Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Формы земной поверхности. Водные богатства
(урок открытия новых знаний)
Цель: познакомить детей с основными формами земной поверхности; научить находить части холма и горы;
Рассмотреть с учениками виды водоемов; научить различать части реки (исток, устье, русло, берега); узнать о реках и озерах родного края.
Задачи: Образовательные:
Дать понятие об основных формах земной поверхности и о водоёмах
Сформировать представление о равнинной и гористой местности
Проанализировать представление о реке и её частях
Оценить деятельность учащихся в ходе урока
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к изучению форм земной поверхности и водоёмам
Формировать устойчивый интерес к изучению природы родного края
Развивающие:
Развивать у учащихся наблюдательность, любознательность
Учить детей делать выводы по результатам осмысления полученных знаний и жизненных наблюдений
Материалы и оборудование:
1. Рабочие листы (12 шт.)
2. Картинки с изображением гор, холма, реки
3. Таблицы по природоведению: « Равнина», «Горы», «Холм», «Овраг», «Река»
4. Таблички со словами для схем: «Основные формы земной поверхности», «Водоемы», «Части реки»; рисунок-схема .
5. Глобус
Литература:
1.Учебник для 2го класса нач. шк., часть 2ая, А. А. Плешаков «Окружающий мир», - М.: Просвещение, 2024 г.
Ход урока
1.Организационный момент – 2 мин.
-Здравствуйте , ребята, меня зовут Ирина Викторовна сегодня я проведу у вас урок по предмету окружающий мир.
- Присаживаемся, и повторяем за мной: раз, два, три – слушай и смотри!
- Ребята , к нам на урок пришёл необычный гость (турист)
-А кто такой турист? (ответы детей)
-Правильно, это человек , который любит путешествовать пешком.
2. Актуализация знаний – 1 мин.
- Ребята, вам задание - внимательно послушайте стихотворение
Сергея Михалкова
Весёлый турист
Крутыми тропинками в горы,
Вдоль быстрых и медленных рек,
Минуя большие озёра,
Весёлый шагал человек
«Я вышел из комнаты тесной,
И весело дышится мне.
Всё видеть, всё знать интересно,
И вот я хожу по стране».
3.Совместное планирование деятельности. Постановка цели – 3 мин.
- Ребята, что заметил наш турист, шагая по стране?
Ответы детей (горы, большие озёра…)
-Правильно , ребята у нас очень большая и красивая страна!
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке ? (о земле и о воде)
- А ,что вы знаете о земной поверхности ? А о водных богатствах ? ( ответы детей)
- А хотите узнать ,более подробно?(хотим)
- Наш турист тоже готов вместе с нами поработать и сделать для себя новые открытия!
- А что же мы для этого будем делать?
( наблюдать, исследовать, сравнивать, обобщать)
Вывешиваю план – таблички.
-Хорошо, молодцы!
-
Горы, равнины – это формы земной поверхности (открываю тему на доске) Моря, реки , озёра – водные богатства(открываю тему на доске)
4.Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний) -10мин.
-Ребята, посмотрите на экран! Что вы здесь увидели? ( равнину,
горы)
1 слайд. Равнины и горы
- Ребята, равнины и горы – основные формы земной поверхности
(открываю таблички под темой урока)
- Что мы можем сказать об этих земных поверхностях? (равнина ровная, а горы высокие, неровные)
- А на какой земной поверхности мы живём? (на равнине)
-Почему? (ровная, удобная поверхность)
-Ребята, не всегда на равнине такая гладкая и ровная поверхность, есть еще равнины с оврагами
2 слайд
и бугорками. Посмотрите!
3 слайд
- Вот такие бугорки на равнине называются холмы.
-Давайте, сравним холм и гору ! Найдём отличие ! Сходства!
(на доске две картинки – холм и гора)
- Ребята , что общего у холма и горы?(они возвышаются над окружающей местностью) А ещё они имеют одинаковые части: подошву (подножие), гора и равнина , как два огромных великана плотно стоят на земле.
- Подошва ( подножие) - это место, где начинается холм или гора.
- Вершина – самая высокая часть холма или горы. Между вершиной и подошвой располагаются склоны. Они бывают крутые и пологие.
- А в чём же отличие? (холмы ниже ,чем горы) Да, холмы имеют высоту от подножия до вершины 200 м, а горы - более 200 м.
- Ребята сегодня на урок я вам принесла макет холма ( работа в группе), давайте его рассмотрим. Найдите вершину, склон, подножие. Посмотрите, один склон крутой , а другой пологий. Молодцы! Возвращаемся на свои места.
Работа с рабочим листом - 5 мин.
- Ребята, у вас на столе лежит рабочий лист, выполните 1 и 2 задание. Кто закончит , поднимите руку.
- Что вы написали под первым рисунком? (равнина) под вторым ? ( горы )
- Молодцы!
Работа по учебнику – 5 мин.
- Откройте учебник на стр.80.Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Красота гор». Будем читать по – цепочке.
- Если вам представится возможность побывать в горах, сделайте фото или изобразите красивый пейзаж на рисунке!
Физкультминутка -2 мин.
- Ребята, давайте с вами немного поиграем:
Равнина - руки в стороны. Гора - домик. Холм - приседаем.
- Отдохнули, молодцы! Ну а мы продолжаем работу!
-Ребята, что у меня в руках? (глобус)
-А что это? (уменьшенная модель земли)
- Какие цвета на нём изображены (жёлтый, коричневый, зеленый, синий)
- Кто знает ,что эти цвета обозначают?
Жёлтый – пустыни
Равнины – зелёный
Коричневый - горы
- А какой цвет преобладает?( синий)
- А что он обозначает? (моря, океаны, озёра, реки…)
- Правильно, водные богатства!
- А какие водные богатства вы знаете?(ответы детей)
- А какие есть в нашей местности? (река Ока)
- Ребята, наша Рязанская земля богата реками и озёрами . Вот и наш турист пришел к водоёму.
6 - 10 слайды
Мещера. Река Пра
Озеро Ласковое
Озеро Урженское. Озеро Чёрненькое
Кремль .Жемчужина Рязани
Село Константиново. Река Ока
(турист возле реки)
-Давайте, рассмотрим , из каких частей состоит река
(работа со схемой реки у доски)
-Кто мне поможет? (выходит один ученик)
- Начало реки называют истоком (прикрепляет табличку) именно здесь из маленького ручейка или родника берёт своё начало река.
-Протекает река по углублению, которое называют русло ( прикрепляет табличку)
-Место, где река впадает в другую реку, озеро или в море ,называют устьем ( прикрепляет табличку)
-У реки есть правый и левый берега ( прикрепляет табличку)
-если смотреть в сторону течения реки , то справа будет правый берег а слева-
левый.
Исток, русло, устье ,берега – части реки.
- Молодцы, мы справились!
- В рабочем листе выполните 3 задание. Подпишите водоёмы, которые вы узнали.
- Назовите! ( море, река, озеро)
- Оцените свою работу в рабочем листе, закрасьте количество звёзд вашего успеха. На сколько вы довольны своей работой! ( поднимите руку у кого 5 звёзд, у кого -4,…)
*Дополнительное задание работа в паре(работа с планшетом) 4 мин.
Закрепление изученного – 3 мин.
Итог урока 12 слайд – 3 мин.
Рефлексия
- Наш урок подходит к концу нужно оценить свою работу.
- Сейчас я вас попрошу оценить свои знания. И прикрепить рюкзачки «знаний» к нашему туристу . Если вам всё понятно, то прикрепите рюкзачок
Возле туриста , если ещё не всё понятно, то пусть ваши рюкзачки ещё накопят материал!
Домашнее задание -2 мин.
- Прочитать по учебнику рассказ «Красота моря» и устно ответить на вопросы на стр.85
Выставление оценок
- Ребята, вы молодцы и очень хорошо поработали на нашем уроке, всем спасибо!