СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована в 4 классе при проведении урока  "Страна, открывшая путь в космос"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос"»

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос

Цель урока: познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики; воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые внесли значительный вклад в сохранение и развитие страны.

Ход урока

Организационный момент

Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами говорили о Великой Отечественной войне, о тех испытаниях, которые выпали на долю советского народа. Давайте вспомним о том, что мы узнали.

  1. Когда началась Вторая мировая война? (1939 год)

  2. Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)

  3. Почему война называется Великой Отечественной? (Весь народ поднялся на защиту своего Отечества)

  4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

  5. Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)

  6. Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)

  7. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 году)

  8. Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)

  9. Кто им руководил? (маршал Советской армии Георгий Константинович Жуков)

  10. Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (около 27 миллионов человек)

  11. Какие ещё беды принесла война стране? (миллионы человек стали калеками и инвалидами, потеряли своё здоровье; города, села, деревни лежали в руинах)

  12. Какой день стал Днём Победы? (9 мая)

  13. Сколько городов получили звание «город-герой»? (7 городов: Ленинград, Сталинград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула)

Определение темы урока

Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Мы узнаем тему урока, если правильно разгадаем кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года (Жуков Г.К.)

2. Маршал, который командовал Парадом Победы (Рокоссовский К.К)

3. Город – герой на Волге, его прежнее название(Сталинград)

4.Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года. (Германия)

5. В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней продолжалась …(блокада)

6.Название пограничной крепости, где произошло первое сражение. (Брестская крепость).

Прочитайте ключевое слово: космос.

Вводная беседа. Постановка цели урока

Ещё с древних времён люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам. Мечтали люди об этом и в столь тяжелое для нашей страны послевоенное время. Первым шагнул в просторы Вселенной Советский Союз. Было это в 50-е годы 20 века, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные войной с фашизмом: восстановить города и села, наладить достаточное производство продуктов питания и других товаров. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать.

Работа над новой темой

КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса. Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране. Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.

Сергей Павлович Королев (1906 -1966)российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Открываем первую страницу книги истории освоения космоса.

Строительство космодрома.

Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Запуск искусственного спутника Земли.

В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.

Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет в космос живого существа.

Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет человека в космос.

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.

Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

ФИЗМИНУТКА

Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Выход человека в открытый космос. Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

Достижения нашей страны в области космоса велики:

Первыми направили космическую станцию на Луну;

Именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны.

Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1»
Первыми создали искусственный спутник Луны;

В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.

Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса.

А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии Марса.

Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку.


Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы:

1.Как называлась наша орбитальная станция? (Мир)

2.Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года)

3.Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)


После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Посмотрите, как видят космонавты Землю из космоса.

Закрепление материала.

Дидактическая игра «Собери ракету»

На доске из цветной бумаги вырезаны детали космических кораблей, на внутренней стороне которых записаны вопросы:

1. Когда впервые человек побывал в космосе?

2. Первый космонавт.

3.Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина?

4. Сколько минут провел на орбите Ю. А. Гагарин?

5. Первая женщина-космонавт.

6. Первый космонавт, побывавший в открытом космосе.

7. Когда был запущен первый спутник?

8. Когда прекратил свое существование Советский Союз?

9. Как называется костюм космонавта?

10. Как называется место для запуска космических ракет?

Итог урока.

Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока «Страна, открывшая путь в космос»

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

- Значит мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса.

Рефлексия

- Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:

Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.

Все понятно, но остались вопросы – желтую.

Ничего не понятно – зеленую.

- Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.

Домашнее задание

Прочитать текст учебника с.147-152, ответить на вопросы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!