СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе (УМК «Школа России») на тему: "Какие бывают животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответсвии с требованиями ФГОС НООО нацелен на формирование и развитие учебно-познавательного интереса и ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по соотнесению изученных объектов живой природы (животных) с их описанием (внешнее и внутреннее строение) с использованием естественно-научного текста.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру во 2 классе (УМК «Школа России») на тему: "Какие бывают животные"»

Конспект видео занятия по окружающему миру во 2 классе (УМК «Школа России»)

учителя начальных классов Халтуриной Ирины Олеговны


Тема: Какие бывают животные.

Цель урока: формирование и развитие учебно-познавательного интереса и ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по соотнесению изученных объектов живой природы (животных) с их описанием (внешнее и внутреннее строение) с использованием естественно-научного текста.

Задачи:

- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости).

- Расширить кругозор детей о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе.

- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.


Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение различать животных по существенным признакам; познакомить с группами «земноводные» и «пресмыкающиеся», приводить примеры представителей этих групп.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах; понимать учебную задачу урока, решать её с помощью учителя; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям; использовать знаково-символические средства при осуществлении поиска информации из дополнительных источников; перерабатывать полученную информацию.

Личностные: осознавать и ценить красоту окружающего мира; соблюдать культуру поведения в природе; развивать способность к самооценке; воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник окружающего мира А.А. Плешакова - часть 1, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, маршрутные листы и листы для самооценки, ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Окружающий нас мир

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

- Проверим нашу готовность к уроку. Чтобы тайны и загадки природы разгадать нам понадобится учебник окружающего мира, карточки с заданиями для работы в группе, маршрутный листок, чтобы не заблудить на пути открытия новых знаний и лист для самооценки.

- Сегодня мы продолжим изучать окружающий нас мир. Но прежде, чем будем знакомиться с новой темой, проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нём.

- О чём эта загадка? (лес)



- Из каких трёх групп растений состоит лес? (деревья, кустарники, травы)



- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав?



- Почему лес называют "лёгкими" планеты? (лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)

- Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).



- Я приготовила вам загадки. Отгадайте их и скажите, к какой группе относится каждое растение: к деревьям, кустарникам, травам.



1.

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня

В зелёном кафтане.

Богач невелик,

А орешками наделит

- К какой группе относится орешник? – Почему, вы так считаете? Докажите, пожалуйста.



2.

Только тронь -

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

- Крапива, к какой группе растений относится? – Почему, вы так считаете? Докажите, пожалуйста.



3.

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

- Ромашки, к какой группе растений относится? – Почему, вы так считаете? Докажите, пожалуйста.



4.

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей

А сушеная в запас

От простуды лечит нас.

- К какой группе растений относится малина? – Почему, вы так считаете? Докажите, пожалуйста.



5.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.

- К какой группе относится дуб? – Почему, вы так считаете? Докажите, пожалуйста.



6.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

- К какой группе относится дуб? – Почему, вы так считаете? Докажите, пожалуйста.

- Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились к уроку, назвали отличительные признаки каждой группы растений, отгадали загадки и распределили все растения по группам. Как вы считаете, готовы ли вы к изучению нового материала?

3. Самоопределение к деятельности.

- Чтобы узнать, о чем будет наш урок, послушайте необычный рассказ.

Их очень много на нашей планете. Они обитают всюду и даже там, где человек жить не может. Они все очень разные. Одни большие – другие маленькие. Одни очень быстрые- другие медлительные. Есть высокие, а есть низенькие. Есть длинные, а есть коротенькие. Одни гладкие, а другие нет.

- Догадались, о ком идет речь в этом рассказе? (о животных)

- Кто может сформулировать тему нашего урока сегодня?

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, животных очень много, и это лишь малая часть всего животного мира. Чтобы познакомиться со всеми нам одного урока же не хватит, а хочется узнать о них как можно больше. Как же нам поступить, ведь, вероятно, так же как и у растений, у них есть сходства и различия? Что мы должны сделать? (распределить животных на группы)

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке узнаем? Чему будем учиться?

4. Работа по теме урока.

- А теперь давайте, проверим правильность Ваших предположений?

Для этого, откроем учебник окружающего мира на стр. 60 и прочитаем тему нашего урока – КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?

- Ребята, что мы сегодня с вами узнаем? Прочитайте: (узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)

- Так какая же цель урока стоит перед нами сегодня? Чему мы должны научиться? (УЗНАТЬ на какие группы делятся животные и НАУЧИТЬСЯ выделять и сравнивать признаки этих групп)

- Какие знания, полученные в прошлом году, сегодня нам с вами понадобятся для достижения этой цели? (кто такие птицы? Кто такие рыбы? Кто такие звери?)

- Какие группы животных Вы знаете? (звери, птицы, рыбы, насекомые)

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

- Проверим ваши высказывания, посмотрим в учебник на с. 60 на рисунок и посчитаем количество групп животных.

5. Работа по учебнику.

  • Работа в парах.

– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Поработаем в парах. Результат вашей работы вы будете записывать в таблицу.

Ученики читают текст на с.60.и заполняют таблицу в парах.

Таблица «Группы животных и их признаки»


Название группы

Отличительные признаки:

- Сколько ног? Чем покрыто тело?

Представитель

1.

Насекомые

6 ног


2.

Рыбы

тело покрыто чешуёй чешуя


3.

Птицы

2 ноги, тело покрыто перьями перья


4.

Звери

4 ноги, тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком шерсть


5.




6.






- Проверим это задание. – Что узнали о животных данной группы? – Отличительный признак данной группы? Начинайте свой ответ по образцу: «Звери (птицы, рыбы, насекомые) – это животные, … »

(В ходе работы после ответа ученика, строка в таблице заполняется ответом)

  • Работа в группах.

– Сейчас все откроем с. 62. Посмотрите внимательно на задание и скажите, как мы сейчас будем работать? (в группах) Распределитесь по группам. Помните о правилах работы в группе. (Если кто-то забыл – у каждой группы есть на столе памятка работы в группе и лист самооценки, на котором вы поставите галочки)

- В чем заключается задание? Что мы должны сейчас сделать? (познакомится по учебнику с животными разных групп и рассказать о новом открытии)

- Каждая группа работает только с одной статьёй учебника и сообщает о прочитанном новом открытии.

– Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать из этих рассказов?

6. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.

1. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, давайте еще раз обратимся к нашей таблице и посмотрим на нее внимательно. Сколько групп животных вы записали в таблице? (4 группы животных) А сколько еще осталось пустыми? (2)

- Ребята, мы справились с этим заданием? (нет, таблицу заполнили еще не полностью, остались еще 2 пустые строки)

- 2 оставшиеся группы называют «особыми». – Какую цель перед собой поставим? – узнать, как называются эти группы и почему их так называют?

– Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных. У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их? (это лягушка и крокодил)



- Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте? (дети высказывают свои предположения)



- Какой вывод мы можем сделать? (они не подходят ни к одной из перечисленных групп)



2. Работа с текстом.



- Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил. Прочитайте текст на с.61 и найдите ответ на этот вопрос?

- Что это за 2 «особые группы»? (земноводные и пресмыкающиеся)



- Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, где обитают эти животные. (Живут на земле и в воде.)

- Кто относится к земноводным? (относятся лягушки, жабы и тритоны)

- Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)

- Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу (Земноводные - 4 ноги, тело покрыто кожей)



- Как называется 2я особая группа? – Какие животные входят в эту группу? (группа, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется пресмыкающиеся)



- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.



- Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног, тело покрыто роговыми чешуйками).



- Заполним до конца нашу таблицу.

Таблица «Группы животных и их признаки»


Название группы

Отличительные признаки:

- Сколько ног? Чем покрыто тело?

Представитель

1.

Насекомые

6 ног


2.

Рыбы

тело покрыто чешуёй чешуя


3.

Птицы

2 ноги, тело покрыто перьями перья


4.

Звери

4 ноги, тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком шерсть


5.

Земноводные

4 ноги, тело покрыто кожей кожа


6.

Пресмыкающиеся

4 ноги или отсутствие ног, тело покрыто роговыми чешуйками




- Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.



7. Закрепление.

- С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их.

- Какие отличительные особенности есть у животных этих групп?

- Проверим, достигли ли вы цели? Выполним задание №7 в печатной тетради на с.44. Что нам нужно сделать в этом задании, прочитайте?

- Проверьте друг друга по учебнику.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какие группы животных вы научились различать на уроке?

- С какими ещё группами вы сегодня познакомились? Кто к ним относится?

- Достигли ли мы цели урока?

- Что для этого делали на уроке?

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Пригодятся знания, полученные на уроке, где?

- А теперь, сделаем нашу планету еще краше. Сейчас мы с вами все вместе посадим «дерево знаний».

- На столе у вас лежат бумажное яблоко, цветок и листок. С их помощью попробуем оценить свою работу на уроке:


Яблоко – всё удалось

Цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось

Листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь


Дети оценивают свою работу.


- Сегодня Вы активно поработали, оценили себя и работу в группе и паре, и достигли поставленной цели. Молодцы! А свою оценку я поставлю после анализа ваших маршрутных и оценочных листов после оценивания вашей работы.


Домашнее задание: подготовить небольшой рассказ о понравившемся животном, рисунок или фото.


- Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.


Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.



































/Тема: Какие бывают животные? Программа: Школа России/

Маршрутный лист по окружающему миру

ученика 2 «Б» класса___________________________________________________________________

  1. Проверка домашнего задания.

Отвечал Не отвечал

  1. Я понял цель урока не совсем



  1. Результат работы по учебнику с текстом на с. 60, 61



Таблица «Группы животных и их признаки»

Название группы

Отличительные признаки:

1) - Сколько ног? 2) - Чем покрыто тело?

Представитель

(название животного)

1




2




3




4




5




6




  1. Результат работы с заданием № 7 в печатной рабочей тетради на с. 44

Справился без ошибок Допустил ошибки



  1. Итог урока:



  • Я узнал, на какие группы делятся животные не узнал



  • Я научился различать группы животных по их характерным признакам не научился



  • Я узнал, кто такие «земноводные» и «пресмыкающиеся» не узнал



  • Как ты считаешь, достиг ли ты цели урока?



Да Нет



  • Понравился ли тебе урок?

Да Нет



  • Оцени себя сам! ТВОЯ ОЦЕНКА за урок ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ