СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию на тему: "Религия как одна из форм культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на изучение функций религии, особенностей религиозной веры, а также форм религиозных объединений.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию на тему: "Религия как одна из форм культуры"»

План урока по обществознанию в 8 классе

Тема урока: «Религия как одна из форм культуры»

Цель урока: сформировать у учащихся комплекс знаний о религии как одной из форм культуры.

Задачи урока:



  • Учебная:  усвоение учащимися сведений о функциях религии, особенностях религиозной веры, видах религиозных организаций,  понятий «свобода совести», «свобода вероисповедания», «атеизм», «секта», «харизматический культ»;



  • Развивающая:  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие ассоциативного мышления и исследовательских навыков обучающихся выполнять нетрадиционное задание - кроссенс; делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;



  • Воспитательная:  развитие навыков культуры общения в рамках группы, класса,  расширение социального кругозора.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Поздоровайтесь в нашими гостями.

Ребята, сегодня мы будем работать в группах. На партах вы видите рабочие листы, в которых вы будете заполнять конспект, а также дополнительный раздаточный материал. Проверьте наличие ручек и учебников на партах.

  1. Актуализация знаний учащихся

Ребята, на данный момент мы изучаем с вами тему: «Сфера духовной жизни общества». Еще на первом уроке, посвященном этой теме, мы упоминали особенности данной сферы жизни общества, в частности, ее сложную структуру. В процессе изучения этой темы мы познакомились с понятиями мораль, язык, наука. Сегодняшний урок мы посвятим изучению религии.

Сегодня мы с вами будем изучать тему «Религия как одна из форм культуры». На уроке мы познакомимся с особенностями религиозной веры, с функциями религии, с формами религиозных объединений, а также выясним, что такое свобода совести и свобода вероисповедания и как данные принципы реализуются в нашем государстве.



Учитель : Давайте, поиграем в ассоциации. Назовите первые слова, которые ассоциируются у вас с понятием «религия».

Ученики называют: «крест», «Бог», «вера», «секта».

Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение «религия».

Итак, религия – что это?

Учащиеся выражают свое мнение

Запись определения в рабочий лист.

  • РЕЛИГИЯ –совокупность представлений, основанных на вере в Бога, божеств, а также соответствующее поведение и действия.

  1. Основная часть

Учитель: любая религия неразрывно связана с верой. Не случайно словосочетания «верующий человек» и «религиозный человек» часто употребляются как синонимы. Итак, что такое религиозная вера и в чем состоит ее суть?

Работа с учебником с 96-97.

Учитель: ученые утверждают, что первые религиозные представления появились приблизительно 40 тысяч лет назад, то есть ориентировочно в то время, когда на земле начал существование человек разумный «homo sapiens».

Как вы думаете, почему человек верил в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?

Ответы учащихся : чтобы объяснить непонятные природные явления, катаклизмы.

Учитель: то есть простое невежество. Современного человека вряд ли можно назвать невеждой – он обладает большим багажом знаний, осваивает космос и подводные глубины. Что же заставляет современного человека обращаться к религии? Какие функции она выполняет?

Прочитайте дополнительный материал и назовите функции религии.

Группа 1, Группа 2, Группа 3

Запись конспекта в рабочий лист

Учитель: Как вы думаете, религия объединяет или разъединяет людей?

Мнения учащихся

Учитель: Давайте посмотрим видеоролик и проанализируем – объединяют данные события общество, либо разъединяют.

Мнения учащихся

Теперь попробуем проанализировать дополнительный материал. Прочитайте и скажите, данные факты свидетельствуют о разъединении общества, либо об его объединении?

Обсуждение результатов. Первая группа – крестовые походы, вторая группа – исламский джихад, третья группа – сведения из новостного издания «Вечерняя Москва».

Учитель: некоторые ученики предварительно получили опережающее задание, суть которого состояла в том, чтобы по плану подготовить сообщение об одной из мировых религий и составить кроссенс, по которому презентуют этот материал.

Итак, первый кроссенс посвящен христианству. Презентует Виталик Яровой.

Второй кроссенс – ислам. Презентуют материал Муйдинова Маша и Гиренко Ростислав.

Третий кроссенс – буддизм. Презентуют кроссенс Антон и Кирилл Божко.

Отдохнем и переключим свое внимание на оздоровительную гимнастику для глаз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Важнейшим элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки.

Обратите внимание на дополнительный материал под цифрой «3». Назовите указанную в источнике религиозную организацию и ее характерную особенность.

Заполнение схемы в рабочем листе.

Учитель: Религия имеет большое количество течений, организована в различные формы. Но, так ли свободны люди в выборе религии? Свободен ли гражданин Луганской Народной Республики в выборе веры?

Итак, мы переходим к следующему этапу- с помощью дополнительного материала, имеющегося у вас, определите значение понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» и выясните: свободен ли в выборе религии гражданин нашего государства?

Работа с дополнительным материалом №4.

Обсуждение результатов.

  1. Обобщение и систематизация изученного материала.

В качестве проверки я предлагаю вам выполнить задания, размещенные на обратной стороне рабочего листа. Они распределены по вариантам. Допишите понятия, определения которых вам даны.

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются заданиями и в графе «оценка» ставят балл.

  1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вы оценили работы друг друга, а теперь попробуем поставить оценку самим себе. Пожалуйста, оцените уровень своей активности на занятии, полноту ответов и их правильность и выставите оценку в графу «Оценка за работу».

  1. Итоги урока

Оценка работы коллектива учителем. Просмотр видеоролика, обобщающего изученный материал

  1. Домашнее задание