СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"»

Разработка урока

Класс: 6

Предмет: русская литература

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цель урока: раскрыть роль пейзажных зарисовок в образной картине художественного мира рассказа.

Форма работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль.

Теория литературы: рассказ-очерк, сюжет, композиция.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Осознание личностного смысла обучения, проявление готовности к саморазвитию.

Создание условий для сотрудничества и уважительного отношения друг к другу.

Предметные:

Уметь анализировать художественный текст, в частности, определять изобразительно-выразительные средства языка, выявлять их роль в создании целостной картины художественного произведения, уловить авторский замысел.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формировать умение определять тему урока, цели урока, умение организовать свою деятельность в соответствии с учебными задачами урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

Развивать умение вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов и задач, работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Познавательные:

Формировать умение работать с текстом, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в произведении, структурировать, преобразовывать ее в соответствии с учебными задачами.

Ресурсы: учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений «Русская литература», под редакцией В.Я. Коровиной – Москва, «Просвещение», 2019, компьютер, презентация, печатные раздаточные материалы: тексты, материалы - вырезки для кроссенса, листы самооценки.


Ход урока:

Мотивационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас у всех отличное настроение и желание хорошо поработать на этом уроке. Давайте начнем наш урок, как обычно, с небольшой разминки – блиц-опроса. Это поможет нам быстрее «погрузиться» в текст рассказа «Бежин луг», вспомнить то, о чем мы с вами говорили, и то, чем вы занимались на прошлом уроке.

И так, внимание, первый вопрос!

  • Как называется цикл рассказов И.С. Тургенева, в состав которого входит «Бежин луг»?

  • Сколько рассказов в сборнике «Записки охотника»?

  • В какое время года происходит действие в рассказе «Бежин луг»?

  • От лица кого ведется повествование?

  • Сколько мальчиков было «в ночном» при встрече с заблудившимся охотником?

  • Что такое «ночное» в рассказе?

  • В чем особенность рассказа-очерка?

  • С чего начинается рассказ?


Этап актуализации знаний


Учитель: Ребята, напомните, пожалуйста, с чего начинается рассказ? Да, вы правы, рассказ начинается с описания природы. А как называется литературоведческий термин, обозначающий картину природы в художественном произведении? Также термин «пейзаж» употребляется к искусстве, в живописи, например. А какие картины-пейзажи вы знаете? Молодцы!

А вы знаете, что Ивана Сергеевича Тургенева называют мастером пейзажа, а рассказ «Бежин луг» - самым поэтическим и загадочным из «Записок охотника»? Давайте мы с вами сами убедимся в этом высказывании критиков. А для этого нам нужно выполнить одно задание.

Но сначала запишите тему урока. Как можно сформулировать тему нашего урока? Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». А какова цель нашего урока? Задачи, которые мы должны выполнить? (после ответов детей на слайде появляется запись темы и цели урока).

Ребята, а как нам добиться поставленных целей? Какое задание нужно выполнить?

Да, конечно, мы должны проанализировать текст.

Задание (работа в парах): найдите в отрывке текста художественные средства.

Был прекрасный /эпитет/ июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром /метафора/: она разливается кротким /эпитет/ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное /эпитет/ – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками /метафора/; их блеск подобен блеску кованого серебра /метафора/… Но вот опять хлынули играющие /эпитет/ лучи, - и весело и величаво /эпитет/, словно взлетая, поднимается могучее светило /метафора/.

(после выполнения задания текст появляется на слайде)


Этап открытия новых знаний

Учитель: Я рада, что вы дружно поработали в парах и определили художественные средства, которые автор употребил. А как вы думаете, с какой целью автор употребил эти эпитеты и метафоры? Каково настроение картины?

Да, ребята, с помощью этих средств языка автору удается великолепно изобразить картину летнего утра – создает такое ощущение, как будто мы вдыхаем аромат летнего луга, чувствуем свежий утренний ветерок, слышим все проснувшиеся звуки.

А какие еще средства использует И.С. Тургенев? На какие слова и обороты нужно обратить внимание?

Прием отрицания (не) усиливает эффект впечатления.

Учитель:

А где в рассказе мы еще встречаем описание утра? Чем отличаются эти описания?

Описание природы в начале и в конце. Как называется такой прием в литературе? Правильно, кольцевая композиция. Она позволяет нам увидеть красоту природы, понять как изменилось отношение автора к природе.

Ребята, как вы думаете, для чего автор использует подробные пейзажные зарисовки в рассказе? Какую роль они выполняют?

Автор использует эти зарисовки для того, чтобы мы научились воспринимать, увидеть красоту природы, увидеть внутренний мир автора, его героев-мальчиков, которые очень гармонично и тонко слиты воедино с окружающей их природой. Можно сказать, что эти зарисовки выполняют эстетическую функцию.

Физминутка

Этап первичного закрепления знаний


Учитель: А теперь, ребята, вам нужно обобщить все новое, что вы узнали сегодня на уроке. Я предлагаю вам задания по группам, выберите то задание, которое вам по душе. Поскольку это работа в группе, все эти задания относятся к повышенному уровню.


1 задание - составить кроссенс по сюжету рассказа (на столе у каждого набор материалов)

2 задание – создать словарную статью «Пейзаж» -

3 задание – синквейн на тему «Роль пейзажных зарисовок»

Защита - взаимопроверка и оценивание.


Этап рефлексии


Учитель:

- Итак, что нового вы узнали на этом уроке?

Да, ребята, вы сегодня поработали очень хорошо. Я рада за вас и думаю, что наш урок помог вам понять, что изображая пейзаж, писатель выражает свое отношение к природе, раскрывает ее красоту и силу, увидеть художественную роль пейзажа, его взаимосвязь с идеей произведения, авторским замыслом.


Заполните, пожалуйста, листы самооценивания и сдайте.

Оценивание учителя за работу на уроке.

Домашнее задание

Учитель даёт подробный комментарий к творческой работе – заменить данные метафоры неметафоричными выражениями: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «край растянутого облачка засверкает змейками».




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!