячу. От чего будет зависеть ваш выбор? В первую очередь, конечно, от той суммы денег, которую вы готовы потратить на приобретение перчаток; далее — от ваших предпочтений, целей и пожеланий: перчатки с утеплением, перчатки строительные и т.д

Величина спроса - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Пример:

Если продавец видит, что спрос на коричневые перчатки увеличился, а на синие уменьшился, чему может быть много разных причин, продавец будет стараться закупить или произвести большее количество перчаток коричневого цвета, а синего — наоборот, будет производить меньше.

Аукцион : ручка кто готов ее купить по цене 5 рублей повышение

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение - - это возможность и желание производителя продать конкурентный товар

Аукцион2 :Кто готов производить подобные товары если цена на него будет10?

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.



Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. –

Групповая работа

Как на равновесную цену повлияют следующие явления: реклама, экономический кризис, неурожай (дифицит), перепроизводство (затоваривание рынка)

Закрепление нового материала 5 минут

Каким образом сбалансировать интересы производителя и потребителя? Проблема

С помощью рынка – основанного на 3 основных принципах

Что такое рыночная экономика? – формулирование определения

Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на

  1. многообразии форм собственности.

  2. конкуренции

  3. Свободном ценообразовании

Закон спроса ?

Закон предложения?

«Невидимая рука рынка» — метафора шотландского экономиста А. Смита. Принцип, который заключается в том, что порядок в рыночной экономике возникает непреднамеренно. Случается это потому, что каждый участник рынка действует в своих интересах, но формирует общий полезный результат для всего общества.

Пример:

Аня пришла к парикмахеру, чтобы сделать новую причёску (личный интерес). Заплатила за услугу (полезный результат). Парикмахер на заработанные деньги может приобрести что-то полезное для себя.

Рука рынка невидимая, потому что в рыночной экономике (в отличие от командной) спрос и предложение должны достигать равновесия автоматически.

Многообразие рынков

Задачи рынка. На рынке может продаваться только то, что уже произведено, следовательно, рынок охватывает и обмен, и производство, и потребление. Рынок определяет направления преобразований в самом процессе производства, реальную цену товара, реальную зарплату работников и прибыль предпринимателей, производство тех товаров, которые действительно нужны обществу.


Функции рынков:

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

• Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции (если цена повысилась) не хватает и где и какая продукция произведена с избытком (цена снизилась, скидки). (Пример. Если цена на телефоны САМСУНГ повысится, это говорит производителю о том, что данная марка телефона покупается потребителями больше и нужно увеличить его производство. В то же время цены на НОКИА снизились, потому что их стали меньше покупать и продавцы установили скидки, чтобы таким образом привлечь внимание покупателей и не лишиться прибыли.)

РЕГУЛИРУЮЩАЯ:

• Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей. (реагируя на изменение цен, производитель корректирует объем товаров, меняет ассортимент, повышает качество товаров. Пример. Перед началом зимнего сезона производители одежды и обуви снижают цены на осеннюю коллекцию и прекращают на время их производство, чтобы тратить свои ресурсы, деньги для производства зимней одежды, которая сейчас принесет большую прибыль)

СТИМУЛИРУЮЩАЯ:

• Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки, так как повысить цену своего товара им мешают конкуренты с такой же продукцией. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс. (Пример. В районе открылась новая пекарня, где используют новейшее оборудование. Благодаря этому пекарня сэкономила на затратах и снизила цену хлеба. А прежняя пекарня не могла снизить цены, в этом случае она не получала бы прибыль. В результате покупатели предпочли покупать хлеб новой пекарни, старая же лишилась покупателей и обанкротилась)

САНИРУЮЩАЯ:

• Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц (товары которых перестали пользоваться спросом) и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным (фирмы, которые способны заинтересовать потребителя, производящие нужный товар). (Пример. Когда фирма А начала производство автоматизированных стиральных машин, которые намного облегчают стирку белья, фирма Б, производящая машины прежних конструкций, начала терпеть убытки и вынуждена была закрыться)

Дополнительные задания.

Задача 1. С каким из изученных сегодня терминов связаны следующие изображения?

Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?

Задача 3. структуру РАФТ. Вы будете выступать в роли исследователей конкуренции, которым нужно подготовить брошюру для широких слоев населения. Для этого нужно указать: 4 участник – определение термина (конкуренция в экономике), 3 участник – конкретный пример из жизни, 2 участник – положительные черты конкуренции, 1 участник – отрицательные черты. Перед вами лежат листы и стиплеры. Каждый участник, после обсуждения в группе, берет и заполняет отдельный лист, после окончания работы все листы скрепляются. Выслушиваются выступления (5-7 минут, опрашивается 1 участник каждой группы).

Д/З: выявить положительные и отрицательные черты рынка на конкретных примерах


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя