СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по общей биологии в 10 классе"Вирусы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок я готовила для школьного мероприятия. необходимо было показать использование на уроке ИКТ, но к сажелению наша школа не располагает возможностью приобрести для каждого кабинета интерактивную доску или даже проектор, поэтому провожу такие уроки редко. от случая к случаю.

Просмотр содержимого документа
«конспект 10 кл»

Конспект открытого урока в 10 классе

по теме «Вирусы»

Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

  • Изучить строение и классификацию вирусов;

  • Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов

их значением;

Развивающие:

  • Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

  • Развитие коммуникативных умений учащихся;

  • продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;

  • Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.


Воспитательные:

  • Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

  • Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

  • Создать условия для формирования навыков работы в группе;

  • Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

  • Воспитание культуры общения учащихся.

Тип урока: урок изучение нового материала

Технология обучения: ИКТ - технология,

Ключевые понятия: вирус, вирусология, генетический материал (ДНК или РНК), капсид, бактериофаг, ВИЧ, гепатит, оспа, корь и др.

Оборудование: учебник «Общая биология. 10-11 класс»/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, дидактический раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (30 сек) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Контроль пройденного материала.(10 мин)

III. Новый материал.

На прошлых уроках мы говорили о разных формах живой материи. Сегодня нам предстоит еще одна встреча. Причем что это – живой организм или не живой нам придется решить в ходе урока. Ну, что ж начали. (Слайд 2, 3, 4) Как? вам не страшно? А этот список можно продолжить (слайд 5) Кто же виновен в этих смертях? Я думаю что в 21 веке не найдется ни одного человека кто бы не мог ответить на этот вопрос. Правильно - это вирусы. И так тема нашего урока «вирусы – неклеточная форма жизни»

1.А теперь нам расскажет об истории их открытия. (Слайд 6 , 7)

2. Строение вирусов.

Вы уже поняли, что вирусы чрезвычайно малы. От 200 до 500 нм. Их можно увидеть только в электронный микроскоп. (слайд 8)

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами. (слайд 9)

По своему строению вирусы делятся на ДНК-содержащие и РНК- содержащие ретро вирусы.

Жизненный цикл.

Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки – хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетки команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Итак, вирусы – это неклеточные формы жизни, паразиты на генетическом уровне.

Учащиеся записывают опорный конспект.

  1. Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией.

  2. Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией.

  3. Редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

  4. Синтез вирусных белков и ферментов -- осуществляется на рибосомах клетки.

  5. Сборка вирусных частиц—осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.

  6. Лизис – выход вирусных частиц из пораженной клетки; при этом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у эукариот выпячивается оболочка клетки, и вирусные частицы «выталкиваются» в окружающую среду.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?

Для этого давайте вспомним характеристики живых организмов и сравним их с вирусами

1. Все живые организмы состоят из клеток

- вирусы не имеют клеточного строения

2. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью

- вирусы обладают наследственностью и изменчивостью

3. Все живые организмы способны к воспроизводству

- вирусы способны к воспроизводству, но только при помощи клетки хозяина

4. Все живые организмы обладает метаболизмом.

- не имеют собственного метаболизма



Отличия вирусов от неживой материи:

  • способны воспроизводить себе подобных;

  • обладают наследственностью (ДНК или РНК);

  • обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);

  • способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

  • вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);

  • вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы);

  • вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;

  • вирусы не имеют метаболизма;

  • вирусы не растут.



Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

Значение вирусов

  • Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

  • Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.



IV. Закрепление материала. Тест (5 мин)

V. Домашнее задание: (2 мин)

  • Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

  • Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?





Просмотр содержимого документа
«тест»

1. Вирусы состоят из

А. белков и нуклеиновой кислоты Б. целлюлозы и белков

В. ДНК и РНК Г. ядра и цитоплазмы


2. Размеры большинства вирусов

А. около одного миллиметра или чуть меньше

Б. около одной сотой миллиметра или чуть меньше

В. намного меньше одной тысячной миллиметра

Г. не превосходят размеры атомов и молекул


3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

А. вирион Б. капсула В. Вироид Г. капсид


3. Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам?

А.наиневероятнейшая форма существования материи

Б. эгоистичная ДНК

В. плохие новости в белковой упаковке

Г. атомы жизни


4. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

А. антигены Б. антибиотики В. Вакцины Г. интерфероны


1. Вирусы состоят из

А. белков и нуклеиновой кислоты Б. целлюлозы и белков

В. ДНК и РНК Г. ядра и цитоплазмы


2. Размеры большинства вирусов

А. около одного миллиметра или чуть меньше

Б. около одной сотой миллиметра или чуть меньше

В. намного меньше одной тысячной миллиметра

Г. не превосходят размеры атомов и молекул


3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

А. вирион Б. капсула В. Вироид Г. капсид


3. Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам?

А.наиневероятнейшая форма существования материи

Б. эгоистичная ДНК

В. плохие новости в белковой упаковке

Г. атомы жизни


4. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

А. антигены Б. антибиотики В. Вакцины Г. интерфероны


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Урок биологии 10 класс Учитель химии и биологии  Козловская А. Е.

Урок биологии 10 класс

Учитель химии и биологии Козловская А. Е.

Сравните строение и функции клеток

Сравните строение и функции клеток

Черная оспа  На протяжении 100 последних лет – 500 млн погибших
  • Черная оспа На протяжении 100 последних лет – 500 млн погибших

Бубонная чума . За два десятка лет, пока свирепствовала чума, погибло около 100 миллионов человек

Испанка 1918 год --- 100 млн

СПИД 40 млн –умерло – 20 млн -- заражено

заболевания

заболевания

  • оспа
  • чума
  • полиомиелит
  • энцефалит
  • ящур
  • ВТМ
  • бешенство
  • ВИЧ
  • герпес
  • грипп
  • краснуха
  • корь
  • гепатит (желтуха)
  • эпидемический паротит (свинка)
  • желтая лихорадка
  • ветрянка
  • папиллома
Тема урока «Вирусы – неклеточная форма жизни»

Тема урока «Вирусы – неклеточная форма жизни»

  • Эпиграф : Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка»
  • Медавар.
История открытия вирусов В 1852 году русский ботаник  Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

История открытия вирусов

В 1852 году русский ботаник

Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

Размеры и форма вирусов

Размеры и форма вирусов

Строение вируса Нуклеиновая Кислота (ДНК РНК) Белковая оболочка - капсид

Строение вируса

Нуклеиновая

Кислота (ДНК

РНК)

Белковая оболочка - капсид

Химический состав вирусов Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды Вирусы (по составу) ДНК – РНК – содержащие  содержащие ретровирусы Грипп, краснуха, бешенство Оспа герпес ВИЧ, атипичная пневмония

Химический состав вирусов

Химические вещества .

  • ДНК
  • РНК
  • Белки
  • Углеводы
  • Липиды

Вирусы

(по составу)

ДНК –

РНК –

содержащие

содержащие

ретровирусы

Грипп, краснуха, бешенство

Оспа

герпес

ВИЧ, атипичная пневмония

Этапы жизненного цикла вируса   1.Прикрепление вируса к клетке –хозяина - адсорбция 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование - инъекция 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона- редуплекация 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида 5. Выход множества вирусов из клетки - лизис

Этапы жизненного цикла вируса

1.Прикрепление вируса к клетке –хозяина - адсорбция

2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование - инъекция

3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона- редуплекация

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

5. Выход множества вирусов из клетки - лизис

Сходство вирусов с живой материей Сходство вирусов с неживой материей Воспроизводят себе подобных Обладают наследственностью Обладают изменчивостью Способны к адаптации и эволюции Не имеют клеточного строения Не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации Не имеют метаболизма Не растут Живой или неживой?

Сходство вирусов с живой материей

Сходство вирусов с неживой материей

  • Воспроизводят себе подобных
  • Обладают наследственностью
  • Обладают изменчивостью
  • Способны к адаптации и эволюции
  • Не имеют клеточного строения
  • Не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации
  • Не имеют метаболизма
  • Не растут

Живой или неживой?

Значение вирусов --Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Значение вирусов

  • --Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

  • +Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Вирусы –  это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри неё.

Вирусы –

это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри неё.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
  • Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!