Разработка урока
Класс: 6
Предмет: русская литература
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Цель урока: раскрыть роль пейзажных зарисовок в образной картине художественного мира рассказа.
Форма работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль.
Теория литературы: рассказ-очерк, сюжет, композиция.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Осознание личностного смысла обучения, проявление готовности к саморазвитию.
Создание условий для сотрудничества и уважительного отношения друг к другу.
Предметные:
Уметь анализировать художественный текст, в частности, определять изобразительно-выразительные средства языка, выявлять их роль в создании целостной картины художественного произведения, уловить авторский замысел.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение определять тему урока, цели урока, умение организовать свою деятельность в соответствии с учебными задачами урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
Развивать умение вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов и задач, работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Познавательные:
Формировать умение работать с текстом, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в произведении, структурировать, преобразовывать ее в соответствии с учебными задачами.
Ресурсы: учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений «Русская литература», под редакцией В.Я. Коровиной – Москва, «Просвещение», 2019, компьютер, презентация, печатные раздаточные материалы: тексты, материалы - вырезки для кроссенса, листы самооценки.
Ход урока:
Мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас у всех отличное настроение и желание хорошо поработать на этом уроке. Давайте начнем наш урок, как обычно, с небольшой разминки – блиц-опроса. Это поможет нам быстрее «погрузиться» в текст рассказа «Бежин луг», вспомнить то, о чем мы с вами говорили, и то, чем вы занимались на прошлом уроке.
И так, внимание, первый вопрос!
Как называется цикл рассказов И.С. Тургенева, в состав которого входит «Бежин луг»?
Сколько рассказов в сборнике «Записки охотника»?
В какое время года происходит действие в рассказе «Бежин луг»?
От лица кого ведется повествование?
Сколько мальчиков было «в ночном» при встрече с заблудившимся охотником?
Что такое «ночное» в рассказе?
В чем особенность рассказа-очерка?
С чего начинается рассказ?
Этап актуализации знаний
Учитель: Ребята, напомните, пожалуйста, с чего начинается рассказ? Да, вы правы, рассказ начинается с описания природы. А как называется литературоведческий термин, обозначающий картину природы в художественном произведении? Также термин «пейзаж» употребляется к искусстве, в живописи, например. А какие картины-пейзажи вы знаете? Молодцы!
А вы знаете, что Ивана Сергеевича Тургенева называют мастером пейзажа, а рассказ «Бежин луг» - самым поэтическим и загадочным из «Записок охотника»? Давайте мы с вами сами убедимся в этом высказывании критиков. А для этого нам нужно выполнить одно задание.
Но сначала запишите тему урока. Как можно сформулировать тему нашего урока? Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». А какова цель нашего урока? Задачи, которые мы должны выполнить? (после ответов детей на слайде появляется запись темы и цели урока).
Ребята, а как нам добиться поставленных целей? Какое задание нужно выполнить?
Да, конечно, мы должны проанализировать текст.
Задание (работа в парах): найдите в отрывке текста художественные средства.
Был прекрасный /эпитет/ июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром /метафора/: она разливается кротким /эпитет/ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное /эпитет/ – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками /метафора/; их блеск подобен блеску кованого серебра /метафора/… Но вот опять хлынули играющие /эпитет/ лучи, - и весело и величаво /эпитет/, словно взлетая, поднимается могучее светило /метафора/.
(после выполнения задания текст появляется на слайде)
Этап открытия новых знаний
Учитель: Я рада, что вы дружно поработали в парах и определили художественные средства, которые автор употребил. А как вы думаете, с какой целью автор употребил эти эпитеты и метафоры? Каково настроение картины?
Да, ребята, с помощью этих средств языка автору удается великолепно изобразить картину летнего утра – создает такое ощущение, как будто мы вдыхаем аромат летнего луга, чувствуем свежий утренний ветерок, слышим все проснувшиеся звуки.
А какие еще средства использует И.С. Тургенев? На какие слова и обороты нужно обратить внимание?
Прием отрицания (не) усиливает эффект впечатления.
Учитель:
А где в рассказе мы еще встречаем описание утра? Чем отличаются эти описания?
Описание природы в начале и в конце. Как называется такой прием в литературе? Правильно, кольцевая композиция. Она позволяет нам увидеть красоту природы, понять как изменилось отношение автора к природе.
Ребята, как вы думаете, для чего автор использует подробные пейзажные зарисовки в рассказе? Какую роль они выполняют?
Автор использует эти зарисовки для того, чтобы мы научились воспринимать, увидеть красоту природы, увидеть внутренний мир автора, его героев-мальчиков, которые очень гармонично и тонко слиты воедино с окружающей их природой. Можно сказать, что эти зарисовки выполняют эстетическую функцию.
Физминутка
Этап первичного закрепления знаний
Учитель: А теперь, ребята, вам нужно обобщить все новое, что вы узнали сегодня на уроке. Я предлагаю вам задания по группам, выберите то задание, которое вам по душе. Поскольку это работа в группе, все эти задания относятся к повышенному уровню.
1 задание - составить кроссенс по сюжету рассказа (на столе у каждого набор материалов)
2 задание – создать словарную статью «Пейзаж» -
3 задание – синквейн на тему «Роль пейзажных зарисовок»
Защита - взаимопроверка и оценивание.
Этап рефлексии
Учитель:
- Итак, что нового вы узнали на этом уроке?
Да, ребята, вы сегодня поработали очень хорошо. Я рада за вас и думаю, что наш урок помог вам понять, что изображая пейзаж, писатель выражает свое отношение к природе, раскрывает ее красоту и силу, увидеть художественную роль пейзажа, его взаимосвязь с идеей произведения, авторским замыслом.
Заполните, пожалуйста, листы самооценивания и сдайте.
Оценивание учителя за работу на уроке.
Домашнее задание
Учитель даёт подробный комментарий к творческой работе – заменить данные метафоры неметафоричными выражениями: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «край растянутого облачка засверкает змейками».