Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гобикская средняя общеобразовательная школа
Рогнединского района Брянской области
Разработала: учитель нач.классов первой кв.категории Кыркина Г.Б.
Тема урока: Великий круговорот жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная:
- создавать условия для ознакомления учащимися с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями круговорота.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные: уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные: - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре.
Планируемые результаты:
- знать основные звенья круговорота жизни;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь различать три группы организмов;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.
Межпредметные связи: Литературное чтение, физическая культура, технология.
Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь, карточки с изображением животных;
интерактивный материал: авторская презентация "Великий круговорот жизни".
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт зимний месяц?
Ученик: - Декабрь.
Учитель: А как назывался декабрь по народному календарю? Почему?
Ученик: Декабрь по народному календарю назывался студень, студёный. В декабре год заканчивается и настоящая зима начинается. В Древней Руси декабрь чаще всего называли зимником, студенеем, студёным.
Учитель: Ребята, в течение недели вы наблюдали за погодой.
-Каких дней было больше, пасмурных или с переменной облачностью?
- Какая была самая низкая температура за эти дни? Какие были осадки? Когда были дни без осадков?
- Погода в декабре часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. Я вам желаю хорошего зимнего настроения и удачи на уроке.
Личностные УУД: смыслообразование, потребность включения в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний.
Учитель: - С чего начнем работу на уроке?
Ученик: - С повторения.
- Из каких частей состоит гриб?
- Грибы мы отнесём к растениям или животным? (Грибы – это отдельное царство.)
- Какую роль выполняют грибы в природе?
- Все ли грибы можно употреблять в пищу?
- Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?
3. Самоопределение к деятельности.
- слайд
Учитель: Ребята, посмотрите, герои какого мультфильма присутствуют сегодня на нашем уроке?
Ученик: Это отец Муфаса и сын Симба из мультфильма «Король Лев».
Учитель: Мудрый лев Муфаса предлагает нам вспомнить, что мы уже изучили о природе.
Опрос – беседа.
Уч.: Какая бывает природа?
Д.: Природа бывает живая и неживая.
Уч.: Что относится к неживой природе?
Д.: Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.
Уч.: Что относится к живой природе?
Д.: Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.
Уч.: Назовите признаки жизни.
Д. Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.
Уч.: Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных?
Д.: Воздух необходим для дыхания, вода для питания и роста.
Уч.: Могут ли животные жить без растений?
Д.: Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.
Уч: Что такое почва?
Д.: Почва – это верхний плодородный слой земли.
Уч.: Назовите главное свойство почвы?
Д.: Плодородие.
4. Введение в тему урока. Мотивация для открытия новых знаний.
Учитель: А сейчас , ребята, давайте вспомним, что сказал Мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
(Просматривается отрывок из мультфильма.)
- слайд
Учитель: Как вы думаете, прав ли Король Лев?
( Выслушиваются ответы детей.)
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!
На одном из прошлых уроков мы знакомились с круговоротом воды. Так какая же сегодня у нас тема урока? ( Ответ детей)
Сегодня на уроке мы докажем, что на Земле происходит круговорот жизни .
Учитель: Так, что же такое круговорот? ( ответы детей)
5.Работа по теме урока ( на основе презентации).
- слайд
Учитель: Основу круговорота жизни составляют три группы организмов:
Организмы – производители
Организмы – потребители
Организмы – разрушители.
- слайд
- Как вы думаете? Какие организмы являются производителями?
( Растения)
- Почему?
Организмами – производителями -учёные экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества( сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и солей.
-слайд
- Какие организмы являются потребителями? (Животные).
- Почему?
Ими являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
-слайд
- Какие организмы являются разрушителями?
Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Сообщение о бактериях. (Вывешиваю плакат на доску)
-слайд
Учитель: Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Сообщение.
6. Работа с учебником.
Учитель: Теперь, ребята, обратимся к нашему главному помощнику. Откроем учебник на стр. 119. Расскажем о круговороте по моделе.
( Ответы детей)
Составление цепи питания.
Вывешиваю на доске рисунки (осина, заяц, волк, бактерии)
Цепь питания начинается с организма – производителя
- затем – организм – потребитель
- затем – хищное животное
Волк погиб, что произойдёт с его останками?
- бактерии – организмы – разрушители.
Составление своих цепей питания в тетрадях.
7. Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазки видят всё давно ,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг
Закрою глазки – открою,
Посмотрю на мир вокруг.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Давайте закрепим наши знания и выполним в рабочей тетради 1).Задание № 1 стр. 69
-слайд
2). Задание № 2. ( Проверяем по экрану)
Физкультминутка.
Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Если я буду называть производителя (растение) – хлопаем в ладоши;
Потребителя (животное) – приседаем.
Разрушителя (грибы) – стоим на месте.Понятно.
Медведь, берёза, подберёзовик, волк, осина, подосиновик, белка, дуб, мухомор.
Работа в парах.
Учитель: На листках даны фигуры животных и растений. Один ученик обводит зелёным карандашом производителей, другой – красным карандашом – потребителей.
Затем фронтальная проверка.
Работа в группах.
Обсуждение проблемной ситуации.
Представьте,что на земле исчезло какое – нибудь из звеньев круговорота:
- 1 группа. – Растения./ Не станет пищи, кислорода, погибнут все животные/.
- 2 группа – Грибы и бактерии. / Никто не будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии/.
Учитель: Какой сделаем вывод? В природе существует хрупкое равновесие.Если убрать хотя бы одно звено , то нарушиться равновесие. Все живые организмы и почва участники единого круговорота. Этот круг разорвётся, если исчезнет какое – нибудь звено.
Стихотворение. Про всех на свете.
Учитель: Человеку очень хорошо надо знать, что в природе всё взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше др. вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человека совершаются ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с великим круговоротом жизни на Земле.
Вы любите играть. Вот сейчас мы и поиграем в игру «Крестики – нолики».
Х – правильное утверждение, О - неправильное утверждение.
Лиса, волк, заяц, кабан, мышь – потребители.
Щука, стрекоза, сова – это хищные животные.
Грибы, бактерии – разрушают мёртвые остатки животных и растений.
Животные потребляют вещества производимые растениями.
Только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.
Грибы – это растения.
Почва – это плодородный слой.
Осина, дуб, ель, сосна – это разрушители.
Если убрать хотя бы одно звено из круговорота жизни, то этот круг разорвётся.
-слайд
Проверь по ключу на экране. ХОХХХОХОХ
Оцените работу соседа по парте.
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Назовите основные звенья круговорота веществ?
- С каким чувством вы уходите домой?
ВЫВОД: Итак Король Лев Прав – все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.
Домашнее задание на экране. слайд
А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое о животных. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше.
У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали природе и друг другу не сжатые кулаки, а добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки.
Предметные УУД: (уметь правильно оценивать результаты своей работы на уроке).
Коммуникативные УУД: (уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, адекватно относится к оценке учителя).
Регулятивные УУД: (волевая саморегуляция, самооценка.)