Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
Учитель Лесник Е.В.
Тема урока «Превращения и круговорот воды в природе»
Тип урока: Урок изучения нового материала с экспериментально-исследовательской деятельностью. Решение частных задач.
Цели: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Задачи :
1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:
-учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,
- развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,
- формировать единую картину мира,
4. Создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, , презентация, раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы.
Ход урока
I.Организационный момент
1. Валеологическая минутка.
2.Приветствие учителя. Психологический настрой.
-Улыбнитесь друг другу и скажите: (повторяют за учителем)
У нас хорошее настроение
Мы будем внимательны на уроке
Мы успеем сделать все!
-Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, и получите сегодня, нужно будет продемонстрировать в конце урока.
Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.
II. Актуализация опорных знаний.
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде:
Слайд 1
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
Антуан де Сант-Экзюпери
Учитель:
-Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В супе, в чае, в каждой капле.
Вы согласны? Это так ли?
-Можно ли сказать , что вода находится «везде»?
(высказывания детей)
1.Мотивация учащихся
- Сколько воды содержится в вашем организме?
Слайд 2 (а : 3 х 2)
-Используя данную формулу, узнайте
1ряд Сколько воды содержится в организме папы, если он весит 90 кг?
2ряд В организме мамы, которая весит 60 кг?
3 ряд В организме сына весом 30кг?
2. Повторяем свойства воды.
Групповая работа по карточкам
Проверка проектов «Состояние воды в природе»
Итог.
- На какие на три группы можно разделить отгадки?
-Что нового узнали о воде?
-В каких состояниях встречается вода в природе?
-В какое время года мы встречаемся с водой в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?
3.Моделирование( «частицы» воды кружочки голубого цвета)
- Изобразить модель воды: частицы воды в жидком состоянии и газообразном.
3.Физминутка (в группах по 4 человека).
- Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:
в паре над кипящим чайником;
в стакане воды, которую поставили в холодильник;
в чайнике, который поставили на огонь.
(Дети должны «изобразить» молекулы)
Ш.Сообщение темы.
Слайд 3( Вода- путешественница)
-Мы повторили основные свойства воды.
-А все ли мы знаем о воде?
- Впереди еще много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях.
- Воду называют путешественницей. Вы согласны?
IV. Открытие новых знаний
Проблемный вопрос.
-Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?
1.Познавательная сказка «Путешествие Капельки».
-Послушайте сказочную историю и сделайте рисунок.
Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие.
-Как вы думаете, кто им в этом помог?
- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо.
-Как называется этот процесс в природе?
(испарение)
-Как вы думаете, а что было дальше?
-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.
- Откуда высоко в небе взялись капли?
Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. Они попали опять в озеро.
Выводы.
- Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (превратились в пар)
В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе?
Что там с ними происходит?
Как частицы воды опять оказываются на земле?
Капелька с подружками совершила круговое путешествие.
В природе это называют «круговоротом воды» .
Слайд 4 «Круговорот воды в природе»
Целеполагание
Что мы можем узнать на уроке?
Что такое круговорот воды?
Какие превращения воды происходят во время круговорота?
-Какие слова спрятались в слове «круговорот»?(круг, ворот)
Ворот- вращение по кругу.
Словарь С.И.Ожегова «круговорот»
Слайд 5«Круговорот воды в природе»
Работа в парах
Учебник стр.86.
Ответить на вопрос «Какие превращения воды происходят во время круговорота?»
Проверка РРО (реальный результат обучения).
Работа с рисунком-схемой ( нарисовать схему круговорота) в тетради на печатной основе.
II. Итог урока
-О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход!
(вода совершает круговорот)
Обобщение
-Что происходит с водой под действием солнечных лучей?
-Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?
-Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?
- Какое явление объединяет эти процессы в природе?
VIII . Рефлексия
(у каждого ученика бумажная «капелька»)
-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.
4