СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию по теме "Конституция Российской Федерации и гражданское общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Конституция  Российской Федерации и гражданское общество»

Предмет: обществознание

  Цель  урока – формирование у школьников российской гражданской идентичности  как идеального представителя гражданского общества:

Задачи  урока:

Образовательная:  

- способствовать осмысленному усвоению  принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

- изучить  конституционные принципы гражданского общества;

Развивающая:        

- развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Воспитательная:

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни;  

-  способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию по теме "Конституция Российской Федерации и гражданское общество"»

Тема урока: «Конституция Российской Федерации и гражданское общество»

Предмет: обществознание

Класс: 10 класс

Цель урока – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи урока:

Образовательная:

- способствовать осмысленному усвоению принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

- изучить конституционные принципы гражданского общества;

Развивающая:

- развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Воспитательная:

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни;

- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России

Образовательные ресурсы: Конституция России, мультимедийное оборудование.

Тип урока: Комбинированный, с применением ЭОР.

Формы работы учащихся: групповая; индивидуальная.

Этапы урока:

        1. Организационный момент.

        2. Актуализация темы, групповая работа.

        3. Этап осмысления: изучение нового материала, работа с Конституцией, составление таблицы.

        4. Закрепление.

        5. Подведение итогов.

        6. Рефлексия.

Основные понятия

Конституция, гражданское общество, государство, суверенитет, правовое государство, закон, федерация, демократия, республика.

Ход урока

1.Организационный момент. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем рассматривать тему «Конституция Российской Федерации и гражданское общество». Это неслучайно. Сначала обратимся к цифрам (слайд 2) . Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, насколько россияне знакомы с Конституцией, какое влияние на жизнь страны она оказывает.

Представление о содержании Конституции есть у большинства россиян (77%): 18% читали этот документ, 59% знакомы с его положениями.  Каждому пятому  содержание Основного Закона страны неизвестно (22%). Совершенно не представляют себе положения закона россияне с низким уровнем образования (50%).

По мнению большинства россиян, Конституция оказывает влияние на жизнь страны и, в первую очередь, считают, что она поддерживает порядок в деятельности государства (30%). Немало и тех, кто видит в ней гарантии прав и свобод граждан (26%). При этом треть опрошенных (30%) полагают, что Конституция не играет значительной роли в жизни страны.

Как вы думаете, какие выводы можно сделать на основе этих данных? И как они связаны с темой нашего урока.

Действительно, в России все больше граждан становятся активными поборниками демократии, нравственных ценностей и правовой культуры. Однако приходится отмечать, что многое еще предстоит сделать, в том числе очень важно побороть правовой нигилизм, который как ржавчина разъедает общество, сознание широких масс граждан и молодежи.

Вот почему необходимо знание Основного Закона страны. Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства (Слайд3).

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства.

Август 1991 года подвёл черту под существованием советского строя в нашем государстве. С изменением государственного строя возникла насущная проблема создания новой конституции.  Конституция Российской Федерации появилась в крайне непростое время. Однако в том и заслуга ее создателей, что она в течение всех этих лет служила и продолжает служить надежным юридическим каркасом нашего общества, в рамках которого функционирует управленческий механизм, строится система отношений между государством и его гражданами.

2.Актуализация знаний.

А сейчас, давайте поработаем в группах по обучающей структуре Тимбилдинг.

Обучающиеся сидят в группах по четыре человека.

  1. Группы придумывают название, девиз (ученики одновременно делают записи в листах, потом вместе обсуждают).

Учитель просит команды озвучить название, девиз команды, благодарит выступивших.

2) По обучающей структуре Модель Фрейера.

1.Обязательные характеристики

Конституция



2.Необязательные характеристика




3.Примеры




4.Контрпримеры


Каждый ученик складывает лист по данному образцу. В центре листа пишут слово «Конституция». Сначала каждый ученик самостоятельно заполняет свой лист, потом по кругу обсуждают в группе и заполняют вместе общий лист. Учитель вызывает для ответа одного из членов команды.

3)Задания для групп. Каждая группа получает лист с текстом и заданием.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Конституция РФ.

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть ____1______ федеративное _____2____ государство с _____3_____ формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

­­­­­­­­ ____4____, его права и свободы являются высшей ­­­­­­ ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность ____5______.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный _____6_____ .

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______7_______и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

  1. Общество

  2. Человек

  3. Народ

  4. Правовой

  5. Демократический

  6. Республиканский

  7. Референдум

  8. Суверенитет

Проверка выполнения заданий.

4) Задания для групп. Работа над основными понятиями. Учитель раздает каждой группе карточки.

Дайте определения следующим словам, аргументируйте ответы:

1 группа – демократическое государство, 2 группа - федеративное государство, 3 группа – республиканская форма правления, 4 группа - правовое государство.

3.Изучение нового материала

Таким образом, мы с вами выяснили, что для эффективного функционирования правового государства необходимо наличие гражданского общества. Давайте вспомним, что же такое гражданское общество.

- Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданское общество и общество граждан того или иного государства?

Ответы учащихся по группам.

Граждане сами по себе ещё не составляют гражданского общества. Гражданское общество - это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, спонтанно. Оно имеет сложную структуру, которая включает в себя собственность, свободный труд, предпринимательство; организацию и деятельность политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п.; сферу образования, воспитания, науки и культуры; семью как первичную естественную основу человеческого общежития; средства массовой информации. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения многообразных потребностей преимущественно спонтанно, снизу, а не конструируются сверху по приказу государства.

- Ощущаете ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?

Ответы учащихся.

Сейчас нам предстоит доказать, что   наша Конституция обеспечивает основу для постоянного формирования гражданского общества. А для этого мы с вами будем работать с Конституцией РФ, которые находятся у вас на партах.

Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.

Во-первых, в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни.

Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.

И, наконец, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

В связи с этим проблемы формирования гражданского общества в России связаны с решением следующих задач:

1. Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике.

2. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане станут хозяевами произведенного ими общественного продукта.

3. Изменением социально-экономической системы общества и формированием «среднего класса», который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов.

4. Радикальным демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении.

5. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры.

Исходя из принципов гражданского общества, находим статьи в Конституции и заполняем таблицу.

Принципы гражданского общества

Статья Конституции

1.

Создание экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.

Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

3.

Экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4.

Повышение роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитие политического многообразия.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

5.

Гарантированная возможность объединения в независимые от государства партии и движения.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

6.

Равенство прав и свобод всех людей в политической сфере, гарантированная защита прав и свобод.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

7.

Создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования граждан.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

8.

Свобода создания и деятельности средств массовой информации.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

9.

Наличие механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

10.

Социальные основы гражданского общества.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

11.

Демократический характер государства

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

12.

Разделение властей.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.


4.Закрепление материала (тест).

5. Подводится итог занятия. Делается вывод.

Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

6.Этап рефлексии.

Ученикам было предложено проанализировать свою деятельность во время урока и её результаты, ответив на следующие вопросы:

1.Пополнили ли вы содержание понятия «гражданское общество» сегодняшним уроком?

2.Что запомнилось, что понравилось и не понравилось в ходе урока?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.

7.Домашнее задание. Предложите пути решения проблемы создания гражданского общества в России в формате «Если бы я стал президентом России».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!