МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа им.А.С. Жадова»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
ЧИНЁНОВА Г.И.
2013 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию урока.
Метапредметные (МПР):
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Познавательные:
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей;
классифицировать объекты по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами.
Коммуникативные:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
выполнять правила работы в группах.
Предметные:
характеризовать понятия организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители;
приводить примеры круговорота веществ;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ.
ЦЕЛИ:
Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
Способствовать осознанному усвоению материала;
Развивать умение логически делать выводы, фиксировать свои мысли в схеме;
Развивать речевые навыки при изложении материала по динамической схеме;
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, видеопроектор, динамическая схема
«Круговорот воды в природе», кроссворды,
учебники, рабочие тетради, листы задания.
ХОД УРОКА
1эт. Организация начала урока.
Эмоциональный настрой.
- Посмотрите, как радостно улыбается солнышко! Оно рассылает свои лучики всем, словно желает успехов в работе на уроке. Улыбнитесь друг другу. Выскажите свои пожелания на этот урок.
- Кто хочет обратиться ко всему классу? (пожелания классу)
- Ну а от себя я хочу пожелать вам быть уверенными в своих знаниях, не бояться высказывать свою точку зрения, пусть даже отличную от других. Помните: ошибиться может каждый.
2эт. Актуализация опорных знаний.
1.Блицтурнир.
- Систематизируем наши знания. Я задаю вопрос, вы стараетесь быстро дать ответ.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Что относиться к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, тучи, горы)
- Что относиться к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы)
-Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть)
- Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, а вода для питания и роста)
- Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений)
- Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)
- Назовите главное свойство почвы. (Плодородие)
- Молодцы!
3эт. Самоопределение к деятельности.
Работа в группах.
- Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, вы должны отгадать кроссворд.
Задания для кроссворда. (Кроссворд каждой группе)
Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.
Что изучает ботаника?
Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?
Что придаёт почве тёмный цвет?
Что необходимо растениям для роста?
Живые существа, которых изучают зоологи.
Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?
Организм, имеющий шляпку и ножку.
Верхний слой земли.
Главное условие для питания растений.
- Прочитайте ключевое слово. (КРУГОВОРОТ)
- Вам знакомо это слово? Где мы с ним уже встречались?
- Вспомните, что является основой всех живых организмов? (ВОДА)
- На доске вывешиваем схему «Круговорот воды в природе»
- Что изображено на схеме?
- Кто может объяснить, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе? (Ответы уч-ся)
- Нам этот материал уже знаком? (Да) А для чего мы говорим об этом снова? (ответы уч-ся)
- Я добавлю. Знание о круговороте воды в природе поможет нам в усвоении знаний о другом очень важном процессе, происходящем в природе.
- А как вы думаете, существует ли в природе ещё круговорот чего-нибудь? (ответы детей)
- Возможно, прочитав отрывок из книги «Король Лев» вы сможете подтвердить ваши предположения.
4эт. Изучение нового материала.
1.Слайды 2-4. Диалог Льва Муфасы и его сына Симбы.
- Чтение отрывка по ролям. (За автора учитель и двое учащихся)
- Как вы понимаете слова Мудрого льва?
- Как вы думаете король Лев был прав? (Ответы учащихся)
- Проверим ваши предположения. СЛАЙД 5
- О каком процессе в природе сказал Муфаса своему сыну Симбе?
- О чём мы будем говорить на уроке? (Круговорот жизни)
- Кто является участниками этого процесса? (Предположительные ответы: растения ,животные и грибы)
- У вас на партах лежат листы задания. Возьмите и запишите в них Зад.№1. 1. Кто является участниками круговорота жизни. В Зад.№1. 2. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ.
2.Открытие новых знаний.
- Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрите на следующий СЛАЙД 6 и выделите 3 группы живых организмов. Какие группы живых организмов выделили? На магнитной доске появляются 3 карточки: РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, БАКТЕРИИ (ГРИБЫ)
- Прочитайте последний абзац в учебники на стр.118
- Как вы думаете, как учёные – экологи называют растения? (организмы – производители) Почему?
- А как называют животных? (организмы - потребители) Почему?
- А чем занимаются грибы и бактерии? (разрушают, разлагают останки живых организмов) Как можно назвать 3 группу?
- Проверим ваши предположения. СЛАЙД 7,8,9,10.
- Заполните схему Зад.№2, №3, №4.
-Физминутка. Воробушек проснулся
Распрямился, встрепенулся.
… … …
3.Первичное закрепление.
- Мы с вами наблюдали круговорот жизни в африканской саванне. А теперь попробуйте составить рассказ о круговороте жизни в лесу средней полосы России. (Ответы детей)
- Скажите, участниками круговорота жизни являются только живые организмы, или неживая природа тоже участвует? (вода, почва, солнце) Карточки на магнитную доску.
- Какую роль в круговороте жизни играет почва? (ответы детей)
- Проверим ваши предположения. СЛАЙД 11
- Выполните Зад. №5.
- Итак, как же происходит великий круговорот жизни? (Ответы детей)
- Проверяем. СЛАЙД 12
5эт. Рефлексия. Итог урока.
- Ребята, а что произойдёт, если из нашего круговорота убрать одно из звеньев, например, Зад.№6 (разрушители). Что будет происходить в этом случае?
- Какой же можно сделать вывод?
ВЫВОД: В круговороте жизни все звенья важны и имеют огромное значение.
- Мы с вами начали урок с блицтурнира, и мне хочется им закончить. СЛАЙД 13
ВОПРОСЫ: 1.Назовите основные звенья круговорота жизни.
2.Почему растения названы организмами-производителями, а животные – потребителями?
3.Что ты знаешь об организмах – разрушителях?
4.Какова роль почвы в круговороте жизни?
- Вернёмся к листам заданиям. Вы получили ответ на свой вопрос?
- Зад.№1.3 Запишите коротко, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
- Оцените свою работу по шкале: поставь нужную отметку, на сколько вы усвоили материал урока.
- А с помощью смайлика выразите своё отношение и настроение к рассмотренной сегодня теме.
( Дети зарисовывают смайлик на листе заданий)
6эт. Домашнее задание: 1) стр.118-120, вопросы.
2) По выбору: а) Напишите сочинение – рассуждение по теме «Что произойдёт, если исчезнет одно из звеньев великого круговорота жизни» б) Изготовь модель круговорота жизни, используя любые материалы.
КРОССВОРД
Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.
Что изучает ботаника?
Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?
Что придаёт почве тёмный цвет?
Что необходимо растениям для роста?
Живые существа, которых изучают зоологи.
Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?
Организм, имеющий шляпку и ножку.
Верхний слой земли.
10.Главное условие для питания растений.