Тема урока: В.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Цели: познакомить с рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип»; развивать восприятие эмоционального содержания текста; совершенствовать выразительное чтение; обогащать словарный запас.
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
– Ребята, начинаем наш урок. Что бы вы сказали о своем настроении в начале нашего урока?
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы прочитаем с вами рассказ и узнаем трогательную историю его героя.
III. Словарная работа.
Для того, чтобы все слова были понятны – проведем словарно – лексическую работу.
БЕСЦЕРЕМОННО
РАЗЖАЛОБИТЬ
ЯР
ЛАСТОЧКИ_БЕРЕГОВУШКИ
IV. Работа над рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Вступительное слово учителя.
Рассказать о стрижах.
– Прочитайте заглавие, фамилию автора.
– О чем говорит заглавие «Стрижонок Скрип»?
2. Чтение рассказа целиком.
Кто стал главным воспитателем? С чего он начал свое воспитание?
Чему научился стрижонок?
С какой столкнулся проблемой и как преодолел ее?
Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?
Комбинированное чтение.
3. Проверка первичного, ориентировочного восприятия текста рассказа.
– Так кто же был стрижонок Скрип?
– Как сложилось его детство?
– Какое чувство пробудила у вас эта история?
– Что понравилось вам в этой истории?
– Итак, сначала стрижонок лишился отца, а потом матери. История грустная, но стрижи не оставили осиротевших птенцов одних. Не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. (Отметить самостоятельность стрижонка.)
Вывод. А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа.
Мне кажется, он вернется назад, вырастет сильным. Жаль маму, жаль неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Всегда он найдет поддержку у стаи.
4. Повторное чтение рассказа детьми с конкретными заданиями.
Работа над первой частью рассказа.
1) Упражнение «Финиш» – чтение до указанного выражения.
– О чем мы читали?
– Как родился стрижонок?
– Какие слова автор употребляет? (Вылупился, пискнул.)
– Прочитайте, как повел себя стрижонок. Хорошо ли ему было в гнездышке?
Вывод. Стрижонок испугался света, прижался тельцем к маме и задремал. Стрижонку было тепло, уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился.
3) Чтение «про себя» (только глазами).
– Зачем улетела мама? (Она искала пищу птенцам.)
– Понравилась ли стрижонку капелька дождя? (Стрижонок жалел, что капля мала, она была вкусная.)
– Как вела себя мама? (Она радовалась, что Скрипу нравится капелька, и полетела за другой.)
– Как вели себя птенцы в гнезде без мамы? (Они пищали, беспокоились, звали маму.)
Вывод. Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части – рассказики.
– Вспомним, о чем первый. (Как родился Скрип. Рождение Скрипа.)
– А второй? (Стрижата первый раз остались одни.)
– А третий? (Мама улетела.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему научился?
VII. Рефлексия.
– Что бы вы сказали о своем настроении? Постарайтесь объяснить свое состояние.
– Спасибо за урок!
Домашнее задание: подготовиться читать выразительно вторую и третью части рассказа.