Упр. 1 (с. 4-5) - Прочитайте задание. - Какие слова вам надо найти? - Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. - Какие слова, называющие школьные принадлежности прошлого, вы нашли? (Перья, чернила.) - Найдите эти предметы на рисунках. - Прочитайте задание для письменной работы. Оно находится ниже текста стихотворения. - Найдите фразеологизмы. (Точить балясы, валять дурака, отвечать с потолка, держать ушки на макушке.) - Спишите фразеологизмы (слайд 4). Подготовьтесь объяснить их значение. (Точить балясы — вести бессмысленные разговоры, тратить время на пустую болтовню. Отвечать с потолка — придумать что-либо наугад, не опираясь на надежные источники. Валять дурака — притворяться непонимающим, глупым; паясничать, дурачиться. Держать ушки на макушке — быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.) Упр. 2 (с. 5-6) - Вспомните, что обозначает условный знак на с. 5. - Прочитайте задание. - Значение, какого слова приведено в словарной статье? (Урок.) - Прочитайте заголовок задания на с. 6. Это примеры к толкованию значения. - Выполните задание в парах. - Прочитайте первое толкование слова. Какие примеры к нему вы подобрали? (Б, Г.) - Какая иллюстрация к этим примерам подходит? (Третья.) - Какой пример вы подобрали ко второму значению слова? (А, В.) - Какую иллюстрацию можно отнести к этому значению? (Вторую.) - Какие примеры вы выписали в тетрадь к третьему значению? ( Д, Е.) - Сделайте вывод: какие значения имеет слово «урок»? - Как вы думаете, какое значение слова редко используется в современном языке? Упр. 3 (с. 7-8) - Прочитайте 1-й и 2-й абзацы текста. - Какие корни имеют названия наук? - Из каких языков они пришли? - Что означают корни -логия, -графия, -метрия? (Мыслить, писать, мерить.) - Какую общую часть имеют слова «биология» и «биография»? - Почему автор статьи называет их разнозначными? (Биология – наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Биография – описание жизни человека.) - Прочитайте 3-й абзац. - Что изучает наука антропология? (человека); - Хронология? (время, последовательность исторических событий); - Морфология? (форму) - Психология? (душу (психику, сознание) - Прочитайте 4-й абзац - Что относится к наукам -графиям? (Каллиграфия, орфография...) - Что изучает орфография? Где вы встречались с этим словом? - Что такое стенография? (Умение быстро писать.) - Что означает слово «фотография»? (печатание с помощью света) - Что означает слово «литография»? (печатание с каменных досок) - Типография? (печатание с выпуклых образцов.) - Прочитайте 5-й абзац - Какие науки имеют в названии часть -метрия? (Тригонометрия, геометрия.) - Что они изучают? (изучают соотношение сторон треугольника, формы предметов.) - Что такое термометр? (Прибор для измерения температуры) - Хронометр? (точные часы) - Барометр? (прибор для измерения атмосферного давления) - Прочитайте задание для письменной работы (записать в тетрадь 3 толкование с подобранными к нему примерами) |