Тема: Экономика семьи.
Цели:
подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, дефицит бюджета;
продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
1. Актуализация знаний.
На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:
1) Что такое деньги? (Деньги - это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента )
2) Как раньше назывались бумажные деньги? (ассигнации)
3) Назовите функции денег и приведите пример? (мера стоимости - например, цена чего-либо; средство обращения - деньги пришли на смену бартеру; средства платежа - например, выплата заработной платы; средство накопления - сбережения в банке).
2. Изучение новой темы.
Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей).
А) Составление кластера
Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья.

В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.
После заполнения кластера, учащимся предлагается заполнить
Б) Составление схемы «Ресурсы семьи»
На заполнение схемы отводится 10 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждый лепесток ромашки, приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов.
Во время обсуждения, говоря о доходах, учитель приводит следующую схему для самостоятельного заполнения учащимися. Доходы: фиксированные и переменные (см. презентацию).
В) Беседа по вопросам
Вопрос классу: что мы будем называть бюджетом? (Бюджет - это сумма доходов и расходов за определенное количество времени). Определение записываем в тетрадь.
Г) Практикум по теме урока
Приложение №1
Я считаю, что произведение Платонова А. П. «Юшка» Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу, а чай, сахар. И одежду Юшка должен был покупать на свое жалованье. Но Юшка чай и сахар не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных насквозь искрами. Зимой он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, обувал валенки, которые всю жизнь были у него одни. - и экономика имеют что-то общее?
Приложение №2
Предлагается задача –ситуация: Многие подростки желают заработать, что бы не просить деньги у родителей. Сережа и Саша устроились подработать в ДК на покраску здания. Сережа хочет усовершенствовать компьютер, а Саша заработать деньги на часы. Саша из малообеспеченной семьи, да и физически слабее Сережи. И он часто отдыхал во время работы. В конце покраски пришла Нина Григорьевна и спросила, как платить поровну или по объему выполненной работы. Сережа знает, что если он скажет что платить необходимо по объему выполненной работы, Саша получит меньше. И ему не хватит на часы. Как поступить Сереже? (Каким должно быть распределение зарплаты). А в семье распределение обязанностей должно быть справедливым? При необходимости анализируются спорные ответы
Приложение №3
Меню семьи и 4 человек на неделю. (Хронокарта) Прожиточный минимум составляет на одного человека 8 700рублей. *4= 34 800 рублей, а на продукты тратиться 60%, т.е. 20 800 в месяц:4 недели = 5 220 рублей. Составьте меню на неделю, исходя из цен на продукты
1. Яйцо 10 шт.= 60 рублей
2. Макароны 1 пачка 300 гр.= 37 р.
3. Рис 1кг.=46 р. Картошка, свекла, морковь собственные
. 4. Греча 1 кг.= 56 р.
5. Мясо 1кг.= 280 р.
6. Котлеты 8 шт.= 140р.
7. Рыба треска 1 кг.=160 р.
8. Сыр 1 кг. = 240 р.
9. Масло растительное = 82 р.
10. Молоко 1пч.=57 р
11. Хлеб черный 1 шт. = 25р.
12. Батон 1 шт. = 26 р.
13. Чай 25 пк. =34р.
14. Сахар 1 кг.=44 р.
15. Майонез 1 кг.= 90р.
Посчитайте, сколько будет расход денег, и сколько вы готовы потратить на продукты питания в неделю
3. Рефлексия.
Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Примерный ответ:
Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы
Родители и старший сын - трудовые ресурсы
Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные
Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы
Проценты - доход от сбережений в банке
Рента за земельный участок - собственность.
4. Домашнее задание.
Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:
Доход | Расход |
обязательные платежи | Питание | Промтовары | Культурно-бытовые услуги |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение №1
Я считаю, что произведение Платонова А. П. «Юшка» Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу, а чай, сахар. И одежду Юшка должен был покупать на свое жалованье. Но Юшка чай и сахар не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных насквозь искрами. Зимой он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, обувал валенки, которые всю жизнь были у него одни. - и экономика имеют что-то общее?
Приложение №2
Предлагается задача –ситуация: Многие подростки желают заработать, что бы не просить деньги у родителей. Сережа и Саша устроились подработать в ДК на покраску здания. Сережа хочет усовершенствовать компьютер, а Саша заработать деньги на часы. Саша из малообеспеченной семьи, да и физически слабее Сережи. И он часто отдыхал во время работы. В конце покраски пришла Нина Григорьевна и спросила, как платить поровну или по объему выполненной работы. Сережа знает, что если он скажет что платить необходимо по объему выполненной работы, Саша получит меньше. И ему не хватит на часы. Как поступить Сереже? (Каким должно быть распределение зарплаты). А в семье распределение обязанностей должно быть справедливым? При необходимости анализируются спорные ответы
Приложение №3
Меню семьи и 4 человек на неделю. (Хронокарта) Прожиточный минимум составляет на одного человека 8 700рублей. *4= 34 800 рублей, а на продукты тратиться 60%, т.е. 20 800 в месяц:4 недели = 5 220 рублей. Составьте меню на неделю, исходя из цен на продукты
1. Яйцо 10 шт.= 60 рублей
2. Макароны 1 пачка 300 гр.= 37 р.
3. Рис 1кг.=46 р. Картошка, свекла, морковь собственные
. 4. Греча 1 кг.= 56 р.
5. Мясо 1кг.= 280 р.
6. Котлеты 8 шт.= 140р.
7. Рыба треска 1 кг.=160 р.
8. Сыр 1 кг. = 240 р.
9. Масло растительное = 82 р.
10. Молоко 1пч.=57 р
11. Хлеб черный 1 шт. = 25р.
12. Батон 1 шт. = 26 р.
13. Чай 25 пк. =34р.
14. Сахар 1 кг.=44 р.
15. Майонез 1 кг.= 90р. Посчитайте, сколько будет расход денег, и сколько вы готовы потратить на продукты питания в неделю