СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОБЗР для 11 класса по теме: "Психическое здоровье и психологическое благополучие"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ОБЗР для 11 класса 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОБЗР для 11 класса по теме: "Психическое здоровье и психологическое благополучие"»

11 класс

Тема. Психическое здоровье и психологическое благополучие

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит; что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.

Задачи:

Обучающая: Дать определения изучаемым понятиям, раскрыть сущность стресса и его влияния на организм человека. Развивающая: Развить навыки самоанализа, критического мышления и умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Воспитательная: Воспитать ответственное отношение к своему телу и организму.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация усвоенных знаний

Ребята, прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Тема была «Профилактика неинфекционных заболеваний». Кто может напомнить нам, что такое неинфекционные заболевания?

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим о чрезвычайно важной теме, которая касается каждого из нас. Наш урок посвящен психическому здоровью и психологическому благополучию. Вы, наверное, часто слышите фразу «В здоровом теле – здоровый дух». И это действительно так: наше моральное состояние неразрывно связано с физическим самочувствием. Но что же такое психическое здоровье? Почему оно так важно? И как мы можем о нем заботиться?

  1. Основная часть

Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, психического и социального благополучие. Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества и выделяет следующие его критерии:

 Умение проявлять чувства, соотносить слова с действиями;

 Способность выражать своё мнение, учитывать собственные желания потребности и действовать при этом в соответствии с социальными нормами;

 Принятие ответственности за свои поступки;

 Адекватное восприятие как комплиментов, так и критики в свой адрес;

 Умение принимать свои достоинства и недостатки;

 Способность управлять поведением и эмоциональными реакциями в зависимости от социальных обстоятельств и ситуаций, в соответствии с нормами и законами;

 Способность реализовывать намеченные планы

В узком смысле под психическим здоровьем понимают отсутствие психических аномалий, классификацию которых предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания, бытовым языком «сумасшествие»;

2) психопатии, представляющие собой не болезнь, а аномалии характера; в настоящее время вместо слово «психопатия» употребляют термин «личностное расстройство»;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

4) слабоумие.

Психологическое благополучие – это состояние гармонии или сбалансированности внутреннего мира человека. Включает в себя компоненты: принятие своих чувств, возможностей и способностей; стремление поддерживать других, проявлять чувства, идти на компромисс в конфликтных ситуациях; развитие своих способностей и талантов, умения выражать своё мнение и прислушиваться к мнению других; понимание смысла жизни и опора на внутренние ценности

Качества, свидетельствующие о гармонии личности: доброта; трудолюбие; честность; целеустремлённость; ответственность; дисциплинированность; милосердие; любознательность; объективность.

Признаки травматического стресса: очень сильная эмоциональная реакция на происходящие события: страх, тревога, отчаяние и т.д.; нарушение адаптации – человек не может продолжать выполнять повседневные дела, жить обыденной жизнью, возникает ощущение нереальности происходящего; ощущение растерянности, неспособность к построению планов на ближайший и отдалённый периоды времени; утрата интереса к значимым ранее видам деятельности.

Признаки хронического стресса: повышенная утомляемость; постоянное ощущение усталости, даже после сна; внезапно возникающие вегетативные реакции (повышенное потоотделение, головные боли, головокружение, отдышка, утомляемость); подавленность, плохое настроение, раздражительность; состояние неудовлетворённости; беспричинная тревога; снижение интереса к обычной деятельности.

СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С ХРОНИЧЕСКИМ СТРЕССОМ:

1. Стратегия уменьшения воздействия хронического стресса путём оценки баланса положительных и отрицательных эмоций тех или иных событий;

2. Стратегия получения большего ресурса: ресурс физического комфорта; ресурс психических потребностей; ресурс смысла жизни.

Ресурс в психологии — это совокупность позитивных явлений в жизни, личности или окружении человека, которые питают его позитивное самоощущение и дают возможность укреплять это самоощущение действиями на благо себе и близких. 

Наличие или отсутствие ресурсов определяет запас «прочности» нервной системы человека и его способность эффективно справляться как с повседневными задачами, так и стрессовыми ситуациями. 

Некоторые виды психологических ресурсов:

  • Внутренние ресурсы:

    • Физические — здоровье и хорошее самочувствие. 

    • Эмоциональные — умение быть в контакте со своими эмоциями и регулировать их, не подавляя. 

    • Духовные — понимание особенностей своей человеческой природы, природы других людей, и принятие этого. 

  • Внешние ресурсы:

    • Реализация в профессии — любимая работа и возможность развиваться в ней. 

    • Социальные достижения — то, что человек воспринимает как плоды своих личных усилий, которые его радуют. 

    • Окружение — хорошие отношения с семьёй, друзьями, коллегами. 

    • Хобби — увлечения и в целом способность самостоятельно организовать себе интересный досуг. 

_______________________________________________________________________________

  1. Практическое задание. Проходим тест и делимся результатами. Обсуждение.

 Тест «Насколько ты уверен в себе?»

  1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:
    А) Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;
    Б) Перестанешь с ним общаться, и будешь избегать встреч.

  2. Когда ты входишь в автобус, тебя грубо толкают. Ты:
    А) Громко протестуешь;                  Б) Молча пытаешься пробраться вперёд;
    Е) Ждёшь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

  3. Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:
    Б) Не высказываешь свою точку зрения, так как всё равно не сможешь его переубедить;
    Д) Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.

  4. Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:
    Б) Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;          Д) Без колебаний направляешься в первый ряд;
    Е) Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом всё-таки проходишь на свободное место.

  5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?
    Д) Да;            Е) Нет.

  6. Трудно ли тебе вступить в разговор с незнакомыми людьми?
    Д) Да;                  Е) Нет.

  7. Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?
    Б) Нет;                        В) Да.

  8. 8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?
    Д) Нет;                       Е) Да.

  9. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от её исполнения?
    Б) Нет;                В) Да.

  10. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:
    Д) Используешь эту возможность;                    Е) Не используешь.

  11. 11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:
    Б) Под любым предлогом отказываешься;     В) Звонишь без колебаний;     Е) Собираешься с духом и звонишь.

  12. Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:
    Б) Молча переживаешь;                               Г) Споришь с учителем по поводу этой оценки.

  13. Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:
    Б) Не будешь задавать вопросов учителю;               В) Спокойно попросишь объяснить ещё раз;
    Г) Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.

  14. Ты пришёл в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:
    Б) Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;       В) Просишь их перестать разговаривать;     Е) Молча терпишь.

  15. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:
    Б) Глотаешь обиду и молчишь;           Д) Даёшь отпор.

  16. Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который(ая) очень нравиться?
    Б) Очень трудно;          В) Легко;            Г) Очень трудно начать, потом легче.

  17. Ты идёшь на рынок. Легко ли тебе торговаться?
    А) Да;         Б) Нет.

  18. Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступить перед классом?
    Б) Да;             Д) Нет.

  19. Тебя хвалят перед классом. Ты:
    Б) Не знаешь, что сказать в ответ;     Д) Благодаришь за похвалу;      Е) Спокойно воспринимаешь благодарность.

  20. При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?
    А) Устный;              Б) Письменный;                 В) Мне всё равно, какой экзамен сдавать.

Результаты теста.

А – 3 балла, Б – 0 баллов, В – 5 баллов, Г – 2 балла, Д – 4 балла, Е – 1 балл.

Подсчитайте общую сумму.

  • 12 баллов – сильная неуверенность в себе.

  • 12–32 балла – низкая уверенность в себе.

  • 33–60 баллов – средний уровень уверенности в себе.

  • 61–72 балла – высокая уверенность в себе.

Более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе.

 ________________________________________________________________________

  1. Моделирование и анализ ситуаций. Групповое обсуждение.

Обучающиеся делятся на группы. Придумывают друг другу ситуации и решают их. Темы для ситуаций:

- Конфликт одноклассников

- Подготовка к экзамену

- Конфликт в семье



  1. Рефлексия

Дорогие ребята, давайте проведём рефлексию и попробуем осознать, что нового мы сегодня узнали и как это может быть полезным в нашей жизни. Подумайте, были ли моменты, которые вызвали у вас сложности или непонимание?

9. Домашнее задание. Ответить на вопросы:

1. Что такое психическое здоровье?

2. Какие компоненты включает психологическое благополучие?

3. Что вы понимаете под гармоничным развитием личности?