Разработка урока по обществознанию «Семейные правоотношения».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно – целевой этап.
Здравствуйте. (организационный момент: тетради сдать, отметимся).
Сегодня мы начнем урок с изучения новой темы, я вам предлагаю прослушать сейчас мелодию (аудиозапись) (марш Мендельсона) и определить, чему будет посвящен наш урок.
Тема: Семейные правоотношения.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- Как вы понимаете, что значит «счастлив дома» (т.е. – в семье)?
Что такое семья в юридическом плане? Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.
Каждому человеку нужно иметь азы по семейному праву для того, чтобы быть информированными людьми: чтобы знать, куда нужно обратиться, когда хотим зарегистрировать брак; при каких условиях происходит регистрация; куда обращаться, если мы хотим расторгнуть брак; как поделить имущество после брака. На все эти вопросы, как раз и отвечает тема нашего урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями вступления в брак, с правами и обязанностями супругов, родителей и детей.
Скажите, что мы будем понимать под семейными правоотношениями (давайте запишем определение в тетради)? Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Рассмотрим ситуацию (в учебнике на стр. 142). Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современном мире. Попытаемся проанализировать ситуацию.
- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение (брак не был зарегистрирован)? Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.
- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома, если бы брак был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа (нет)?
- Почему (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности, закреплённые в законе)? Ксения и Александр жили вместе, в одном доме. У них был общий быт. Они проявляли заботу друг о друге. Фактически создали семью. Но эта семья не являлась официально зарегистрированной и не имела юридических прав, и обязанностей мужа и жены. С распадом фактической семьи один из супругов, а в данном случае Ксения, осталась ни с чем. Потому что собственником имущества был Александр. Какой мы можем сделать вывод (предпосылкой создания семьи является законный брак)?
В Семейном кодексе прописаны: условия вступления в брак и прекращения брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей;
алиментные обязанности членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Отдельное задание. Брак – добровольный союз мужчины и женщины, целью которой является создание семьи
Существует три вида брака: гражданский, фиктивный и церковный. Гражданский брак - это официальный, законный брак. Фиктивный брак - брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным. Церковный брак - это венчание в церкви.
1 группа. Права и обязанности родителей:
- родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей;
- право на общение с ребёнком (если проживают отдельно);
- обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию;
- родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
- Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?
- Какого ребенка воспитают хорошие родители?
Пятнадцатилетняя Ольга как - то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...» Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью ____ Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает, прежде всего, на родителей. «Почему же вы ее не решаете?» — обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?
Ольга, как ребенок, имеет в своей семье право на воспитание. Однако уровень воспитания и обеспечения - не указан в законе. Ольга не права.
Если бы я был на месте родителей, я бы пояснил, что доход в каждой семье различен и не у всех есть возможности путешествовать за границу.
В данной ситуации я бы объяснил Ольге, почему она не права. Я считаю, что дети обязаны уважать родителей и понимать, что деньги достаются тяжело.
2 группа. Права и обязанности детей:
1. право ребенка на имя, отчество и фамилию;
2. жить и воспитываться в семье;
3. на общение с родителями и другими родственниками;
4. на защиту своих прав и законных интересов;
5. выражать своё мнение (с 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при
решении вопросов, затрагивающих его интересы);
6. имущественные права;
7. обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.
Послушайте стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?
Какое право было нарушено?
Не раз уже в заштопанном халате
из яркого цветного волокна.
В больничной переполненной палате
стоит старушка, плачет у окна.
Ее уже никто не утешает -
все знают о причине этих слез.
Соседок по палате навещают,
а ей, лишь раз, сынок халат привез.
Про тапочки забыл, сказал смущенно:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
и в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить, простора мало?
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
что мне б лишь полежать, да отдохнуть.
Ответ. Чувства: жалости, сочувствия, понимания и др. Как вы думаете, есть ли обязанности у детей перед своими родителями? Да есть. Нарушенное право - трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
3 группа. Рассмотрим схему и назовём условия заключения брака:
1. взаимное добровольное согласие;
2. достижение брачного возраста;
3. отсутствие других браков;
4. отсутствия близкого родства;
5. дееспособность.
Учитель. Что означает каждое из условий (Дети зачитывают на той же странице 144 под таблицей)?
Первое условие «Взаимное добровольное согласие» означает, что ... (мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле).
Второе условие «Достижение брачного возраста»… (в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов). Однако при наличии уважительных причин - призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка, брачный возраст может быть снижен до 16 в исключительных случаях лет.
Третье условие «Отсутствие других браков»… (содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке). Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции.
Четвёртое условие «Отсутствия близкого родства»… (создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии - отец, дочь, внучка, а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети).
И, наконец, пятое условие «Дееспособность» – … (отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто - то из них признан судом недееспособным). Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико - биологическую и социальную основы.
Роль юристы – эксперты. Теперь выступим в роли юристов - экспертов в следующих ситуациях. Решение задач.
Задача 1.
Никита Сергеевич, у которого умерла жена и Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Никиты Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые, когда выросли, полюбили друг друга. Когда им исполнилось 18 и 19 лет, они решили пожениться. Смогут ли зарегистрировать их брак? (да, так как никаких родственных связей между ними нет).
Задача 2.
Артёму и Ирине по 17 лет. Они решили пожениться. Родители не против. Чем их дети будут где - то допоздна гулять, лучше пусть живут в законном браке. Взяв паспорта, они отправились в ЗАГС. Но там их попросили прийти через год. Почему? (не достигли брачного возраста).
Задача 3.
Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою 12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?
1) знать своих родителей;
2) свободно выражать свои мысли;
3) жить и воспитываться в семье;
4) получать образование.
Игра «Имущество моё и наше» (моё - имущество, нажитое до брака, вещи индивидуального пользования; наше - имущество, нажитое во время брака). Вам необходимо распределить предложенные мною примеры имущества на две группы «Моё» и «Наше».
Например, доходы супруга от трудовой деятельности во время брака? (наше). Фирма супруга, основанная до вступления в брак? (моё). Хорошо. Продолжим:
- машина, приобретенная супругом до вступления в брак (моё)
- пенсия супруга во время брака (наше)
- пособие по уходу за ребенком во время брака (наше)
- шуба жены, приобретенная во время брака (моё)
- доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака (наше)
- телевизор, купленный супругами во время брака (наше)
- дом, полученный супругом по наследству во время брака (моё).
Какие вы дети? Что полезного для своей семьи делаете вы? Предлагаю вам заполнить анкету «Моя будущая семья».
Рефлексия
Наш урок приближается к концу. Было ли интересно на уроке? Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни?
Выставление оценок. Домашнее задание: прочитать параграф 18; отвечать на вопросы к параграфу; прочитать буклет «Семейные правоотношения».
Учитель. Как вы считаете «Что является самым главным в семье между мужем и женой» (любовь)? Я вам желаю создать настоящую семью, где всегда будет царить любовь, благополучие и достаток. У вас на партах лежат сердечки. Если вы всё поняли, поднимите красное сердечко, если что то было не понятным и у вас остались вопросы - синее.