СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру"Какие бывают растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру"Какие бывают растения" (2класс)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру"Какие бывают растения"»



Конспект урока по окружающему миру

2 класс



Тема. Какие бывают растения.

Цель :продолжить формировать понятие «растения», сформировать понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»; формировать представление о лиственных и хвойных растениях,однолетних, двулетних и многолетних растениях, умение различать

эти растения, определять их; развивать логическое мышление, развивать умение

анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением деревьев, кустарников,

травянистых растений, хвойных и лиственных растений,однолетних, двулетних, многолетних растений; гербарии этих растений, комнатные растения, карточки, опорные схемы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: наглядный,

частично- поисковый,

беседа,

рассказ,

объяснительно- иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, парная,групповая, индивидуальная.

Приемы: работа с опорными схемами, работа с карточками,игровые: «Что здесь лишнее»

Ход урока

І.Орг.момент

Школьный звонок
Позвал опять нас на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны!



ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Подведение итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы

А) Результаты наблюдений за погодой

- Какие вы знаете времена года?

- Какое сейчас время года?

- Назовите осенние месяцы.





- Какой первый месяц осени, второй, третий?

- А каким будет сентябрь, октябрь, ноябрь по счету в году?

- Какая сегодня погода?

- Сравните погоду со вчерашним днем. Назовите причины изменений погоды.

- Каких в этом месяце больше дней – ясных или пасмурных?

Б) Результаты наблюдений за элементами неживой природы

- Какие изменения в неживой природе характерны для зимы?

- Как изменилась продолжительность дня зимой?

- Как изменилась температура воздуха?

- Какие изменения в неживой природе вызывают изменения в живой?



В) Результаты наблюдений за элементами живой природы

- Какие животные впадают в спячку?

- Что происходит с насекомыми?

- Какие улетают птицы в это время года? Почему? Плодами и семенами

каких трав, деревьев и кустов питаются птицы осенью?

- На каких деревьях и кустах сохранились плоды?

- Почему некоторые растения не боятся морозов, зеленые всю

зиму, а некоторые - сбрасывают листву, «отдыхают» зимой?

Г) Что говорят в народе об осенних месяцах?

Гром в сентябре — к долгой осени.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

Много желудей в сентябре на дубе — к лютой зиме.

В ноябре рассвет с сумерками встречается.

Д) Какие вы знаете осенние народные приметы?

  • Поздний листопад означает скудный урожай на следующий год.

  • Раннее опадание листвы с берез и дубов говорит о богатом зерновом урожае в будущем году.

  • Дождливое лето и теплая осень говорят о долгой зиме.

  • Рекордный урожай на орехи, а грибов – нет – ждите суровую и снежную зиму.



  1. Фронтальный опрос.

  • Какие признаки живого есть у растений?

  • Какое строение имеет растение?



  • Докажите, что растения – источник питательных веществ и кислорода на Земле.

  • Как вы понимаете выражение: «Охранять растения – беречь жизнь на Земле?»



  1. Индивидуальный опрос

Карточка 1. Перечислите органы растений, которые видите на гербарии.

Укажите их функции. Какой орган отсутствует? Почему?




Карточка 2. Нарисуй одуванчик, укажи его органы и функции.



Карточка 3. Что такое живая природа?

Перечислите признаки живых организмов у растений.





ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

А )Работа с опорной схемой №1

Природа

Ж ивая Неживая

- человек - Солнце

- животные - Луна

-растения - звезды

-грибы - ветер

-бактерии - вода

- вирусы - горные породы

- почва



- Вспомните, что такое природа?



- А какой бывает природа?

- Что мы относим к живой природе? Почему?

- Что относим к неживой природе? Почему?



Б) Дидактическая игра « Найди лишнее»

- Найдите лишний объект природы и докажите, что он лишний:

Солнце, воздух, вода, гора, грибы, камень;

Кошка, соловей, муравей, звезда, щука, божья коровка.



ІV. Мотивация учебной деятельности

Кто природу любит,

Много о ней знает,

Тот мои загадки

Мигом разгадает.



Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)



Вот шершавый стебелек в середине уголек,

Лепестки блестят, как лак, распустился красный …. (Мак)



Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Калина)



- Рассмотрите картинки этих растений на доске и скажите, можно ли объединить такие разные растения в одну группу? Почему?

- Можно ли к этой группе отнести смородину, шиповник, сирень?

- Можно ли к этой группе отнести ромашку, одуванчик, подснежник?









V. Сообщение темы и задач урока

- Вы правильно разгадали загадки и объединили эти растения в группы.

- Может вы догадались, какой будет тема нашего урока?

- Сегодня мы будем говорить о растениях :деревьях, кустарниках и травянистых растениях

( схема №2)























VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала

- Ребята, чтобы уметь различать деревья, кустарники, травянистые растения, необходимо научиться выделять их существенные признаки.

Для выделения существенных признаков растений необходимо: (схема №3)

1.Рассмотреть растение

2. Определить количество стеблей

3.Определить толщину стебля, его твердость, сочность

4. Сделать вывод о существенных признаках этих растений

1. Практическая работа с наглядностью

А). Найдите на рисунках дуб, каштан, липу. Внимательно рассмотрите их.

- Что в них общего? Как назвать группу растений с одним твердым деревянистым стеблем и кроной с листвой?

Б). Рассмотрите на рисунках шиповник, сирень, смородину.

- Сравните их между собой. Можно ли их объединить в одну группу? В какую?

- По какому признаку?

В). Рассмотрите фиалку, традесканцию, бегонию. Как назвать группу растений с сочным,

мягким стеблем?



2. Беседа

- По каким признакам все растения делятся на три группы?

- Приведите примеры растений каждой группы.



3. Работа в группах

- А сейчас поработаем в группах. У вас на партах – карточки, на которых изображены растения.

Карточка 1


Липа, картофель,

шиповник




Карточка 2


Смородина, фиалка,

дуб





Карточка 3


Береза, клевер,

калина





Карточка 4


Ива, малина,

огурец



- Обсудите, как называются растения, изображенные на карточках.

- Можно ли эти растения объединить в одну группу? Почему?

- К какой группе вы отнесли каждое растение?

- Сделайте вывод.



4. Практическая работа с гербариями (лиственных и хвойных) растений и опорной схемой №2

А) Даны гербарии растений липы, дуба, ели, сосны.

- Как можно назвать одним словом эти растения? Сравните их. Одинаковые они или

чем-то отличаются по внешнему виду?

- Обратите внимание на их листья: какие они по размеру, форме, расположению,

цвету?

- Подумайте, на какие две группы можно разделить деревья по внешнему виду

листьев?





Б) - А теперь рассмотрите гербарии сирени, шиповника, смородины, можжевельник

- Какие листья по размеру, форме, цвету у этих растений?

- Как называются листья у сосны, ели? На что они похожи?

- Как долго листья-хвоинки держатся на сосне и ели?

- Как долго они держатся на дубе, каштане, липе?

- На какие две группы можно разделить деревья и кустарники по внешнему виду

листьев?

В) Вывод:

- Какие деревья и кустарники называют лиственными?

- Какие деревья и кустарники называют хвойными?



5. Работа с текстом и рисунками учебника(стр. 64-65)

6.Физминутка

VІІ. Закрепление и осмысление знаний

Игра «Найди лишнее слово»

1 р. Помидор, огурец, фасоль, кукуруза, петрушка.

- Почему петрушка лишняя?



2 р. Подснежник, тюльпан, одуванчик, свекла, ландыш.

- Почему свекла лишняя?

VІІІ. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа в тетради

- Давайте вспомним, какие деревья встречаются в нашем крае?

- Записываем названия в деревьев в тетрадь

- Какие кустарними мы можем увидеть у нас?

- Запишем названия кустарников в тетрадь

- Какие травы вы знаете, которые рас тут в нашем крае?



2.Работа творческого характера

Нарисуйте схему строения растения и рядом с ней – дерево, кустарник, травянистое



растение (в столбик). При помощи стрелок покажите, от какого органа растения

зависит распределение растений на три группы.



ІХ. Итог урока

- О чем говорили сегодня на уроке?

- На какие группы делятся растения?

- Что нового узнали о деревьях, кустарниках, травах?

- Какое значение для нас имеют растения?

- Как мы должны относится к растениям?



Х. Домашнее задание: стр.64-65 чит., отв.на вопросы