СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Круговорот жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Великий круговорот жизни", УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Круговорот жизни"»

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа им.А.С. Жадова»

















Подготовила и провела

учитель начальных классов

ЧИНЁНОВА Г.И.





2013 г.





Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию урока.

Метапредметные (МПР):

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;

  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Познавательные:

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей;

  • классифицировать объекты по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • выполнять правила работы в группах.

Предметные:

  • характеризовать понятия организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители;

  • приводить примеры круговорота веществ;

  • обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ.











ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;

  • Способствовать осознанному усвоению материала;

  • Развивать умение логически делать выводы, фиксировать свои мысли в схеме;

  • Развивать речевые навыки при изложении материала по динамической схеме;

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.







ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, видеопроектор, динамическая схема

«Круговорот воды в природе», кроссворды,

учебники, рабочие тетради, листы задания.



































ХОД УРОКА

1эт. Организация начала урока.

  1. Эмоциональный настрой.

- Посмотрите, как радостно улыбается солнышко! Оно рассылает свои лучики всем, словно желает успехов в работе на уроке. Улыбнитесь друг другу. Выскажите свои пожелания на этот урок.

- Кто хочет обратиться ко всему классу? (пожелания классу)

- Ну а от себя я хочу пожелать вам быть уверенными в своих знаниях, не бояться высказывать свою точку зрения, пусть даже отличную от других. Помните: ошибиться может каждый.

2эт. Актуализация опорных знаний.

1.Блицтурнир.

- Систематизируем наши знания. Я задаю вопрос, вы стараетесь быстро дать ответ.

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

-Что относиться к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, тучи, горы)

- Что относиться к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы)

-Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть)

- Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, а вода для питания и роста)

- Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений)

- Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)

- Назовите главное свойство почвы. (Плодородие)

- Молодцы!

3эт. Самоопределение к деятельности.

  1. Работа в группах.

- Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, вы должны отгадать кроссворд.

Задания для кроссворда. (Кроссворд каждой группе)

  1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.

  2. Что изучает ботаника?

  3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?

  4. Что придаёт почве тёмный цвет?

  5. Что необходимо растениям для роста?

  6. Живые существа, которых изучают зоологи.

  7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?

  8. Организм, имеющий шляпку и ножку.

  9. Верхний слой земли.

  10. Главное условие для питания растений.

- Прочитайте ключевое слово. (КРУГОВОРОТ)

- Вам знакомо это слово? Где мы с ним уже встречались?

- Вспомните, что является основой всех живых организмов? (ВОДА)

- На доске вывешиваем схему «Круговорот воды в природе»

- Что изображено на схеме?

- Кто может объяснить, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе? (Ответы уч-ся)

- Нам этот материал уже знаком? (Да) А для чего мы говорим об этом снова? (ответы уч-ся)

- Я добавлю. Знание о круговороте воды в природе поможет нам в усвоении знаний о другом очень важном процессе, происходящем в природе.

- А как вы думаете, существует ли в природе ещё круговорот чего-нибудь? (ответы детей)

- Возможно, прочитав отрывок из книги «Король Лев» вы сможете подтвердить ваши предположения.

4эт. Изучение нового материала.

1.Слайды 2-4. Диалог Льва Муфасы и его сына Симбы.

- Чтение отрывка по ролям. (За автора учитель и двое учащихся)

- Как вы понимаете слова Мудрого льва?

- Как вы думаете король Лев был прав? (Ответы учащихся)

- Проверим ваши предположения. СЛАЙД 5

- О каком процессе в природе сказал Муфаса своему сыну Симбе?

- О чём мы будем говорить на уроке? (Круговорот жизни)

- Кто является участниками этого процесса? (Предположительные ответы: растения ,животные и грибы)

- У вас на партах лежат листы задания. Возьмите и запишите в них Зад.№1. 1. Кто является участниками круговорота жизни. В Зад.№1. 2. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ.

2.Открытие новых знаний.

- Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрите на следующий СЛАЙД 6 и выделите 3 группы живых организмов. Какие группы живых организмов выделили? На магнитной доске появляются 3 карточки: РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, БАКТЕРИИ (ГРИБЫ)

- Прочитайте последний абзац в учебники на стр.118

- Как вы думаете, как учёные – экологи называют растения? (организмы – производители) Почему?

- А как называют животных? (организмы - потребители) Почему?

- А чем занимаются грибы и бактерии? (разрушают, разлагают останки живых организмов) Как можно назвать 3 группу?

- Проверим ваши предположения. СЛАЙД 7,8,9,10.

- Заполните схему Зад.№2, №3, №4.

-Физминутка. Воробушек проснулся

Распрямился, встрепенулся.

… … …

3.Первичное закрепление.

- Мы с вами наблюдали круговорот жизни в африканской саванне. А теперь попробуйте составить рассказ о круговороте жизни в лесу средней полосы России. (Ответы детей)

- Скажите, участниками круговорота жизни являются только живые организмы, или неживая природа тоже участвует? (вода, почва, солнце) Карточки на магнитную доску.

- Какую роль в круговороте жизни играет почва? (ответы детей)

- Проверим ваши предположения. СЛАЙД 11

- Выполните Зад. №5.

- Итак, как же происходит великий круговорот жизни? (Ответы детей)

- Проверяем. СЛАЙД 12

5эт. Рефлексия. Итог урока.

- Ребята, а что произойдёт, если из нашего круговорота убрать одно из звеньев, например, Зад.№6 (разрушители). Что будет происходить в этом случае?

- Какой же можно сделать вывод?

ВЫВОД: В круговороте жизни все звенья важны и имеют огромное значение.

- Мы с вами начали урок с блицтурнира, и мне хочется им закончить. СЛАЙД 13

ВОПРОСЫ: 1.Назовите основные звенья круговорота жизни.

2.Почему растения названы организмами-производителями, а животные – потребителями?

3.Что ты знаешь об организмах – разрушителях?

4.Какова роль почвы в круговороте жизни?

- Вернёмся к листам заданиям. Вы получили ответ на свой вопрос?

- Зад.№1.3 Запишите коротко, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

- Оцените свою работу по шкале: поставь нужную отметку, на сколько вы усвоили материал урока.

- А с помощью смайлика выразите своё отношение и настроение к рассмотренной сегодня теме.

( Дети зарисовывают смайлик на листе заданий)

6эт. Домашнее задание: 1) стр.118-120, вопросы.

2) По выбору: а) Напишите сочинение – рассуждение по теме «Что произойдёт, если исчезнет одно из звеньев великого круговорота жизни» б) Изготовь модель круговорота жизни, используя любые материалы.

КРОССВОРД

  1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.

  2. Что изучает ботаника?

  3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?

  4. Что придаёт почве тёмный цвет?

  5. Что необходимо растениям для роста?

  6. Живые существа, которых изучают зоологи.

  7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?

  8. Организм, имеющий шляпку и ножку.

  9. Верхний слой земли.

10.Главное условие для питания растений.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!