СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Великий круговорот жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по окружающему миру. Тема урока "Великий круговорот жизни" 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Великий круговорот жизни"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гобикская средняя общеобразовательная школа

Рогнединского района Брянской области

Разработала: учитель нач.классов первой кв.категории Кыркина Г.Б.

Тема урока: Великий круговорот жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная: 

- создавать условия для ознакомления учащимися с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями круговорота.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные
: уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные:  - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре.

Планируемые результаты:

- знать основные звенья круговорота жизни;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь различать три группы организмов;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.

Межпредметные связи: Литературное чтение, физическая культура, технология.

Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь, карточки с изображением животных;
интерактивный материал: авторская презентация "Великий круговорот жизни".

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт зимний месяц?
Ученик: - Декабрь.
Учитель: А как назывался декабрь по народному календарю? Почему?

Ученик: Декабрь по народному календарю назывался студень, студёный. В декабре год заканчивается и настоящая зима начинается. В Древней Руси декабрь чаще всего называли зимником, студенеем, студёным.

Учитель: Ребята, в течение недели вы наблюдали за погодой.

-Каких дней было больше, пасмурных или с переменной облачностью?

- Какая была самая низкая температура за эти дни? Какие были осадки? Когда были дни без осадков?

- Погода в декабре часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. Я вам желаю хорошего зимнего настроения и удачи на уроке.

Личностные УУД: смыслообразование, потребность включения в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.
Учитель: - С чего начнем работу на уроке?
Ученик: - С повторения.

- Из каких частей состоит гриб?

- Грибы мы отнесём к растениям или животным? (Грибы – это отдельное царство.)

- Какую роль выполняют грибы в природе?

- Все ли грибы можно употреблять в пищу?

- Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?

3. Самоопределение к деятельности.

- слайд

Учитель: Ребята, посмотрите, герои какого мультфильма присутствуют сегодня на нашем уроке?

Ученик: Это отец Муфаса и сын Симба из мультфильма «Король Лев».

Учитель: Мудрый лев Муфаса предлагает нам вспомнить, что мы уже изучили о природе.

Опрос – беседа.

Уч.: Какая бывает природа?

Д.: Природа бывает живая и неживая.

Уч.: Что относится к неживой природе?

Д.: Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.
Уч.: Что относится к живой природе?

Д.: Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.

Уч.: Назовите признаки жизни.

Д. Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.

Уч.: Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных?

Д.: Воздух необходим для дыхания, вода для питания и роста.

Уч.: Могут ли животные жить без растений?

Д.: Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.

Уч: Что такое почва?

Д.: Почва – это верхний плодородный слой земли.

Уч.: Назовите главное свойство почвы?

Д.: Плодородие.

4. Введение в тему урока. Мотивация для открытия новых знаний.

Учитель: А сейчас , ребята, давайте вспомним, что сказал Мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

(Просматривается отрывок из мультфильма.)

- слайд



Учитель: Как вы думаете, прав ли Король Лев?

( Выслушиваются ответы детей.)

Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!

На одном из прошлых уроков мы знакомились с круговоротом воды. Так какая же сегодня у нас тема урока? ( Ответ детей)

Сегодня на уроке мы докажем, что на Земле происходит круговорот жизни .

Учитель: Так, что же такое круговорот? ( ответы детей)

5.Работа по теме урока ( на основе презентации).

- слайд

Учитель: Основу круговорота жизни составляют три группы организмов:

  1. Организмы – производители

  2. Организмы – потребители

  3. Организмы – разрушители.

- слайд

- Как вы думаете? Какие организмы являются производителями?

( Растения)

- Почему?

Организмами – производителями -учёные экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества( сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и солей.

-слайд

- Какие организмы являются потребителями? (Животные).

- Почему?

Ими являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

-слайд

- Какие организмы являются разрушителями?

Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Сообщение о бактериях. (Вывешиваю плакат на доску)

-слайд



Учитель: Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Сообщение.

6. Работа с учебником.

Учитель: Теперь, ребята, обратимся к нашему главному помощнику. Откроем учебник на стр. 119. Расскажем о круговороте по моделе.

( Ответы детей)

Составление цепи питания.

Вывешиваю на доске рисунки (осина, заяц, волк, бактерии)

Цепь питания начинается с организма – производителя

- затем – организм – потребитель

- затем – хищное животное

Волк погиб, что произойдёт с его останками?

- бактерии – организмы – разрушители.

Составление своих цепей питания в тетрадях.

7. Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазки видят всё давно ,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг

Закрою глазки – открою,

Посмотрю на мир вокруг.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Давайте закрепим наши знания и выполним в рабочей тетради 1).Задание № 1 стр. 69

-слайд



2). Задание № 2. ( Проверяем по экрану)

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Если я буду называть производителя (растение) – хлопаем в ладоши;

Потребителя (животное) – приседаем.

Разрушителя (грибы) – стоим на месте.Понятно.

Медведь, берёза, подберёзовик, волк, осина, подосиновик, белка, дуб, мухомор.

Работа в парах.

Учитель: На листках даны фигуры животных и растений. Один ученик обводит зелёным карандашом производителей, другой – красным карандашом – потребителей.

Затем фронтальная проверка.

Работа в группах.

Обсуждение проблемной ситуации.

Представьте,что на земле исчезло какое – нибудь из звеньев круговорота:

- 1 группа. – Растения./ Не станет пищи, кислорода, погибнут все животные/.

- 2 группа – Грибы и бактерии. / Никто не будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии/.

Учитель: Какой сделаем вывод? В природе существует хрупкое равновесие.Если убрать хотя бы одно звено , то нарушиться равновесие. Все живые организмы и почва участники единого круговорота. Этот круг разорвётся, если исчезнет какое – нибудь звено.

Стихотворение. Про всех на свете.

Учитель: Человеку очень хорошо надо знать, что в природе всё взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше др. вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человека совершаются ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с великим круговоротом жизни на Земле.

Вы любите играть. Вот сейчас мы и поиграем в игру «Крестики – нолики».

Х – правильное утверждение, О - неправильное утверждение.

  1. Лиса, волк, заяц, кабан, мышь – потребители.

  2. Щука, стрекоза, сова – это хищные животные.

  3. Грибы, бактерии – разрушают мёртвые остатки животных и растений.

  4. Животные потребляют вещества производимые растениями.

  5. Только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.

  6. Грибы – это растения.

  7. Почва – это плодородный слой.

  8. Осина, дуб, ель, сосна – это разрушители.

  9. Если убрать хотя бы одно звено из круговорота жизни, то этот круг разорвётся.

-слайд



Проверь по ключу на экране. ХОХХХОХОХ

Оцените работу соседа по парте.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Назовите основные звенья круговорота веществ?

- С каким чувством вы уходите домой?

ВЫВОД: Итак Король Лев Прав – все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.

Домашнее задание на экране. слайд

А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое о животных. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше.

У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали природе и друг другу не сжатые кулаки, а добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки.

Предметные УУД: (уметь правильно оценивать результаты своей работы на уроке).
Коммуникативные УУД: (уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, адекватно относится к оценке учителя).
Регулятивные УУД: (волевая саморегуляция, самооценка.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!