СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию 11 класс по теме "Нации и национальные отношения". Урок - практикум. Дебаты по теме «Студентом-иностранцем быть легко»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данных дебатов: укрепление межнациональных отношений, профилактика национального экстремизма, формирование культуры межнационального общения

Задачи:

обучающие: способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и на­выками;

развивающие: способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;

- воспитательные: способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

коммуникативные: урок-практикум  осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию 11 класс по теме "Нации и национальные отношения". Урок - практикум. Дебаты по теме «Студентом-иностранцем быть легко»»

10


Сценарий дебатов по теме «Студентом-иностранцем быть легко»

16.09.2016. 10-11 классы

Цель данных дебатов: укрепление межнациональных отношений, профилактика национального экстремизма, формирование культуры межнационального общения

Задачи:

- обучающие: способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и на­выками;

- развивающие: способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;

- воспитательные: способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

- коммуникативные: внеурочная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

Пояснительная записка

Школьные дебаты – традиционное мероприятие в нашей школе.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить судейскую коллегию и всех участников дебатов в своей правоте и опыте риторики.

В дебатах участвуют 2 команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает.

Прошу заметить, что собственное мнение спикеров может не совпадать с той ролью, позицией, которую они представляют. Роль команды в дебатах определяется по жребию.

ПРИНЦИПЫ ДЕБАТОВ:

  1. Уважение необходимо;

  2. Честность обязательна;

  3. Проигравших нет.

За соблюдением регламента игры следит таймкипер (ведущий дебатов), который показывает спикерам, сколько осталось времени до конца выступления или раунда - промежутка времени, который команда может взять для совместного обсуждения вопросов или контраргументов.

Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечетного числа судей. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры и приводят к успеху.

Таковы основные правила дебатов.

Дебатам предшествует большая подготовительная работа:

  1. Обсуждение и выбор темы дебатов. Тема дебатов должна быть актуальна для участников дебатов.

  2. Формирование команд: отрицающей и утверждающей команды (по жребию или по согласию участников)

  3. Поиск аргументов и контраргументов в защиту тезиса. Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис?»

Структура аргумента – тезис (основная мысль, идея) - раскрытие, объяснение данной идеи - доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название - поддержки аргументов.

Важно: аргументы должны быть:

а) достоверными суждениями;

б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса;

в) достаточными для тезиса.

Железное правило: после выдвижения 3-4 аргументов 1 спикером, 2-3 спикеры новых аргументов не вводят, а вводят новые доказательства своих аргументов (доводов)

  1. Подготовка выступления и презентации спикеров. При подготовке спикеров использую памятку:

Выступление 1 спикера утверждающей команды. (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, _______________________________ , 1 спикер утверждающей команды. Второй спикер нашей команды __________________________, третий спикер _________________________.

Тема, которую мы будем обсуждать, гласит «Быть студентом-иностранцем ЛЕГКО». Прежде всего, мы постараемся убедить в том, что студентом-иностранцем быть легко. Постараемся ответить на вопрос, почему эта проблема вызывает у нас интерес.

  • Показывает актуальность темы.

  • Заявляет тезис утверждения

Наша команда будет отстаивать точку зрения о том, что студентам легко жить и учиться в другой стране.

  • Определяет основные понятия, входящие в тему

  • Называет 3-5 аргументов в защиту темы

Во – первых,

Во – вторых,

В - третьих,

В конце «Благодарю за внимание!

Выступление 2 спикера утверждающей команды. (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, , 2 спикер утверждающей команды.

Я подтверждаю тезис о том, что студентом-иностранцем быть легко. Наша команда отстаивает точку зрения о том, что студентам легко жить и учиться в другой стране.

  • Восстанавливает аргументы, что студентом - иностранцем быть легко.

  • Называет новые доказательства (новые аргументы не приводятся)

  • Опровергает аргументы отрицающей команде

В конце «Благодарю за внимание!

Выступление 3 спикера утверждающей команды. (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, , 3 спикер утверждающей команды.

Я подтверждаю тезис о том, что студентом-иностранцем быть легко.

Наша команда привела убедительные аргументы в защиту нашей позиции. Мне хочется акцентировать ваше внимание на следующих моментах:

  • ещё раз называет аргументы

  • называет новые доказательства

  • выявляет уязвимые места в отрицающей команде

  • проводит сравнительный анализ позиций сторон

  • объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны

  • завершает линию утверждения

  • делает эффектное заключение (Использует стихи, афоризмы, цитаты по теме дебатов. Заключене должно быть кратким и ярким. Создавать соответствующее настроение в конце речи)

В конце «Благодарю за внимание!

Выступление 1 спикера отрицающей команды. (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, _______________________________ , 1 спикер отрицающей команды. Второй спикер нашей команды __________________________, третий спикер _________________________.

Наша команда отрицает тезис о том, что студентом- иностранцем быть легко. Изучив литературу, общаясь со студентами, мы поняли, что учёба и жизнь студента-иностранца тяжела и сопровождается трудностями. Это наша позиция. Нам трудно представить, как можно учиться вдали от Родины, родственников, среди чужих людей.

  • Опровергает последовательно аргументы утверждающей команды

  • Называет 3-5 аргумента в опровержении темы

Во – первых,

Во – вторых,

В - третьих,

В конце «Благодарю за внимание!

Выступление 2 отрицающей спикера команды. (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, , 2 спикер отрицающей команды. Наша команда отрицает тезис о том, что студентом- иностранцем быть легко.

  • Восстанавливает аргументы, что студентом - иностранцем быть тяжело.

  • Называет новые доказательства (новые аргументы не приводятся)

  • Опровергает аргументы утверждающей команды

В конце «Благодарю за внимание!

Выступление 3 спикера отрицающей команды. (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, , 3 спикер отрицающей команды.

Я отрицаю тезис о том, что студентом- иностранцем быть легко. Наша команда привела убедительные аргументы в защиту нашей позиции. Мне хочется акцентировать ваше внимание на следующих моментах:

  • ещё раз называет аргументы, что жить и учиться в другой стране трудно

  • называет новые доказательства

  • выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд

  • проводит сравнительный анализ позиций сторон

  • объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны

  • завершает линию отрицания

  • делает эффектное заключение (Использует стихи, афоризмы, цитаты по теме дебатов. Заключении е должно быть кратким и ярким. Создавать соответствующее настроение в конце речи)

В конце «Благодарю за внимание!


Протокол судейской коллегии:

Судейская коллегия

  • Оценивает выступления спикеров;

  • Выставляет баллы не более 10 за каждое выступление и по трем критериям – содержание, структура, способ;

  • Ведёт протокол;

  • Помните: Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры и приводят к успеху.

Критерии


Выступления

спикеров

Утверждающая команда

Отрицающая команда

1 спикер

2 спикер

3 спикер

1 спикер

2 спикер

3 спикер

Содержание:

разнообразие, глубина, доказательность







Структура: логика построения речи, соблюдение регламента.







Способ: культура речи, культура поведения, корректность







Особое мнение о спикере







Общий итог




Ход дебатов

Ведущий: В дебатах принимают участие две команды: утверждающая и отрицающая заявленный тезис.

Состав судейской коллегии наших дебатов (называю членов судейской коллегии)

Уважаемые судьи, оценивая выступление спикеров, будьте справедливы.

Уважаемые участников (это касается и судей, и гостей, и учащихся школ Приморского района, и студентов-иностранцев) в ходе дебатов вы имеете право задавать вопросы спикерам.

Тема дебатов «Студентом иностранцем быть легко». (Слайд №1)

Звучит песня «Во французской стороне, на чужой планете…» (сначала и до слов «Вспоминайте иногда вашего студента»)

Ведущий:Популярная песня Давида Тухманова «Из вагантов» или по первой строчке «Во французской стороне…» рассказывает нам, что уже в средние века студенты отправлялись учиться в другие страны. И уже в те далёкие времена молодым людям хотелось покинуть родные места, побывать в других странах и испытать все прелести студенческой жизни вдали от родины.

В наше время поток студентов – иностранцев с каждым годом увеличивается.

Так легко ли быть студентом-иностранцем? (Слайд № 2)

Ведущий:1 раунд дебатов

Слово предоставляется первому спикеру утверждающей команды.

Выступление первого спикера утверждающей команды: (Демонстрация презентации) Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, _______________________________ , 1 спикер утверждающей команды. Второй спикер нашей команды __________________________, третий спикер _________________________.

Тема, которую мы будем обсуждать, гласит «Быть студентом-иностранцем ЛЕГКО». Прежде всего, мы постараемся убедить в том, что студентом-иностранцем быть легко. Эта проблема вызывает у нас интерес в связи с тем, что в последние поток иностранных студентов в Россию и российских студентов за границу значительно вырос. Наша команда отстаивает точку зрения о том, что студентом легко жить и учиться в другой стране. В подтверждение наших слов о том, что студентам-иностранцам легко учиться у нас, мы хотим показать вам небольшое видео.

См. презентацию утверждающей команды

В защиту нашей позиции мы называем следующие аргументы:

Аргумент 1: мы живём в XXI веке. Большинство стран открыты для обучения. Это даёт возможность всем, кто действительно желает, учиться за границей.

Аргумент 2: быть иностранным студентом легко, потому что в России нет вступительных экзаменов для студентов из стран Азии, Африки. Они должны показать знание русского языка.

Аргумент 3: обучение иностранных студентов в России дешевле, чем в других странах. Например, стоимость обучения в России в 10 раз дешевле, чем в США.

Аргумент 4: в Россию едут учиться студенты из стран СНГ (особенно из Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана и др.). Они хорошо знают русский язык, так как русский язык является обязательным для изучения в школе. А в некоторых странных СНГ русский язык является официальным наряду с родным языком.

Аргумент 5: Соревнования национальных систем образования – один из ключевых элементов глобальной конкуренции. Наша система образования пока слабо конкурентно способна. Поэтому правительство РФ заинтересовано в привлечении в страну иностранных студентов.

Спикеры нашей команды приведут доказательства данных аргументов. Спасибо за внимание!

Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру отрицающей команды.

Выступление первого спикера отрицающей команды: (5 минут)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, Новикова Екатерина, 1 спикер отрицающей команды. Второй спикер нашей команды __________________________, третий спикер _________________________.

Наша команда отрицает тезис о том, что студентом-иностранцем быть легко. Изучив литературу, общаясь со студентами, пользуясь СМИ и Интернетом, мы поняли, что учеба и жизнь студента-иностранца тяжела и сопровождается различными трудностями. Это наша позиция. Нам трудно представить, как можно учиться вдали от родины, родственников, среди чужих людей.

Мы считаем, что тема студентов-иностранцев актуальна в наше время, в 21 веке.

Мы такие же будущие студенты и, возможно, кто-то из нас тоже поедет учиться за границу, окажется в такой же ситуации, станет студентом-иностранцем.

Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова рассказала:

За последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистики. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев. И, несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.

Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе. В-третьих, Россия для целого ряда стран является страной лидером в образовании. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки. 

Что касается Архангельска, в этом году к нам приехали учится 400 иностранцев из 33 стран мира, т.к. в наши университетах учится такое большое количество иностранцев то тема толерантности является однойиз самых актуальных.

В опровержение тезиса о том, что студентом-иностранцем быть легко, хотелось бы привести следующие аргументы:

Во-первых, Языковой барьер . Трудности связанные с усвоением русского языка упоминаются во всех исследованиях университетов без исключения: по разным данным 75% студентов отмечают, что у них возникают сложности, связанные с коммуникацией на русском языке.

Во-вторых, Климатические условия ,безусловно, в первую очередь это касается студентов, которые приезжают из стран с теплым климатом, акклиматизация для них длиться около года.

В-третьих, Культурная составляющая жизни студентов, студентам приходиться приобщаться к традициям, обычаям, принимающей стороны. И не смотря на всю широту русской души студенты, чаще общаются своими группами.

В-четвертых, Недовольство жилищно-бытовыми условиями и питанием.

Примерно 70% опрошенных оценивали общежитие удовлетворительно. Хотя студенты высказывают некоторые замечания по организации быта в общежитии, связанные с недостатком стиральных машин, поломками лифта, бюрократическими трудностями, эти неполадки воспринимаются ими уже как неотъемлемая часть. Что касается питания, студенты отмечают: «Ягоды, фрукты, овощи – в целом, всего хватает, но вот с папайей как-то не получилось.»

Названные мной 4 аргумента я надеюсь убедили участников дебатов в том, что студентом-иностранцем быть действительно тяжело.

В конце «Благодарю за внимание!»

Ведущий:2 раунд. Слово предоставляется второму спикеру утверждающей команды.

Выступление 2 спикера утверждающей команды (5 минут) Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, _______________________________ , 1 спикер утверждающей команды.

Наша команда отстаивает тезис о том, что студентом-иностранцем быть легко. Хотелось бы назвать наши основные аргументы (называет аргументы утверждающей команды). В доказательство аргументов нам хочется привести убедительные факты. Каждый современный студент может поступить в университет своей мечты. В доказательство аргумента о низкой стоимости обучения в России мы приводим следующие цифры, которые мы нашли в официальных источниках. Средняя стоимость обучения в Англии – от 4 тыс. до 5 тыс. долларов в год, в США – от 5 до 39 тыс. долларов в год. А в России средняя стоимость от 800 долларов до 5 тыс. долларов в год. Согласитесь, разница значительная. Что касается российских студентов за границей, то, несмотря на высокую стоимость обучения, есть возможность учиться бесплатно за счёт правительственных грантов, обмена студентами и других поощрений. В доказательство аргумента о привлекательности познания новой культуры, мы приводим высказывания опрошенных нами иностранных студентов, обучающихся в Архангельске. (см. презентацию слайд № 12 - 16).

Таковы наши факты. Уверены, что они были убедительны.

Ведущий: Слово предоставляется второму спикеру отрицающей команды.

Выступление 2 спикера отрицающей команды (5 минут) (Демонстрация презентации)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, , 2 спикер отрицающей команды. Наша команда отрицает тезис о том, что студентом-иностранцем быть легко.

1) Один из главных аргументов в защиту нашей позиции это языковой барьер. Исследования показали, что большинство студентов-иностранцев называют языковой барьер главной проблемой. Я на себе убедился, что изучать иностранный язык сложно. Главная трудность, с которой я столкнулся, изучая английский язык, это освоение грамматики и общение с носителями этого языка, и я могу понять иностранных студентов, приехавших к нам из европейских стран, а тем более Вьетнама, Индии, Индонезии. Дело осложняется тем, что русский язык является одним из самых трудных языков.
Некоторые изречения "великого и могучего" умом понять невозможно, их нужно чувствовать сердцем!
Скажите на милость (пожалуйста), вот как беднягам студентам-иностранцам объяснить, что если на столе одновременно находятся вилка и стакан, то стакан стоит, а вилка лежит.

Вот если вилку воткнуть куда-нибудь (в котлету, например), то она уже будет стоять. Напрашивается вывод, что горизонтальные предметы лежат, а вертикальные стоят. Погодите, все не так просто.

Водружаем на тот же стол сковородку и тарелку. С виду они вроде бы горизонтальные, но, как ни странно, на столе стоят. Если тарелку поместить в сковородку, то там она уже будет почему-то лежать, а ведь еще секунду назад стояла!

Следующий диалог так и вообще способен вызвать настоящий "взрыв мозга" у приезжего гостя:
—Есть пить?
— Пить есть, но есть нет.

Вот через какие языковые тернии приходится проходить для установления тесных международных отношений.
2) Второй наш аргумент – это непривычные климатические условия. Проблема адаптации имеет наибольшее значение для студентов, которые приезжают из стран с теплым климатом.
Любые иностранцы, но в чаще всего студенты из южных стран сталкиваются в первую очередь с акклиматизацией, что в первые же дни пребывания в стране с другим климатом, может повлечь за собой не очень приятные последствия. К примеру, может появиться головная боль, или студент вовсе может простудиться, находясь в более холодном климате, и что страшнее всего, из лёгкой простуды может развиться довольно тяжёлое заболевание. Это может очень сильно повлиять на учебный процесс и на пребывание в этой стране в целом.
3) Третий аргумент - культурная составляющая жизни иностранных студентов.
Я вижу главную проблему в том, что иностранные студенты не могут до конца понять загадочную русскую душу. Хоть большинству иностранных студентов и нравится щедрость, открытость, гостеприимство, радушие русских людей, им нравится русская культура, особенно литература и музыка, всё же некоторые трудности есть. К примеру, они не могут понять наш юмор, молодёжный сленг, удивляются широте русской души, удивляются тому, что русские много отдыхают. Также у большинства иностранцев, в том числе и иностранных студентов, Россия вызывает такие ассоциации, как: Шапка ушанка, медведь, балалайка, валенки. Но это лишь стереотип, из-за которого может сложиться неправильное мнение о России, реальная жизнь это опровергает это.
4) Недовольство жилищно-бытовыми условиями.
Большинство студентов из Европы привыкли к свободе и не хотят подчиняться жёстким правилам проживания в российских общежитиях.
(Нельзя приходить в общежитие после 24 часов, поэтому они более склонны к съёмному жилью)
Культура свободолюбия и неподчинения господствующим правилам (при условии, что правила и нормы противоречат системе ценностей страны, из которой приезжает студент), свойственная представителям некоторых национальных групп, подталкивает к съему собственного жилья, хотя бы на непродолжительные периоды времени:
«Что меня особенно раздражает в России, так это то, что они ведут себя, как в детском саду. После 12 часов ночи нельзя выходить из общежития. Мне 22 года, я взрослый человек, и я знаю, что для меня хорошо. И это моя проблема!»
(студент 4-го курса, экономика, Германия)
«Я жил в общежитии, сейчас на съёмной квартире. Комендант общежития… мы не можем общаться. Всегда есть проблемы. Я устал, я решил, что буду жить один»
(студент 2-го курса, экономика, Франция)
«Мне не нравится. Общага чистая. Но мне все равно не нравится. Я люблю свою свободу. А тут в общежитии нужно привыкнуть, что разные люди. Иногда шумные, иногда я мешаю. Домой нужно прийти до 12. Хотя иногда я как раз в час ночи хочу гулять. Потому и снимаю жильё.»
(студент 2-го курса, информационные технологии, Африка)
В Европе студенты университетов (да и большинство школьников) привыкли, что им выдают расписание на весь год. Если же предвидятся какие-либо изменения - о них сообщается заранее.
Иностранным студентам и так достаточно трудно адаптироваться в России. Усугубляет же ситуацию недостаточное количество опознавательных знаков, которые помогли ли бы освоиться и ориентироваться в незнакомой и непривычной обстановке.
Моя главная задача состояла в том, чтобы привести как можно больше доказательств и фактов в защиту наших аргументов, о том, что жить иностранным студентам в России сложно.
Уважаемые судьи, участники дебатов, я уверен, что мои доказательства были вескими и мне удалось убедить вас в позиции нашей команды!
Благодарю за внимание!

Ведущий: Уважаемые участники дебатов! Вы имеете право задать не более 2 вопросов каждой команде! Задавая вопрос, назовите свою имя и фамилию. Вопрос формулируйте корректно.


Ведущий: 3 раунд дебатов. Слово предоставляется третьему спикеру утверждающей команды.

Выступление третьего спикера утверждающей команды: (Демонстрация презентации)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители! Я, ________________ , 3 спикер утверждающей команды. Наша команда отстаивает тезис о том, что студентом-иностранцем быть легко. В доказательство нашего аргумента об отсутствии системы вступительных экзаменов, мы приводим следующие факты. Для студентов из Индии, Индонезии, Нигерии и др. стран Азии, Африки создан специальный подготовительный факультет, где они изучают русский язык. После 7-8 месячного обучения при успешной сдаче экзамена по русскому студент поступает в университет.

В доказательство аргумента об интернационализации русского языка мы приводим следующие факты. После распада СССР в 1991 году вокруг современной России находится ого государств, в которых население говорит на русском языке. Русский язык стал интернациональным. Это такие страны как Беларусь, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и др.

В доказательство аргумента о заинтересованности правительств большинства стран в привлечении иностранных студентов, приводим следующие факты. Правительство РФ приняло Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Согласно данного документа, Россия ставит перед собой задачу – привлечение иностранных студентов, говорится о необходимости 5%-ой доли иностранных студентов среди всех студентов. Сегодня эта доля составляет 2,2 %. По статистике Министерства образования Россия по привлечению иностранных студентов занимает 8 место в мире. Ежегодно в нашей стране обучается до 100тыс. иностранных студентов. Таковы наши убедительные аргументы и факты. В заключении наша команда хочет привести ещё один важный аргумент в защиту нашей позиции. Студентом-иностранцем быть легко, потому что это период молодости - время, когда преграды не кажутся непреодолимыми, а проблемы и трудности нерешаемыми. Молодость, студенчество- это время, когда хочешь свернуть горы, и ты можешь это сделать. Своё выступление хотим закончить слова Сергея Бодрова: «Всё только начинается». Благодарю за внимание!

Ведущий: Слово предоставляется третьему спикеру отрицающей команды.

Выступление третьего спикера отрицающей команды: (Демонстрация презентации)

Добрый день, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители!

Я, Новикова Елизавета, 3 спикер отрицающей команды.

Мы отрицаем тезис о том, что студентом иностранцем быть легко. Наша команда привела убедительные аргументы в защиту нашей позиции. Мне хочется акцентировать ваше внимание на следующих моментах:

Во-первых, это языковой барьер

Сложно адаптироваться в стране, где говорят на чужом языке, а в России - особенно. Русский язык является одним из самых трудных для изучения, и уж тем более - с его многослойной неформальной подоплекой

В России еще не в полной мере развиты англоязычные программы. Студенты, приезжающие получать образование в России, вынуждены изучать русский язык для освоения будущей профессии. Барьер связан с тем, что, приезжая в Россию, иностранные студенты далеко не всегда подготовлены к обучению на русском языке: Английский был государственный язык в школе. Языковой барьер возникает в первую очередь в связи с необходимостью усвоения учебной информации на языке принимающей стороны.

Во-вторых, непривычные для студентов-иностанцев климатические условия.

Я общалась со студентом СГМУ Раджем (Индия) и он говорил о том, что именно в нашем городе он впервые увидел снег, узнал что такое настоящий мороз, и первую зиму пережил тяжело в связи с акклиматизацией. Так как Радж приехал к нам из солнечной Индии, в нашем городе солнца ему не хватает катастрофически. Холодные затяжные дожди приводят в депрессию нас и тем более иностранцев.

Кроме того, помимо выше сказанных аргументов мне хотелось бы остановиться на культурной составляющей жизни студентов-иностранцев.

Студенты общаются в рамках своей референтной группы (общежития, в котором они проживают, или землячества. Студенты в интервью сами указывают на то, что общаются в рамках своих учебных групп и групп проживания. Студенты-европейцы говорят, что круг общения складывается из таких же студентов, обучающихся на программах академического обмена: Мы все вместе, мы кушаем вместе, мы учимся вместе. Не знаю… Мы все вместе почти, да, все…целый день, целый день (студент 4-го курса ,Италия).

Вьетнамские студенты выделяют довольно замкнутые сообщества, например, которые во многом ограничивают круг общения своими соотечественниками.

В защиту третьего аргумента, недовольства жилично-бытовыми условиями, мне хочется остановиться на следующем факте:

Многие студенты отмечают, что они хотели бы работать в перспективе, хотя совмещение работы и учебы на младших курсах не является для них вероятным из-за учебных нагрузок. Приоритетом является обучение. Однако некоторые студенты ощущают потребность в работе: им необходима практика или заработок. Вы знаете, что иностранным студентам нельзя работать? И это, конечно, тяжело, что человек хочет работать, но ему говорят: «Нельзя! Нам нельзя проходить практику. Если мы учимся в России, платим за учебу, почему нам нельзя проходить практику?»

Что касается сложности обучения российских студентов в европейских университетах, то здесь, на мой взгляд, главная трудность - высокая стоимость обучения российских студентов за границей.

В итоге по визовым требованиям Германии, русский абитуриент должен иметь денег в сумме восемь тысяч евро в год, для проживания и обучения.(560 000 рублей) В среднем иностранному студенту годичное обучение в Великобритании с проживанием, питанием, расходами на транспорт и учебники обойдется в тридцать тысяч фунтов.=2,5 млн рублей

Мы привели достаточно аргументов, которые доказывают, что быть студентом иностранцем тяжело, поэтому мы должны быть толерантными, лояльными, понимать их и помогать им.

А закончить выступление нашей команды мне хочется словами французского президента Шарля дэ Голля «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов»

Спасибо за внимание!

Ведущий: Уважаемые участники дебатов! Вы имеете право задать не более 2 вопросов каждой команде!

Ведущий: Судейская коллегия продолжает работать, а мы слово предоставим студентам – иностранцам. И из первых уст мы узнаем, легко ли быть студентом-иностранцем.

Выступление студентов-иностранцев.

Ведущий: Сейчас мы проведём БЛИЦ-ОПРОС студентов СГМУ и САФУ с весёлым названием «На поморской стороне, на чужой планете…». Приготовьте сигнальные карточки. Если вы на заданный вопрос даёте ответ «да», поднимайте зелёную карточку. поднятие красной карточки означает ответ «нет». Вопросы будут в презентации. Студенты-иностранцы вы готовы ответить на вопросы?

Общая презентация слайды № 3 - 14

Ведущий: Да! Мы живём в удивительное время, время больших возможностей. Но в нашем мире много проблем и сложностей. Одна из них непонимание, нетерпимость, агрессия…

Лидер группы «Битлз» Джон Леннон в песне «Представь себе» спел о том, что все мы представляем одну страну, один народ. Помните, песня заканчивается словами «Я надеюсь, что когда-нибудь ты присоединишься к нам, и мир станет единым».

Общая презентация слайды № 15

Вокальная группа исполняет песню «Представь себе» на английском языке

Ведущий: Слово предоставляется судейской коллегии.

Ведущий: Дебаты закончены.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!