Конспект открытого урока в 10 классе
по теме «Вирусы»
Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;
Изучить строение и классификацию вирусов;
Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов
их значением;
Развивающие:
Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;
Развитие коммуникативных умений учащихся;
продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;
Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.
Воспитательные:
Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;
Создать условия для формирования навыков работы в группе;
Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;
Воспитание культуры общения учащихся.
Тип урока: урок изучение нового материала
Технология обучения: ИКТ - технология,
Ключевые понятия: вирус, вирусология, генетический материал (ДНК или РНК), капсид, бактериофаг, ВИЧ, гепатит, оспа, корь и др.
Оборудование: учебник «Общая биология. 10-11 класс»/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, дидактический раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (30 сек) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.
II. Контроль пройденного материала.(10 мин)
III. Новый материал.
На прошлых уроках мы говорили о разных формах живой материи. Сегодня нам предстоит еще одна встреча. Причем что это – живой организм или не живой нам придется решить в ходе урока. Ну, что ж начали. (Слайд 2, 3, 4) Как? вам не страшно? А этот список можно продолжить (слайд 5) Кто же виновен в этих смертях? Я думаю что в 21 веке не найдется ни одного человека кто бы не мог ответить на этот вопрос. Правильно - это вирусы. И так тема нашего урока «вирусы – неклеточная форма жизни»
1.А теперь нам расскажет об истории их открытия. (Слайд 6 , 7)
2. Строение вирусов.
Вы уже поняли, что вирусы чрезвычайно малы. От 200 до 500 нм. Их можно увидеть только в электронный микроскоп. (слайд 8)
Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами. (слайд 9)
По своему строению вирусы делятся на ДНК-содержащие и РНК- содержащие ретро вирусы.
Жизненный цикл.
Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки – хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетки команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Итак, вирусы – это неклеточные формы жизни, паразиты на генетическом уровне.
Учащиеся записывают опорный конспект.
Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией.
Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией.
Редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.
Синтез вирусных белков и ферментов -- осуществляется на рибосомах клетки.
Сборка вирусных частиц—осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.
Лизис – выход вирусных частиц из пораженной клетки; при этом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у эукариот выпячивается оболочка клетки, и вирусные частицы «выталкиваются» в окружающую среду.
Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?
Для этого давайте вспомним характеристики живых организмов и сравним их с вирусами
1. Все живые организмы состоят из клеток
- вирусы не имеют клеточного строения
2. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью
- вирусы обладают наследственностью и изменчивостью
3. Все живые организмы способны к воспроизводству
- вирусы способны к воспроизводству, но только при помощи клетки хозяина
4. Все живые организмы обладает метаболизмом.
- не имеют собственного метаболизма
Отличия вирусов от неживой материи:
способны воспроизводить себе подобных;
обладают наследственностью (ДНК или РНК);
обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);
способны к адаптации и эволюции.
Отличия вирусов от живых организмов:
вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);
вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы);
вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;
вирусы не имеют метаболизма;
вирусы не растут.
Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.
Значение вирусов
Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений
Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
IV. Закрепление материала. Тест (5 мин)
V. Домашнее задание: (2 мин)
Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?