СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "О самовоспитании"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на то, чобы  показать детям необходимость целенаправленной работы над собой.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ по теме "О самовоспитании"»

Урок 30. О самовоспитании.


Цель: показать детям необходимость целенаправленной работы над собой и побудить их к такой работе. 
Задачи: 
•создать на занятии условия для познания учащимися самих себя; 
•развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру; 
•способствовать формированию нравственных качеств личности,
•учить ребят видеть как свои достоинства, так и свои недостатки, относиться к себе критически; 
•содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке; 
•формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности; 
•воспитывать культуру общения; 
•способствовать сплочению классного коллектива. 

Ход занятия 

1. Вступительное слово учителя 


На сегодняшнем уроке нас ждёт совместная интересная и полезная работа.
Девиз нашего занятия – «Борюсь с собой и за себя борюсь»
Наши дальнейшие открытия сегодня начнет простая детская загадка.

Он может быть тяжелым и легким; сильным и слабым.

Его вообще может и не быть. Что это такое?(ответы детей)


-Все ваши варианты интересны, а прийти к единому ответу и решить проблему, как мы знаем, поможет дополнительная информация.

Он тяжелый у Карабаса - Барабаса. Легкий - у Буратино.

Сильный – у Мальвины. Слабый - у Пьеро.

(характер.)


Молодцы, верно. Характер- это внутреннее свойство человека, его внутренний мир, он у всех разный, со своими особенностями, странностями, причудами, но, как мы с вами уже установили, людей неинтересных в мире нет.


-А с людьми, какого характера интереснее общаться вам и почему? Используйте характеры героев сказки «Буратино». От чего зависит характер человека?


- Молодцы, верно, духовность, нравственность в человеческом обществе никогда не перестанут быть актуальными.


2.Определение темы и цели занятия.
А что можете сказать вы о самовоспитании? Что это такое? Кто кого воспитывает? 
(Человек сам воспитывает себя.) 


Характер, личностные качества человека начинают формироваться с младенчества, и формируются они в течение всей жизни под воздействием обстоятельств жизни и самого человека.

Стремление быть личностью впервые проявляется у каждого малыша, который отталкивает руку своей мамы, поддерживающей его, и говорит: «Я – сам!».


- Молодцы!. Кто попробует сформулировать ?

Впервые стремление быть личностью проявляется у каждого малыша, который, отталкивает руку своей мамы, поддерживающей его, и говорит: «Я - сам! »


- Если кто-нибудь из вас поступал подобным образом, пожалуйста, встаньте?

- Кто может дать объяснение этому поступку?

(Я хотел быть самостоятельным; хотелось все попробовать сделать самому; хотел быстрее подрасти и стать взрослым; сам хотел быстрее научиться делать все хорошо).


3. Первичное усвоение нового материала

- Каждый ребенок с младенчества пробует все сделать самостоятельно, подражая взрослым, то есть, использует социальный опыт; но при этом он является первооткрывателем, исследователем во Вселенной, он – неустанный творец самого себя.

- «Я – сам!»- это ключевое понятие самовоспитания. Самовоспитание в каждом из нас заложено самой природой. Именно оно в значительной степени делает нас ответственными за свои поступки, за свое поведение, за свою будущность, а в целом за всю нашу планету.


4.
 Притча « Всё оставляет свой след»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал, всякий раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить в столб забора один гвоздь. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что гораздо легче контролировать свои эмоции, чем вбивать в столб гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладание. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз, каждый день, когда ему удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю, Шло время, и пришел день, когда молодой человек смог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору. «Ты неплохо потрудился, но ты видишь, сколько в столбе дыр, он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинился, шрам останется.


-Какие чувства вы испытали, и какие мысли у вас возникли. Попробуйте употребить новые понятия сегодняшнего урока. 


5. Первичное закрепление нового материала


Упражнения в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в ходе проведения тренинга «Ваза»

- Ребята, вы правильно определили мотив, цели и средства достижения цели, отлично поняли, что эта притча не только учит контролировать свои чувства, но, она просто «кричит» об ответственности за свои поступки, затрагивая проблему «шрама» и бережного отношения к слову «прости». 


Я приглашаю Вас принять участие в учебном тренинге.

- «Включите воображение». Представляйте: вы осторожно держите в руках любимую мамину хрустальную вазу (пауза), старательно несёте ее, чтобы наполнять водой и поставить цветы.(пауза) Вдруг она неожиданно выскользнула из ваших рук на каменный пол. (пауза) 

Сделайте глубокий вдох (пауза), а при выдохе представляйте, что все осколки невероятно волшебным образом вновь превращаются в целую и невредимую вазу. (пауза)

 

Кому удалось представить, откройте, пожалуйста, глаза.


Сколько раз вам нужно сказать «прости», чтобы эта ваза вновь стала целой и невредимой?


Я очень рада, никто не ошибся, конечно жесколько раз не говори «прости», ваза целой не станет.


-Спасибо, вы достаточно глубоко осознали необходимость ответственности за свои поступки, проблему «шрама» и бережного отношения к слову «прости».


Я чувствую вашу готовность к более сложному упражнению.


6. Тестирование

Сейчас попробуйте ответить себе на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля.

Тест «Сильная ли у тебя воля?»

1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?

1) нет; 2) иногда; 3) да.


2. Кто тебя будит по утрам?

1) воспитатель; 2) будильник; 3) встаю сам.


3. Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать (уроки), и тем, что интересно (фильм), что ты выбираешь?

1) делаю то, что интересно; 2) когда как; 3) делаю дело.


4. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например на каток, если у тебя запланировано другое занятие?

1) не могу; 2) иногда могу; 3) могу.


5. Всегда ли выполняешь свои обещания?

1) нет; 2) иногда; 3) да.


6. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?

1) нет; 2) иногда; 3) да.


(Подведение итогов: нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, ученику необходимо укреплять свою волю.)


7. Работа в группах над определением понятия «самовоспитание»


-Как вы думаете, что человек должен знать, чтобы себя воспитывать? 
1.Какой он сейчас. 
2. Каким хочет стать, чего достичь. 


Вывод: 
Чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои недостатки. 
Надо видеть свои сильные стороны. Но нельзя быть во всём довольным собой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно заниматься «улучшением себя».


– Как вы думаете, ребята, простое ли это дело – самовоспитание? 


8. Разминка

Учитель: 
– Ребята, вы провели большую и напряжённую работу. Предлагаю немного отдохнуть. Я вам не представила ещё одну группу участников нашего разговора о самовоспитании. Это «Мультгерои».

(На доске вывешиваются картинки с изображением мультгероев). 

О ни включаются в нашу работу сейчас.
1)«Малыш и Карлсон» (Карлсон), 
2)«Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха), 
3)«Приключения Чебурашки и крокодила Гены» (старуха Шапокляк), 
4)«Винни-Пух и все-все-все» (Винни-Пух), 
5)«Новые приключения попугая Кеши» (попугай Кеша). 
 

Этап актуализации опыта (продолжение) 

Учитель: 
– Итак, вы их узнали? А хорошо ли знали? 
– Хорошо!
– Тогда пусть каждая группа выберет себе героя и сообща решит, какие у него есть достоинства и недостатки, предположит, насколько этот герой был бы доволен собой. 


8. Этап корректировки.
Учитель: 
– Сегодня вы, надеюсь, более обдуманно ответили на вопрос: «Какой я сейчас?» 
Домашнее задание: поразмышляйте дома над тем, о чём мы говорили сегодня и выполните работу в тетради на печатной основе ( Урок 14)


9. Этап рефлексии. 
А теперь я вам раздам всем картинку, а вы напишите там какими вы хотите стать











2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!