СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по произведению Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по произведению Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"»

Урок по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Подготовка:

1)Текст для чтения с остановками в конвертах

2)Презентация «Город Достоевского»

Ход урока

1.Вызов

-Что такое Рождество? (дни всеобщей любви и добра; дарят подарки, помогают людям в трудной ситуации; традиция русского народа)

-Несмотря на то, что у нас сейчас весна, мы сегодня с вами будем говорить про Рождество.

-Рождество – это чудо. Что такое чудо? (Что-то необычное, хорошее, доброе, радостное)

-Как вы думаете всегда ли так бывает? Во всех ли семьях?

-Сегодня мы с вами обратимся к рождественскому рассказу известного писателя Федора Михайловича Достоевского.

- Это автор таких бессмертных произведений, как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и многих других. Также он писал о детях, и сегодня мы с вами познакомимся с одним из его рассказов, который называется «Мальчик у Христа на ёлке».

-Какую цель на урок вы поставите перед собой?

2.Осмысление

-Читать мы сегодня будем с остановками.

-Возьмите из конверта первую часть рассказа.

Чтение первой части учащимся.

Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.


Вопросы после прочтения:

- В каких условиях живут мальчик и его мама? Найдите ключевые слова (сырой, холодный подвал, дыхание вылетало белым паром, сидя на сундуке, подходя к нарам, тонкая подстилка на каком-то узле, корочки нигде не нашел)

-Ваше отношение к мальчику?

-Почему он хотел выйти из подвала? (холодно, хотел есть)

-Какая надежда у него есть? (согреться, найти еду)

-Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение второй части учащимся:

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Вопросы после прочтения:

-Как Достоевский рисует улицы города? Найдите ключевые слова (широкая, здечь раздавят, кричат, бегут)

-Есть ли кому дело до мальчика?

-Как его встретил город? (никому нет дела)

Как к нему относятся? Найдите ключевые слова (блюститель порядка отвернулся, закричали, замахали, барыня сунула копеечку и отворила дверь, злой мальчик треснул по голове, сорвал картуз, поддал ему ножкой)

-Почему к нему так относятся?

-Почему так подробно описывается происходящее за стеклом? (контраст)

-Сравните подвал и то, что происходит за стеклом. (там как будто другая жизнь)

-Что можно сказать о людях, которые живут в городе? (эгоизм, холодность, нет милосердия, нет души, бессердечие)

-Как бы вы оценили их поведение?

-Что ощущает мальчик в это время, когда с ним так обходятся? Найдите ключевые слова (хочется плакать, боится, бежит, ему одиноко, жутко)

-Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям? (детский дом)

-Как вы считаете, зачем автор после детского праздника описывает кукол? С кем сравнивает их автор? Зачем? (они как живые, противопоставлены мертвым душой людям)

-Как вы думаете, что будет дальше?


Чтение третьей части:

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
    — Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос.
    Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
    — Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.
   — Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

Вопросы после прочтения:

-Что оказалось неожиданным? (мальчик оказался у Христа на ёлке)

-Кто вместе с мальчиком был на ёлке у Христа? (мамы и дети)

-Почему мамы плакали? (жалко своих детей)

-Изменилось ли настроение мальчика? Почему? Найдите ключевые слова (— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.)

-Это сон или явь? (сон)

-Как вы думаете, о чем мы прочитаем дальше?


Чтение четвертой части:

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Вопросы после прочтения:

-Что случилось с мальчиком? (замерз)

-Почему у мальчика нет имени? (таких детей было много)

-О чем этот рассказ? (о милосердии, о сострадании, о взаимопомощи)

-А если бы нашелся человек, который бы помог, он бы остался жив? (да)

-Какие эпизоды вас особенно потрясли в этом рассказе? Почему?

-Зачем автор написал этот рассказ? (Достоевский видел, как несправедливо устроена жизнь, ощущал душевную боль за судьбы детей. Этот рассказ – упрек равнодушным взрослым. Если нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети – это признак неблагополучия в мире).

- Надо ли читать такие рассказы? Зачем?

-Чему учит этот рассказ?

3.Рефлексия

Продолжи фразу:

Прочитав этот рассказ, я понял, что….