СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОПК "Совесть и раскаяние"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в 4 классе   в ноябре 2015 года. На уроке присутствовали   Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский, благочинный Чамзинского района, настоятель прихода, протоиерей Виталий Кузянов и др.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОПК "Совесть и раскаяние"»

Тема урока : «Совесть и раскаяние»

Цель урока: создание условий для понимания значения понятия «добро» и «зло»сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Планируемые результаты.

Личностные: формировать умение правильно оценивать себя и других, развивать представление о нравственности; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;

Метапредметные: развивать речь, умение работать в паре и группе, не нарушая принципов толерантности, обогащать словарный запас;

Предметные: осознать, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость, как приобрести эти качества.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, в парах, индивидуальная

Необходимое техническое оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

Трошина Полина читает «Совесть»

Автор: Зинаида Полякова


Наша совесть – Божий голос в нас.

Пристаёт к нам, не дает покоя.

И напоминает каждый час,

Чтобы не играли мы с судьбою.


Рано или поздно мы уйдём,

Станем пред лицом живого Бога.

И для оправданий не найдем

Добрых дел, хоть пройдена дорога.


Совесть нас с обидой упрекнет

В том, что зло творили не невольно,

И на все взывания её

Лишь отмахивались недовольно.


Её голос - и палач, и врач.

То суров он, требуя ответа,

То звучит, как материнский плач,

О живущих недостойно детях.


А, бывает, совесть прозвучит

Голосом взволнованного друга-

Он давно нам с болью говорит,

Что себя мы безрассудно губим.


То взывает голосом Христа:

«Люди, души вы свои растлили».

И несется горький вздох с Креста:

«Почему вы о Любви забыли?»


- Скажите, почему мы урок начали с этого стихотворения?

Слайд 1. Название урока.

-На сегодняшнем уроке вы узнаете:

о подсказках совести

как исправлять ошибки.( на доске вывешены)

- Ребята, дома вы подготовили поговорки и пословицы о добре.

( Отвечают дети)

Слайд 2. Добро.

-Так что же такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают)

(щелчок) Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен.

В православии добро – это то, что:

(щелчок) - помогает росту души человека;

(щелчок) - помогает другим людям;

(щелчок) - радует Бога.

-А какого человека можно назвать добрым?

Слайд 3. Добрый человек.

- Давайте послушаем притчу о доброй старушке и ее молодой душе.

Слушаем притчу ( Рассказывает Юнина Дарья)

Притча о доброй старушке и ее молодой душе

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

-Какой вывод мы можем сделать, прослушав эту притчу?

(щелчок) Добро – помнить. Зло – забывать.

-Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

(щелчок) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)

-Назовите антоним к слову добро.

Слайд 4. Зло.

-А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают) (читает стих «Злоба»)

(щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок) зло-дей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) зло-мыслить – иметь вредное намерение, желать несчастья; (щелчок) зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок) зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.

-У слова зло в православии есть синоним: грех. (щелчок)

Слайд 5. Грех (ученик читает стих « Грехи»)

(щелчок) Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».

-Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех? (дети отвечают)

-Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу. Грех – это еще и преступление против самого себя.

-Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

Слайд 6. Добро и зло.

-Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи (щелчок) или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

- Иной раз очень сложно отличить добро от зла.(дети отвечают)

Слайд 7. Совесть.

-Человеку на его грех указывает его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

Слайд 8. Совесть.

Совесть – глас Божий.

Слайд 9. Апостол Петр отрекается от Христа. Козлов Гавриил Игнатьевич, 1762.

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА (рассказывает Алина Смолькина)

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». (щелчок, Панов Игорь. Отречение Петра) Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. (щелчок, Карл Генрих Блох. Отречение Петра) Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (щелчок, Раскаяние Петра) Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. (щелчок, Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.) Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

-Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов.

РАБОТА СОВЕСТИ

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

-Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

-На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называетсяраскаяние.


РАСКАЯНИЕ

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

(текст из учебника стр.39, читает Паша Средняков)

-Откуда исходит зло? (дети отвечают)

-Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.

-А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

-Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.

Слайд 10. Покаяние

(щелчок) Первый шаг покаяния –(сожаление о том, что сделано).

(щелчок) Второй шаг в покаянии – (готовность исправить свой поступок и понести наказание).

(щелчок) Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет

Третий шаг в покаянии (твердое решение больше так не поступать).

Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

Слайд 11. Покаянная молитва.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – (ученик читает стих « Покаяние»)

«Господи, прости!»

Слайд 12. Покаяние – это труд (ученик читает стих « Прощение»)

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Рефлексия.

Конверты с вопросами на партах .

Работа в паре.

1. - Как вы думаете, есть ли совесть у животных?

2.- А если человек потеряет совесть, он останется человеком?

3. Как по-вашему можно избавиться от терзаний совести?

4. Как ты поступишь, если твой знакомый рассказал о своем злом плане.

А. Сделаешь вид, что не слышал.

Б. Попробуешь ему объяснить, почему так нельзя поступать.

В. Помешаешь причинять людям зло.

Г. Предупредишь того, против кого замысел.

5. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок?


Если время остаётся –составляем синквейн. Тема «Совесть».


Урок заканчиваем песней

« Христианская песенка»

По горам высоким.

По горам высоким

Пастырь мой идет,

Узкою тропою

Овец своих ведёт.


Я- маленькая овечка,

Я иду за Ним

Узкою тропою

В город Иерусалим.


Пастырь мой Добрый

Любит кротких Он,

Не любит только гордых,

Кто дружит лишь со злом.


Я есть путь и истина,

Свет в ночной тиши,

Ты иди за Мною,-

Он мне говорит.













Дома: заполнить таблицу (не проверяется)




Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.


Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!