ОРКСЭ, модуль основы православной культуры 4класс Автор Шевченко С.И. учитель ОРКСЭ, ОПК МОУ «Гимназия № 1»,
г. Железногорск, Курская область.
Тема урока: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Осмысление понятия греха, связи греха и зла,
формирование убеждения, что человек может справиться
с грехами, а значит бороться со злом, преумножать меру
добра в себе и мире, осмысление того факта, что грех
без раскаяния ведет к неизлечимой болезни души, её
очерствению.
Задачи: Научиться прислушиваться к себе и слушать свою
совесть, научиться видеть и исправлять в себе
отрицательные качества.
В области формирвания УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Опорные понятия: добро, грех, совесть, раскаяние.
Планируемые результаты урока:
Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений
и необходимости бережного отношения к ним;
Предметные: Имеют представление о понятиях: добро, грех, совесть,
раскаяние;
Метапредметные: -Получат первоначальные навыки извлечения
существенной информации из различных источников;
-Получат первоначальные навыки постановки учебной
задачи;
-Участвуют в коллективном обсуждении вопросов
урока.
Дидактическое обеспечение: раздаточные материалы, карточки с дифференцированным заданием.
Рабочие материалы к уроку:
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
-Что такое душа человека?
- Когда она слабеет?( Если человек « кормит ее ненавистью»)
- Когда человек становится бездушным?( Если человек очень часто поступает плохо).
-Как вы понимаете выражение « внутренний мир человека»?
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
Слайд 2. Кроссворд «Совесть».
Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.
На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой. 1. Гордость - …….? (Стыд)
2. Здоровье - ……..? (Болезнь)
3. Ложь - …….?(Правда)
4. Трусость - …….? (Смелость)
5.Тьма - ……? (Свет)
6. Грязь - ……..? (Чистота)
7. Смерть - ………? (Жизнь)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
Сегодня на уроке мы поговорим о совести.
Слайд 3. Название урока.
Урок 10. Совесть и раскаяние (запись темы в тетрадь)
Вы узнаете
- О подсказках совести
- Как исправлять ошибки
Работа с д/з
Слайд 4. Добро.
Так что же такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают)
(щелчок) Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен.
А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке и ее молодой душе.
Слушаем притчу
Притча о доброй старушке и ее молодой душе
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
Слайд 5. Добрый человек.
Что же позволило душе старушки остаться молодой (дети отвечают)
(щелчок) Добро – помнить. Зло – забывать.
Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)
(щелчок) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)
Работа под понятиями «зло», «грех», «совесть»
Если рукой прикоснуться к раскаленному железу – больно будет руке.
Постепенно человек узнает свое тело и понимает, какие его действия могут стать причиной его же боли. Но кроме той досады, которую человек может причинить своему пальцу, есть менее заметная боль.
Это та боль, которую я могу причинить другому человеку. И при этом даже не заметить ее.
И еще надо остерегаться боли, которую я могу причинить не своему телу, а своей душе.
Где-то в глубине души каждого человека лежит знание о том, что хорошо и что плохо.
Слайд 6
В православии добро – это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Слайд 7. Зло.
А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)
(щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок) зло-дей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья; (щелчок) зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок)
Зло – то, что удаляет человека от этих добрых целей.
У слова зло в православии есть синоним: грех. (щелчок)
Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести.
Слайд 8. Грех и преступление
Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
Слайд 9 (щелчок) Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».
Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех? (дети отвечают)
Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.
(щелчок) (текст из учебника до последней редакции) Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.
Грех – это еще и преступление против самого себя.
Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?
Слайд 10, 11. Добро и зло.
Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи (щелчок) или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.
(текст из учебника до последней редакции) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».
Что помогло тебе понять, что твой поступок не забавен? (дети отвечают)
Попробуйте привести свои примеры? (дети отвечают)
Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.
запись в тетрадь основных понятий
( добро, зло, грех) Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.
4.Работа в группах.
Составьте со словами добро, грех словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т.д.), (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).
Читают по одному человеку от группы.
Слайд 12. Совесть.
Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).
С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
(щелчок) С Богом.
В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим
(щелчок) Совесть – глас Божий.
Слайд 13. Мультфильм «Отречение Петра»
ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА
При крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. (щелчок, Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.) Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача (из «Закона Божия» прот. Серафима Слобосдского). Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.
Слайд 14 - Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
- Что творилось с его душой? (мучился)
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)
- .Какие доказательства мук совести Петра вы можете привести?
Ответ подтвердите словами из текста.
Слайд 15. Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.
- Какие два важнейших дела есть у совести?
РАБОТА СОВЕСТИ
Работа по книге и тетради.
Прочитайте, об этом на с. 37 учебника и запишите в тетрадь о том, какие важные дела совершает совесть?
( Самостоятельная работа).
6) Проверка самостоятельной работы.
- Обратимся снова к словарю Ожегова.
«Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть – это способность человека оценить свои поступки».
Слайд 16. Совесть.
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести.
Слайд 17. Совесть как заноза.
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.
Помните песенку крокодила Гены из известного мультфильма:
Слайд . 18 (демонстрация фрагмента мультфильма)
На какие слова в песенке вы обратили внимание?
Слайд 19. 20
Может, мы обидели кого-то зря,
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья!
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями!
На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.
РАСКАЯНИЕ
Знакомство со словом «раскаяние».
- Ребята, а если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Это хорошо. Но ведь с болью жить трудно. Неужели, человеку с этой болью надо будет остаться на всю жизнь? Как же ему исправить ошибку? (ответы детей)
- Так что же такое раскаяние? . (ответы детей)
Работа по книге
- Ребята, прочитайте об этом в учебнике на стр. 38 (4 абзац).
Слайд 21. Покаяние.
Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.
(текст из учебника до последней редакции) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».
Откуда исходит зло? (дети отвечают)
Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.
А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?
Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.
(щелчок) Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести (сожаление о том, что сделано).
(щелчок) Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений (готовность исправить свой поступок и понести наказание).
(щелчок) Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).
Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.
Слайд 22 Индивидуальная работа. Соверши доброе дело
- Соедини стрелками дело противоположное совершенному поступку
Слайд13
Украл подари
Солгал верни
Пожадничал попроси прощения
Сказал злое слово скажи правду
Слайд 23 К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
Покаянная молитва.
Икона Спас Вседержитель кисти прп. Андрея Рублева. Александр Максимович Смирнов. На молитве.
У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»
И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.
Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.
Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.
Рефлексия.
Слайд 24Песенка из к/ф «Маленький Мук»
Дорогою добра
Слайд 25
- Наш урок подходит к концу. Какое открытие вы сделали для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране. Вам нужно их закончить.
• Теперь я знаю …
• Теперь я умею …
- Что бы вы рассказали своим друзьям, родителям о теме нашего урока?
ВОПРОСЫ и задания
1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.
2. Какие два важнейших дела у совести?
3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.
4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
5. Каковы этапы покаянных действий?