МОУ СОШ п.Новопокровка
Варненский район
Тема урока: Во что верят мусульмане.
Класс: 4
Ламерт Л.В., учитель истории
МОУ СОШ п.Новопокровка,
Варненского района.
2015г.
Автор: Ламерт Людмила Валерьевна
Место работы: МОУ СОШ п.Новопокровка
Должность: учитель истории и общественных наук
Дополнительные сведения: первая категория, стаж 15 лет
Подробный конспект урока.
Тема урока | Во что верят мусульмане. |
Предмет | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы религиозных культур народов России» |
Класс | 4 класс |
Федеральный округ России | Российская Федерация |
Республика/край | Челябинская область |
Город/поселение | Варненский район, п.Новопокровка |
Методическая информация |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Цель урока | Знакомство с главными понятиями мусульмунства. |
Задачи урока | 1. Развивать внимательность, умение работать с текстом 2. Воспитание толерантного отношения к вере |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, «Основы религиозных культур народов России» 4 класс: учебное пособие для общеобраз. учр.- М.:Русское слово, 2011 Интернет-источники. http://islam-book.info/izucheniya/musulmane/vo-chto-verit-musulmanin http://edinorussia.ru/nesbyvshayasya-rossiya/vo-chto-veryat-musulmane/page/4/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EB%E0%EC http://muslima.narod.ru/new_muslims/vopros-otvet.html Печатный раздаточный материал. |
Ход урока.
1.Организационный момент – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:
- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.) Садитесь, пожалуйста. У нас есть волшебные слова.
Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
2. Опрос домашнего задания
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать религии мира, на прошлом уроке вы познакомились с Пророком Мухаммадом и с историей возникновения ислама. Чтобы проверить, как вами был усвоен материал я буду задавать вам вопросы, а вы подробно отвечайте на них.
Вопросы:
Расскажите о детстве и юности пророка.
Как Мухаммад стал пророком?
Как вы понимаете слово пророк?
Как называется священная книга мусульман?
Из чего состоит Коран?
Что такое Хиджра?
Что такое Шариат?
( ответы детей, подведение итогов устного опроса)
Новый материал:
Ребята, посмотрите на экран, вы видите тему урока
Слайд 1 Во что верят мусульмане.
Сегодня мы будем изучать, в основном, термины, понятия (словарные слова), которые являются главными в мусульманстве.
В конце урока вы должны будете отгадать кроссворд.
Для этого вы должны внимательно меня слушать и запоминать, а также записывать слова в тетрадь для запоминания.
(Рассказ учителя)
Слайд 2 Мусульманин – тот, кто покоряется богу, последователи веры Мухаммада.
Каждый мусульманин верит в Аллаха — Творца повелителя всего мира. Слайд 3 По мнению мусульман, Он существует вечно, Он всемогущ, всезнающ и бессмертен. Он карает людей за злые, греховные поступки и вознаграждает их за добрые. Аллах всегда милостив по отношению к людям. Каждый мусульманин должен знать главное изречение: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Божий». Когда человек принимает ислам, уже будучи взрослым, он должен три раза произнести эту фразу при свидетелях.
Мусульмане верят и в ангелов. Слайд 4 Ангелы — это существа, созданные из света. Они выполняют все поручения Аллаха. Общее число ангелов знает только сам Аллах. Самые главные ангелы — это Джабрайл, Микаил, Азраил и другие. Джабрайл сообщает просекам волю Аллаха, Микаил посылает на Землю дождь, Азрайл — это ангел смерти, который забирает души умерших людей.
Мусульмане верят, что каждого человека от рождения сопровождают два ангела, которые следят за ним, сколько он совершил злых и добрых поступков.
Так же как и христиане, мусульмане верят, что души людей после смерти попадут в рай или в ад. Если человек много грешил, нарушал заповеди ислама, то быть его душе в аду, если же наоборот — в раю.
Кроме ангелов, мусульмане верят и в демонов. Слайд 5 Демоны — это бывшие ангелы, которые перестали повиноваться Аллаху. За это Он изгнал их с небес на Землю, где они искушают людей, соблазняя их совершать злые поступки. Глава демонов зовётся шайтан. Начиная молитву, мусульмане часто произносят заклинания против шайтана.
Слайд 6 Мусульмане верят в пророков — посланников Божьих, через которых Аллах научил людей, как они должны жить, чтобы души их после смерти попали в рай. Самый главный пророк для мусульман — Мухаммад. О нём вы уже узнали из предыдущего параграфа. Мусульмане верят, что он был последним пророком, посланным Аллахом к людям. Считается, что устами пророков говорил сам Аллах. Поэтому изречения пророков записывались. Сборники этих изречений составили священные книги мусульман, главная из которых называется Коран. Слайд 7 Мусульмане утверждают, что Коран полностью состоит из слов Аллаха, переданных людям через пророка Мухаммада. Ещё их называют божественными откровениями.
Вначале божественные откровения заучивались наизусть. Вскоре после смерти Мухаммада их стали записывать, а впоследствии из них был составлен единый текст Корана.
Коран охватывает все стороны жизни мусульманина. В нём написано, как он должен жить, как вести хозяйство, как относиться к другим людям, что можно делать и чего нельзя.
Давайте вспомним христианские правила жизни. (ответы учеников)
Слайд 8
А теперь сравним правила поведения верующего мусульманина и верующего христианина. Что в них общего?(ответы учеников)
Слайд 9
Помимо Корана, большое значение мусульмане придают Сунне — книге преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада.
Мусульмане почитают не только пророка Мухаммада, но и других пророков, в том числе тех, которых признают христиане и иудеи. Так, библейский Ной в Коране именуется пророком Нухом, Моисей — Мусой. Слайд 10 Одним из пророков считают мусульмане и Иисуса Христа. Они называют его Исой. Поэтому помимо Корана священными для мусульман являются также Евангелие и некоторые части Ветхого Завета.
Мусульмане верят, что в назначенное Аллахом время на земле наступит Судный день. В этот день все люди предстанут перед Аллахом, который спросит каждого обо всех поступках, совершённых на протяжении жизни. Каждый мусульманин должен будет пройти по мосту Сират, который ведёт в рай и расположен над адом. Для тех, кто жил праведно, этот мост будет широким, для грешников — уже лезвия меча и тоньше волоска. Грешники обязательно упадут с него в ад.
Мусульмане верят, что всё, совершающееся на Земле, добро и зло, зависит от воли Аллаха. В то же время Аллах может предлагать человеку, как поступить, — совершить добрый или злой поступок. Этим Аллах испытывает человека, который может выбрать путь праведника или грешника.
Чтобы спасти свою душу, каждый мусульманин должен строго придерживаться норм шариата.
Каждый мусульманин обязан ежедневно молиться пять раз. Слайд 11 Молитва — намаз совершается утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца и перед сном. Перед молитвой человек обязан совершить ритуальное омовение. Молиться мусульманин должен, обернувшись лицом в ту сторону, где расположена Кааба, даже если святыня находится очень далеко от места молитвы.
Слайд 12 Закят — это обязательное религиозное пожертвование мусульманина в пользу бедных. Каждый мусульманин должен помогать единоверцам, оказавшимся в сложной ситуации или вовсе не имеющим средств к существованию.
Слайд 13 Каждый мусульманин в течение своей жизни должен обязательно совершить хадж — паломничество к Каабе. Находится она в Мекке. Кааба — главная святыня мусульман. Для них она символизирует могущество Аллаха. Она представляет собой кубическую постройку, в одном из углов которой укреплен чёрный камень, окаймлённый серебром. По преданию, он был послан на Землю из рая и сначала был белым, но потом почернел из-за того, что люди на Земле много грешили. Паломники, прибывающие к Каабе, стремятся поцеловать святыню или хотя бы коснуться её. Хадж совершается в строго определённое время. Ежегодно тысячи мусульман прибывают в Мекку в назначенный день для совершения специальных обрядов.
Слайд 14
Каждый мусульманин должен соблюдать пост в месяц Рамадан. Также шариат запрещает употребление вина и свинины.
Закрепление. А теперь, ребята, разгадайте кроссворд. ( Приложение 1. – раздаются листы с кроссвордом) Слайд 15
Решение кроссворда. А теперь проверим себя. Слайд 16
Подведем итог урока:
С чем мы сегодня познакомились? (ответы учеников).
Рефлексия: Для оценки урока предлагаются смайлики
Настроение на уроке:
а) отлично
б) хорошо
в) скучно
Слайд 15
5. Домашнее задание: читать тему 11 и ответить на вопросы устно.
1. Кто такой Аллах? Каков Он в представлении мусульман?
2. Расскажите, что вы знаете об ангелах и демонах в исламе.
3. Что такое Коран? Какие ещё священные книги мусульман вы знаете?
4. Что такое закят и намаз? Какое значение они имеют в жизни мусульманина?
Приложение 1.
Вопросы к кроссворду:
1. Посланник Божий, через которых Аллах научил людей, как они должны жить
2. Название месяца, в который мусульманин должен соблюдать пост.
3.Тот, кто покоряется богу, последователи веры Мухаммада.
4. Молитва.
5. Обязательное религиозное пожертвование мусульманина в пользу бедных.
6. Глава демонов.
7. Творец, повелитель всего мира.
8. Книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада.
9. Священная книга мусульман.
10. Существа, созданные из света.
11. Паломничество к Каабе.