СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по Окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Окружающему миру»

Окружающий мир

Урок №47

Класс: 4-а

Тема: «Русь расправляет крылья»

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением

Цель: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые УУД:

Предметные:познакомиться с фактами, которые свидетельствуют о возрождении Северо-Восточной Руси; изучить материал о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Метапредметные:

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от уже известного и усвоенного до получения новых знаний);

осуществлять анализ информации, выделение главного, делать выводы

выражать свои мысли, вести диалог.

Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся

формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную

информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и

следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая

различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность

существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников,

учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность;

Оборудование (ТСО): УМК «Школа России» А.А. Плешаков, Окружающий мир 4кл. ч.2ч.,








Ход урока

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

«Прозвенел уже звонок – Приглашает на урок.

Начинаем мы опять по истории шагать».

Улыбнитесь и пожелайте своему однокласснику удачи и успехов, и я тоже желаю вам успешно работать на уроке.

  1. Мотивация учебной деятельности.

  • Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? (Птицу)

  • Как вы думаете, хорошо ли живется этой птице?

  • А почему?

  • А какую птицу вы видите на этой картинке?

  • Для чего птицы расправляют крылья? (чтобы отправиться в полет)

  • Крылья символ чего? (полета, свободы, силы и т.д.)

  • Кого или что сравнивают с птицей?

  • А еще с птицей часто сравнивают Русь.

Знамена Русь свои расправь, Взмахни могучими крылами!

Зло побеждала ты не раз,

И сеяла добро веками.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-А всегда ли Русь была сильной птицей?

Вот такой была птица - Русь. (Показ худой птицы со сложенными крыльями)

-Но боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

  1. Целеполагание.

- На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? А какие задачи мы можем поставить перед собой?

  1. Выяснить, каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.

  2. Выяснить, как строились отношения между Русью и Золотой ордой. 3.Познакомиться с выдающимися людьми в данный период, которые способствовали возрождению Русского государства.

  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте вспомним, о каких исторических личностях вы узнали на прошлых уроках и какие

события произошли в 13 веке на Руси. Для этого мы поиграем в игру

«Составь рассказ»

Работа в группе. Игра «Составь рассказ»

В нашем рассказе будет 5 предложений. Я раздам каждой команде слова, а вы должны будете составить из них предложения и с готовым предложением выйти к доске.

Так мы восстановим хронологию событий, которые вы изучили на прошлых уроках.

  1. В 13 веке на Русь напали степные кочевники – монголо-татары.

  2. Поход на Русь возглавил хан Батый.

  3. В 1237 году первым разгромили город Рязань.

  4. В 1238 году разрушили город Владимир и Козельск.

  5. В 1240 году разрушили город Киев.

Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде.

Отныне Руси пришлось выплачивать дань.

  1. Первичное усвоение новых знаний. Работа с картой.

Посмотрите на карту русских княжеств 14 века. Не правда ли, изображение, похоже на одеяло, сшитое из лоскутков? А почему, как вы думаете?        (Русь состояла из множества княжеств)

Русское государство в 13 веке представляло собой мелкие раздробленные княжества, в которые входили 1 или 2 – 3 мелких города.

Назывались они по названию города, в котором «сидел» князь. Посмотрите на карту и назовите эти города (показать указкой). Тверское, Владимирское, Черниговское, Псковское, Смоленское.

Русские князья часто были родственниками, но особой дружбы между собой не поддерживали. Каждый заботился только о своем княжестве, не думая о том, как живут соседи. Большую беду такая раздробленность приносила в годы нападения на Русь иноземных захватчиков. Так было и во время нападения Золотой Орды: каждый князь выходил со своим немногочисленным войском защищать только свой город. Русские люди

дрались не на жизнь, а на смерть, но противостоять многочисленной хорошо обученной армии захватчиков не могли.

  • Почему? Давайте выясним причину этого.

У вас на партах лежат палочки. Возьмите одну палочку и переломите ее. Легко ли у вас получилось это сделать? Какой вывод мы можем сделать?

В результате все русские княжества по очереди были покорены войсками Золотой Орды. Для Руси это были трудные времена: погибло огромное число людей, фактическим хозяином стали золотоордынские ханы. Каждое княжество выплачивало дань деньгами и продуктами. Сами русские князья тоже были несвободны. Находясь под постоянным страхом смерти, они обязаны были ездить в Золотую Орду для того, чтобы спрашивать позволения на княжество.

  1. Изучение нового материала.

-Ребята, посмотрите на карту и скажите, какие земли были более безопасными для жизни? (Северо-Восточные)

-А теперь давайте с вами назовем города, которые входили в северо- восточную Русь. На учительском столе - карточки с названиями городов          Древней Руси.

-Кто поможет составить карту Северо-Восточной Руси? Выберите из них только те, которые входили в Северо-Восточную Русь и прикрепите их магнитом к доске. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов, Муром).

-Ребята, как вы думаете, почему именно здесь селились люди? (Эти города наиболее удалены от Орды, были удобные земли, леса с обильной

дичью).

-Почему вы не выбрали город Муром? (Муромское княжество находилось на границе с Ордой)

-Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды. В этих городах начали возрождаться ремёсла.

-Какие ремесла вы знаете?

Работа с учебником.

Я предлагаю вам стать купцами, ремесленниками и строителями.

Опираясь на ключевые слова, найдите в тексте учебника и прочитайте, чем занимались купцы, ремесленники, строители.

  1. ряд – Купцы: лето, пристань, зима, обозы.

Летом на пристанях у Москвы – реки стояло множество кораблей с товаром. Зимой тянулись санные обозы (стр.66).

  1. ряд – Ремесленники: мастера, доспехи, лучники.

Особенно стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, - бронники, щитники, лучники, кольчужники (стр. 66).

  1. ряд – Строители: соборы, забор, стены.

Не пришлось сидеть без дела строителям. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые каменные соборы. Умелые плотники обнесли

крепость дубовыми стенами вместо прежнего деревянного забора (стр.67).

-Кто скажет, что такое собор? (Собор - «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит)

А еще строили монастыри.

А что такое монастырь?

Монастырь — это дом для монахов (еще называют иноками). Это

крошечный город со своим бытом и уставом, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом и утешением, а некоторые останутся и тоже станут монахами. Так монах Сергий основал около города Радонежа   Троицкий монастырь.

-В 4 классе по литературному чтению вы уже изучали Житие Сергия Радонежского. А как в детстве звали монаха Сергия?

Так вот Варфоломей очень любил мастерить из дерева разные фигурки. Так и появились наши современные игрушки из глины, пластилина, фарфора, мягкие игрушки и появился промысел Сергиево-посадская игрушка. Но Сергий Радонежский не только игрушки мастерил, он ещё и подвиги совершал. До глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в бой с именем Сергия Радонежского на устах. На нашей, русской земле, стоит и поныне, созданная святым, Троице-Сергиева Лавра. Она как призыв к единению Земли Русской, как символ мира, дружбы и добра. И льётся над лаврой и всей землёй колокольный звон и славит Величайшую славу, гордость и силу России – её людей.

Народ не забывает таких людей. Не забыт и Сергий Радонежский. Пример этому народные песнопения. У вас на партах лежит текст песни.

-Сейчас вы все встаньте, и мы проведем небольшую разминку. А желающие могут подпевать.

Тихий свет на Маковце горе,

Над обителью, что радугой цветет

 Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает.

Инок встанет, принесет воды,

Дров наколет, хлеба испечет,

И за все нехитрые труды,

Благодарность Богу воздает.

Припев:

За далью даль, дорога жизни стелется

И где-то там она уходит ввысь,

Не оставляй нас грешных, отче Сергее,

И перед Богом ты за всех нас помолись.

-Такие люди, как Сергий Радонежский, призывали к великому терпению, но до тех пор, пока не будет земля русская готова к борьбе! Для этого необходимо было собрать земли русские, воссоздать единое государство. Но пока было мало сил для этого, нужно было строить отношения с монгольскими владыками.

-Как вы думаете, какой должна быть страна, чтобы бороться с врагом?

-А теперь возьмите пучок палочек и снова попробуйте их переломить. В первый раз у вас легко получилось сломать прутик. А сейчас? Почему?

Какой вывод мы можем сделать?

Поэтому нужно было собрать русские земли воедино, чтоб дать отпор орде.

И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы.

Это было Московское княжество. В 14 веке Москвой правил внук Александра Невского, князь Иван Данилович. Ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городков.

Московское княжество тех времен было похоже вот на такую птицу (худую)

Но со временем крохотное княжество так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель. А Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город. И хоть она еще и не расправила крылья, но уже стала похожа на эту птицу (упитанная птица). Сегодня мы рассмотрим, какими путями это удалось сделать.

В то время, когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые даже пытались активно ей противодействовать, Иван постарался сделать Орду средством возвышения Москвы. Ему удалось добиться у татар право сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его быстро росла. Он покупал у бедных князей деревни, села и даже города. Иваном были куплены Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский, Белоозеро.

Работа с контурной картой.

-Посмотрите на карту и скажите, каким цветом на карте раскрашено   Московское княжество?

-Перед вами лежат контурные карты, найдите, пожалуйста, города, купленные Иваном: Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский, Белоозеро и раскрасьте эти княжества зеленым цветом.

-Посмотрите, как разрослось Московское княжество. Росла и крепла наша птица и уже подняла одно крыло.

Князь Иван был бережлив, но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным. На поясе он всегда носил кошель с деньгами, из которого подавал нищим.

Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, в центр российской духовности. Вокруг Москвы разрастались села, все больше бояр приходило на поклон к князю, земля расцветала.

Иван Данилович первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы (в древней Руси часть территории, находившаяся во владении одного князя), и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать и сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. И делал он это не путем захвата и оружием, а с помощью денег.

Работа с контурной картой.

Найдите, пожалуйста, на карте города Тверь, Переяславль, Ярославль, Владимир, Стародуб, которые князь Иван тоже присоединил к своему княжеству. Каким цветом мы их будем раскрашивать?

Посмотрите, как наша Русь – птица расправляет крылья.

Иван Данилович точно знал, что торговля для государства очень важна.

Деньги – это кровь государства, и они должны течь свободным потоком.

Поэтому во времена его княжения разбойников на дорогах московского княжества практически не было: специальные патрули, назначенные князем, уничтожали малейшие поползновения к помехе торговым людям. У стен Кремля образовалось торжище.

А кто уже догадался, что такое торжище? С каким словом оно схоже? Да это место торговли, как бы сейчас сказали рынок, базар.

Впоследствии эту рыночную площадь стали называть – Красная площадь.

А сейчас разгадаем кроссворд.  Пока весь класс работает вы, пожалуйста, в это время выполните индивидуальное задание. (Два ученика работают со словарем и узнают, что обозначает слово «калита») стр. 68

  1. Кроссворд.

  1. Город, вокруг которого стали объединятся русские княжества.

(Москва)

  1. Кого называют собирателем земли Русской.

(Иван)

  1. Крепость на территории древней Руси

(Кремль).

  1. Монах, основатель Троицкого монастыря

(Сергий).

  1. Место торговли в Древней Руси.

(Торжище).

  1. Дом для монахов

(Монастырь).


м

о

с

к

в

а



и

в

а

н


к

р

е

м

л

ь

с

е

р

г

и

й



т

о

р

ж

и

щ

е

м

о

н

а

с

т

ы

р

ь


По вертикали получилось слово «калита». Лексическое значение этого слова нам расскажут ….

-Ивану Даниловичу        дали такое странное прозвание – Калита? Как вы думаете, почему ему дали такое прозвище?

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.

Во - первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.        

Во - вторых, Иван Данилович раздавал монеты бедным и нищим.

У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что он жестоко расправлялся с ворами и разбойниками, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов.

Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был…

Перед вами различные качества. Оставьте только те, которыми, на ваш взгляд, обладал Иван Калита, а лишние уберите.

Один ребенок к доске прикрепляет качества князя.

(Умный, величественный, талантливый правитель, бездарный, умел расположить к себе, трудолюбивый, жестокий, высокомерный, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель, беззаботный).

-Благодаря этим качествам, Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы княжества.

-Ну что, ребята, расправила крылья наша Русь – птица? Как вы думаете, сможет ли теперь Русь дать отпор врагу?

Но об этом вы узнаете на следующем уроке.

-Ребята, а вы помните, какая у нас была птица вначале урока? (Худая, замученная…)

-Мы узнали, что помогло птице Русь расправить крылья.

-А что нужно живым птицам для того, чтобы им легче было перенести зиму?

Птицы зимой гибнут от злых морозов и недостатка пищи. В наших силах помочь им. Нужно делать кормушки для птиц и их подкармливать. Чтобы весной они могли расправить крылья и защитить нас от вредных насекомых. Будем помогать птицам, расправлять крылья, как когда-то Иван Калита помог Руси расправить крылья?

А в наследство от Ивана московские князья получили символ власти.

Он называл этот символ «Золотая шапка». Но у него есть еще и другое название. А вот что это за символ, вы найдете сами. Это будет ваше домашнее задание.

  1. Итог урока.

-Сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

  1. Каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.

  2. Как строились отношения между Русью и Золотой ордой.

  3. Какие выдающиеся люди в данный период способствовали возрождению Русского государства.

  • Получилось ли у нас выяснить все, что запланировали?

  • Что нового и интересного вы узнали на уроке?

‐ Поднимите руку, кому было понятно интересно и легко?

‐ Кто захотел больше узнать о Иване Калите?

‐ А о Московском кремле?

  1. Рефлексия.

Ребята, а вы обратили внимание, что у меня на столе стоит калита? У вас на партах лежат золотые и серебряные монетки. Если вам урок понравился, положите эти монетки в мою калиту. А сейчас посмотрим, сколько знаний я собрала за урок. (Высыпать из калиты все монеты, там же лежат и шоколадные монеты). А я хотела бы поделиться с вами своими знаниями. (Раздаю шоколадные монетки)

  1. Домашнее задание.

Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?» Нарисуйте или изготовьте поделку великокняжеского головного убора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!