СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию «Семейные правоотношения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            Разработка урока по обществознанию «Семейные правоотношения».

 

                                                                 Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно – целевой этап.

Здравствуйте. (организационный момент: тетради сдать, отметимся). 

Сегодня мы начнем урок с изучения новой темы, я вам предлагаю прослушать сейчас мелодию (аудиозапись) (марш Мендельсона) и определить, чему будет посвящен наш урок.

 

                        Тема: Семейные правоотношения.

          Эпиграфом к уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

- Как вы понимаете, что значит «счастлив дома» (т.е. – в семье)?

 

Что такое семья в юридическом плане? Семья –  основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

           Каждому человеку нужно иметь азы по семейному праву для того, чтобы быть информированными людьми: чтобы знать, куда нужно обратиться, когда хотим зарегистрировать брак; при каких условиях происходит регистрация; куда обращаться, если мы хотим расторгнуть брак; как поделить имущество после брака. На все эти вопросы, как раз и отвечает тема нашего урока.

 

           Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями вступления в брак, с правами и обязанностями супругов, родителей и детей.

 

Скажите, что мы будем понимать под семейными правоотношениями (давайте запишем определение в тетради)? Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием  семьи, рождением и воспитанием детей.

 

Рассмотрим ситуацию (в учебнике на стр. 142).  Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современном мире. Попытаемся проанализировать ситуацию.

- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение (брак не был зарегистрирован)? Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.

- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома, если бы брак был официально  зарегистрированный в органах ЗАГСа  (нет)?

- Почему (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности, закреплённые в законе)? Ксения и Александр жили вместе, в одном доме. У них был общий быт. Они проявляли заботу друг о друге. Фактически создали семью. Но эта семья не являлась официально зарегистрированной и не имела юридических прав, и обязанностей мужа и жены. С распадом фактической семьи один из супругов, а в данном случае Ксения, осталась ни с чем. Потому что собственником имущества был Александр. Какой мы можем сделать вывод (предпосылкой создания семьи является законный брак)?

В Семейном кодексе прописаны: условия вступления в брак и прекращения брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей;

алиментные обязанности членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и др.

 

Отдельное задание. Брак  –  добровольный  союз  мужчины  и  женщины, целью  которой является создание семьи

Существует три вида брака: гражданский, фиктивный и церковный. Гражданский брак - это официальный, законный брак. Фиктивный брак - брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным. Церковный брак - это венчание в церкви.

 

                        1 группа.     Права и обязанности родителей:

  • родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей;
  • право на общение с ребёнком (если проживают отдельно);
  • обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию;
  • родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

- Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?

- Какого ребенка воспитают хорошие родители?

 

Пятнадцатилетняя Ольга как - то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...» Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью ____ Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает, прежде всего, на родителей. «Почему же вы ее не решаете?» — обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

Ольга, как ребенок, имеет в своей семье право на воспитание. Однако уровень воспитания и обеспечения - не указан в законе. Ольга не права. Если бы я был на месте родителей, я бы пояснил, что доход в каждой семье различен и не у всех есть возможности путешествовать за границу. В данной ситуации я бы объяснил Ольге, почему она не права. Я считаю, что дети обязаны уважать родителей и понимать, что деньги достаются тяжело.

 

 

 

                             2 группа. Права и обязанности детей:

 1. право ребенка на имя, отчество и фамилию;

 2. жить и воспитываться в семье;

 3. на общение с родителями и другими родственниками;

 4. на защиту своих прав и законных интересов;

 5. выражать своё мнение (с 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при

     решении вопросов, затрагивающих его интересы);                         

 6. имущественные права;

 7. обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

Послушайте стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?

Какое право было нарушено?

 

Не раз уже в заштопанном халате

из яркого цветного волокна.

В больничной переполненной палате

стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает -

все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

а ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

- Конечно, потерплю. Я ж на перинке

и в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить, простора мало?

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

 

         Ответ. Чувства: жалости, сочувствия, понимания и др. Как вы думаете, есть ли обязанности у детей перед своими родителями? Да есть. Нарушенное право - трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

 

 

             3 группа. Рассмотрим схему и назовём условия заключения брака:

1. взаимное  добровольное согласие;

2. достижение брачного возраста;

3. отсутствие других браков;

4. отсутствия близкого родства;

5. дееспособность.

Учитель. Что означает каждое из условий (Дети зачитывают на той же странице 144 под таблицей)?

Первое условие «Взаимное добровольное согласие» означает, что ... (мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле).

 Второе условие «Достижение брачного возраста»… (в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов). Однако при наличии уважительных причин - призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка, брачный возраст может быть снижен до 16 в исключительных случаях лет.

 Третье условие «Отсутствие других браков»… (содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке). Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции.

 Четвёртое условие «Отсутствия близкого родства»… (создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии - отец, дочь, внучка, а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети).

И, наконец, пятое условие  «Дееспособность» – … (отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто - то из них признан судом недееспособным). Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико - биологическую и социальную основы.

 

 

Роль юристы – эксперты. Теперь выступим в роли юристов - экспертов в следующих ситуациях. Решение задач.

      Задача 1.

Никита Сергеевич, у которого умерла жена и Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Никиты Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые, когда выросли, полюбили друг друга. Когда им исполнилось 18 и 19 лет, они решили пожениться. Смогут ли зарегистрировать их брак? (да, так как никаких родственных связей между ними нет).

     

 

Задача 2.

Артёму и Ирине по 17 лет. Они решили пожениться. Родители не против. Чем их дети будут где - то допоздна гулять, лучше пусть живут в законном браке. Взяв паспорта, они отправились в ЗАГС. Но там их попросили прийти через год. Почему? (не достигли брачного возраста).

      Задача 3.

Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою 12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?

     1) знать своих родителей;

     2) свободно выражать свои мысли;

     3) жить и воспитываться в семье;

     4) получать образование.

                                                             

Игра «Имущество моё и наше» (моё - имущество, нажитое до брака, вещи индивидуального пользования; наше - имущество, нажитое во время брака). Вам необходимо распределить предложенные мною примеры имущества на две группы «Моё» и «Наше».

Например,  доходы супруга от трудовой деятельности во время  брака? (наше). Фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак? (моё). Хорошо. Продолжим:

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак (моё)
  •  пенсия супруга во время брака (наше)
  • пособие по уходу за ребенком во время брака (наше)
  • шуба жены, приобретенная во время брака (моё)
  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака (наше)
  • телевизор, купленный супругами  во время  брака (наше)
  • дом, полученный супругом по наследству во время брака (моё).                           

Какие вы дети? Что полезного для своей семьи делаете вы? Предлагаю вам заполнить анкету «Моя будущая семья».

                                       

Рефлексия

Наш урок приближается к концу. Было ли интересно на уроке? Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни?

Выставление оценок. Домашнее задание: прочитать параграф 18; отвечать на вопросы к параграфу; прочитать буклет «Семейные правоотношения».  

Учитель. Как вы считаете «Что является самым главным в семье между мужем и женой» (любовь)? Я вам желаю создать настоящую семью, где всегда будет царить любовь, благополучие и достаток. У вас на партах лежат  сердечки.  Если вы всё поняли, поднимите красное сердечко, если что то было не понятным и у вас остались вопросы - синее.   

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию «Семейные правоотношения».»

6


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно – целевой этап.

Здравствуйте. (организационный момент: тетради сдать, отметимся).

Сегодня мы начнем урок с изучения новой темы, я вам предлагаю прослушать сейчас мелодию (аудиозапись) (марш Мендельсона) и определить, чему будет посвящен наш урок.


Тема: Семейные правоотношения.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

- Как вы понимаете, что значит «счастлив дома» (т.е. – в семье)?


Что такое семья в юридическом плане? Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Каждому человеку нужно иметь азы по семейному праву для того, чтобы быть информированными людьми: чтобы знать, куда нужно обратиться, когда хотим зарегистрировать брак; при каких условиях происходит регистрация; куда обращаться, если мы хотим расторгнуть брак; как поделить имущество после брака. На все эти вопросы, как раз и отвечает тема нашего урока.


Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями вступления в брак, с правами и обязанностями супругов, родителей и детей.


Скажите, что мы будем понимать под семейными правоотношениями (давайте запишем определение в тетради)? Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.


Рассмотрим ситуацию (в учебнике на стр. 142). Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современном мире. Попытаемся проанализировать ситуацию.

- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение (брак не был зарегистрирован)? Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.

- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома, если бы брак был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа (нет)?

- Почему (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности, закреплённые в законе)? Ксения и Александр жили вместе, в одном доме. У них был общий быт. Они проявляли заботу друг о друге. Фактически создали семью. Но эта семья не являлась официально зарегистрированной и не имела юридических прав, и обязанностей мужа и жены. С распадом фактической семьи один из супругов, а в данном случае Ксения, осталась ни с чем. Потому что собственником имущества был Александр. Какой мы можем сделать вывод (предпосылкой создания семьи является законный брак)?

В Семейном кодексе прописаны: условия вступления в брак и прекращения брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей;

алиментные обязанности членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и др.


Отдельное задание. Брак – добровольный союз мужчины и женщины, целью которой является создание семьи

Существует три вида брака: гражданский, фиктивный и церковный. Гражданский брак - это официальный, законный брак. Фиктивный брак - брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным. Церковный брак - это венчание в церкви.


1 группа. Права и обязанности родителей:

  • родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей;

  • право на общение с ребёнком (если проживают отдельно);

  • обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию;

  • родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

  • обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

- Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?

- Какого ребенка воспитают хорошие родители?


Пятнадцатилетняя Ольга как - то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...» Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью ____ Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает, прежде всего, на родителей. «Почему же вы ее не решаете?» — обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

Ольга, как ребенок, имеет в своей семье право на воспитание. Однако уровень воспитания и обеспечения - не указан в законе. Ольга не права.
Если бы я был на месте родителей, я бы пояснил, что доход в каждой семье различен и не у всех есть возможности путешествовать за границу.
В данной ситуации я бы объяснил Ольге, почему она не права. Я считаю, что дети обязаны уважать родителей и понимать, что деньги достаются тяжело.




2 группа. Права и обязанности детей:

1. право ребенка на имя, отчество и фамилию;

2. жить и воспитываться в семье;

3. на общение с родителями и другими родственниками;

4. на защиту своих прав и законных интересов;

5. выражать своё мнение (с 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при

решении вопросов, затрагивающих его интересы);

6. имущественные права;

7. обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.


Послушайте стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?

Какое право было нарушено?


Не раз уже в заштопанном халате

из яркого цветного волокна.

В больничной переполненной палате

стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает -

все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

а ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

- Конечно, потерплю. Я ж на перинке

и в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить, простора мало?

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

что мне б лишь полежать, да отдохнуть.


Ответ. Чувства: жалости, сочувствия, понимания и др. Как вы думаете, есть ли обязанности у детей перед своими родителями? Да есть. Нарушенное право - трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.



3 группа. Рассмотрим схему и назовём условия заключения брака:

1. взаимное добровольное согласие;

2. достижение брачного возраста;

3. отсутствие других браков;

4. отсутствия близкого родства;

5. дееспособность.

Учитель. Что означает каждое из условий (Дети зачитывают на той же странице 144 под таблицей)?

Первое условие «Взаимное добровольное согласие» означает, что ... (мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле).

Второе условие «Достижение брачного возраста»… (в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов). Однако при наличии уважительных причин - призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка, брачный возраст может быть снижен до 16 в исключительных случаях лет.

Третье условие «Отсутствие других браков»… (содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке). Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции.

Четвёртое условие «Отсутствия близкого родства»… (создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии - отец, дочь, внучка, а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети).

И, наконец, пятое условие «Дееспособность» – … (отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто - то из них признан судом недееспособным). Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико - биологическую и социальную основы.



Роль юристы – эксперты. Теперь выступим в роли юристов - экспертов в следующих ситуациях. Решение задач.

Задача 1.

Никита Сергеевич, у которого умерла жена и Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Никиты Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые, когда выросли, полюбили друг друга. Когда им исполнилось 18 и 19 лет, они решили пожениться. Смогут ли зарегистрировать их брак? (да, так как никаких родственных связей между ними нет).


Задача 2.

Артёму и Ирине по 17 лет. Они решили пожениться. Родители не против. Чем их дети будут где - то допоздна гулять, лучше пусть живут в законном браке. Взяв паспорта, они отправились в ЗАГС. Но там их попросили прийти через год. Почему? (не достигли брачного возраста).

Задача 3.

Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою 12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?

1) знать своих родителей;

2) свободно выражать свои мысли;

3) жить и воспитываться в семье;

4) получать образование.

Игра «Имущество моё и наше» (моё - имущество, нажитое до брака, вещи индивидуального пользования; наше - имущество, нажитое во время брака). Вам необходимо распределить предложенные мною примеры имущества на две группы «Моё» и «Наше».

Например, доходы супруга от трудовой деятельности во время брака? (наше). Фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак? (моё). Хорошо. Продолжим:

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак (моё)

  • пенсия супруга во время брака (наше)

  • пособие по уходу за ребенком во время брака (наше)

  • шуба жены, приобретенная во время брака (моё)

  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака (наше)

  • телевизор, купленный супругами во время брака (наше)

  • дом, полученный супругом по наследству во время брака (моё).

Какие вы дети? Что полезного для своей семьи делаете вы? Предлагаю вам заполнить анкету «Моя будущая семья».

Рефлексия

Наш урок приближается к концу. Было ли интересно на уроке? Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни?

Выставление оценок. Домашнее задание: прочитать параграф 18; отвечать на вопросы к параграфу; прочитать буклет «Семейные правоотношения».

Учитель. Как вы считаете «Что является самым главным в семье между мужем и женой» (любовь)? Я вам желаю создать настоящую семью, где всегда будет царить любовь, благополучие и достаток. У вас на партах лежат сердечки. Если вы всё поняли, поднимите красное сердечко, если что то было не понятным и у вас остались вопросы - синее.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!