СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русской литературе "Философия Марии Никифоровны или в чем заключается смысл человеческой жизни" по рассказу А.П.Платонова "Песчаная учительница".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по учебной дисциплине "Русская литература" для 11 класса с казахским

языком обучения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе "Философия Марии Никифоровны или в чем заключается смысл человеческой жизни" по рассказу А.П.Платонова "Песчаная учительница".»


Этапы урока

Содержание

ИКТ

Время

Приемы и методы







1

Введение.


Подготовка восприятия к теме урока «Один из дней жителя пустыни»


Минута релаксации

«Один из дней жителя пустыни»

- Представьте, что вы один-одинешенек пустыне. Полдень. Солнце в зените. Пустыня стонет от знояи испепеляющего солнца. К тому же дует переменный ветер, он приносит не спасающую прохладу, а потоки жаркого воздуха. Барханы стонут, будто живые. На их верхушках, вьются маленькие вихри, подымающие по спирали тысячи песчинок. Вихри, уменьшаясь, то вовсе исчезают, то набирая силу, растут в прогрессии, все выше и выше, становясь все более похожи на маленькие смертоносные смерчи. Все более и более становится, слышим для слуха заглушенный рев пустыни: нарастающий, приближающийся, страшный гул. Скорей обвязать нос и рот платком и домой! В изнывающей от зноя пустыне, вдруг среди дня, меркнет солнце, становится темно. Ветер-суховей поднял в небо мириады песчинок и становится темно, будто настала ночь. Началась песчаная буря, летний буран. Нечем дышать, легкие и кожу пронзают тысячу иголок-песчинок. Наконец, добежал! Спасибо всевышнему, что спас меня и на этот раз от смертоносных когтей моей пустыни - Родины.


Мелодия, звуки пустыни (ветер, шелест летящих песчинок песка, завывание дюн)

Слайд-презентация «Мир пустыни» (3-4 слайда). ЦитатаА.Ахматовой.

2 минуты

Минута релаксации


2

Опрос домашнего задания.Александр Платонович Платонов.

1.Биографические данные.

2.Творчество писателя.


Класс делится на три мини-группы (пары).


1 пара.1 ученик «Историческая справка»

2 пара.1 ученик «Географическая справка»

3 пара 1 ученик «Социальная справка».


Слайды, подготовленные учащимися.

8 минут

Опережающее домашнее задание. Самостоятельная работаМини–доклад.

3

Изучение темы: «А.П. Платонов «Песчаная учительница»

  1. Эпиграф.


Запись темы урока: «А.П. Платонов «Песчаная учительница». Философия жизни Марии Никифоровны или в чем заключается счастье человека.

Введение в тему урока. Эпиграф.

- Сегодня на уроке мы изучим необычный и поучительный рассказ Алексея Платоновича Платонова «Песчаная учительница», окунемся в мир и быт жителей отдаленных сел пустыни Астраханско-Атырауской приграничного региона России и Казахстана.

Эпиграфом к главной идее и авторскому замыслу произведения подходят слова поэтаБ.Л.Пастернака:

«Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величью

Своею жертвой путь прочертишь.

- Именно так поступила главная героиня рассказа молодой специалист-педагог Мария Никифоровна Нарышкина.


Чтение эпиграфа к теме урока


2 минуты



  1. Работа с текстом.

  2. Закрепление нового материала1.Анализ произведения по методике Ильина

Работа с текстом Класс делится на три пары.

Чтение рассказа по частям

1). Переход учащихся к другой мини-группе (паре).

2). Обмен информацией.

3). Переход учащихся к другой мини-группе (паре).

4). Обмен информацией.

Методика Ильина: «Деталь. Вопрос. ПроблемаДЕТАЛЬ: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно... Но пустыня - будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево».


ВОПРОСЫ (по таксономии Блума):


ЗНАНИЕ

Расскажите:

  1. Где и в каких условиях жили люди в Хошутове?

  2. Почему хошутовцам знания и школа была не нужна?

  3. В каких условиях прошло детство и юность Марии Нарышкиной?


ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Объясните:

  1. Какие проблемы поднимает писатель в своем рассказе?

  2. Смогла ли молодая учительница понять обычаи и традиции другого народа?

  3. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание смысла жизни Марии?

АНАЛИЗ

Проанализируйте, рассудите:

  1. В чем суть жизненной философии Марии Нарышкиной?

  2. Какова была бы картина мира, если не было таких людей как Мария Нарышкина?

  3. Как бы вы повели себя на месте Марии Нарышкиной?



СИНТЕЗ

Соотнесите:

  1. Образ Марии Нарышкиной с другими литературными персонажами?

  2. Образ Марии Нарышкиной с другими историческими личностями?

  3. Образ Марии Нарышкиной с людьми из нашей реальной жизни?



ОЦЕНКА

Оцените:

  1. Марию Никифоровну как педагога? Какие признаки присущи Нарышкиной как педагогу?

  2. Марию Никифоровну как гражданина? Какие признаки присущи Нарышкиной как гражданину молодой страны?

  3. Марию Никифоровну как человека? Какие признаки присущи Нарышкиной как простому человеку?


ПРОБЛЕМА:«Гореть или тлеть, жить или существовать, летать или ползать».

Класс делится на две мини-группы.


Продебатируйте:

    1. Что же лучше: «Выбор: свободная жизнь с комфортом, или жизнь с неимоверными усилиями и трудностями для достижения счастья окружающих людей через самопожертвование собственным здоровьем и молодостью?» «Нужно ли жертвовать собой и ради чего и кого?»


5). Составление кластера.

  1. Главная героиня – портрет внешний и внутренний.

  2. «Безысходная судьба двух народов, зажатых в барханы песков

  3. Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?


Работа с текстом по парам. Взаимосвязанная групповая работа. Составление кластера.

10 минут

Жигсо 1.

4.

Закрепление нового материала1.Анализ произведения по методике Ильина

Беседа. Усложняющиеся вопросы по спирали таксономии Блума. Дискуссия.


10 минут

Методика Ильина:«Деталь. Вопрос. Проблема.»

5.

Рефлексия

Техника «Рефлексивная мишень»





Самоанализ

6.

Подведение итогов.

Озвучивание «Листа самооценивания»

Ведется на протяжении всего урока.


«Лист самоконтроля»



Самооценивание


Последующие задания

Сочинение-эссе. Темы на выбор: «Героический поступок в мирное время Марии Нарышкиной», «Педагогический и гражданский долг Марии Нарышкиной», «Выбор всегда за вами, молодой человек…».