СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русской литературе и литературному чтению по жизни и творчеству А.П.Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится учебно-методический материал по жизни и творчеству писателя, а также краткая хроника жизни и творчества

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе и литературному чтению по жизни и творчеству А.П.Чехова»


Тема урока Антон Павлович Чехов(1860 – 1904),

Вид урока: практическое занятие тип урока: комбинированный с использованием интерактивных методов обучения м/медиа

Цели урока: учебная : учебная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством_Антона Павловича Чехова, дать представление о развитии истории и литературного процесса в период 19-20 веков в России, практическая- межличностное общение на русском языке, и т.п. Развитие навыков общения - умение начать разговор, поддержать его, побудить партнера к его продолжению, вести диалог в соответствии с реальной ситуацией общения

Воспитательная: воспитать любовь к русскому языку и литературе, способствовать развитию познавательной, творческой активности обучаемых, формированию их нравственно-эстетических ориентаций, развивать целостное отношение к миру на основе гармоничного соотношения национальных реалий и общечеловеческих ценностей, а также совершенствованию навыков активной, эмоционально-образной русской речи.

Место проведения : кабинет

Межпредметные связи: психология, узбекский язык, этика, эстетика, история, русский язык

Дидактический материал, используемая литература, оборудование: Русский язык. ЗР Джураева, Ташкент, м/м, файловые работы по русской литературе, портрет, «Психологическая и тематическая разгрузка», портреты, дополнительная учебная и учебно-методическая литература с Россотрудничества, хронологические таблицы по жизни и творчеству русских классиков, Справочники по литературе

Организационный момент : Приветствие, запись темы на доске, перекличка, рапорт дежурного. Беглый осмотр внешнего вида учащихся, готовность к уроку, наличие учебных принадлежностей

Вступительное слово учителя: Вклад в мировую литературу 19 века. Обращение внимания на портрет (учащиеся дают предварительную характеристику классику, некоторые моменты записываются, потом в процессе знакомства сравниваются)

прозаик, драматург. Родился в г. Таганроге 17 января 1860г

 Отец – Павел Егорович Чехов (1825 – 1898 г.г.). Мать – Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 – 1919 г.г.)

Братья и сестры: Александр – литератор, лингвист (1855 – 1913 г.г.); Николай – художник (1858 – 1889 г.г.); Михаил – писатель, юрист (1868 – 1936 г.г.); Иван – учитель (известный московский педагог) (1861 – 1922 г.г.); Мария – художница-пейзажистка (1863 – 1957 г.г.). Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми.

 Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно-патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

Мать – Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».

В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.

В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться. Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где он слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других

В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом – Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».

После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас – город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

С весны 1885 года семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска (Чеховская Истра), к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.

По возвращении в Москву, в 1886 году, Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д.В.Григоровича, едет в Петербург, выразить свое почтение и признательность. В Петербурге он неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время».

Сборники произведений этого времени — «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.

В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики.

Ф. А. Корш — страстный любитель театра, сочинитель и переводчик пьес, весьма предприимчивый человек, выстроил в 1882 году театр в Богословском переулке за очень короткий срок. За десятилетнюю деятельность театра, в котором играли знаменитые В.Н. Давыдов, Глама-Мещерская, Рыбчинская, Мартынова, Кошева, Красовская, составлявшие редкий актерский ансамбль, спектакли посмотрело более полутора миллиона зрителей, а пьес было поставлено более пятисот. Главная заслуга Корша состояла в том, что он ввел утренние общедоступные спектакли из классического репертуара, которые охотно посещала молодежь.

19 ноября состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.

В Петербурге «Иванов» шёл в несколько исправленном виде.

В 1888 году семья Чеховых поселяется на Луке, близ Сум, Харьковской губернии, на даче помещиков Линтваревых, чтобы провести там весну и лето. Чехов нуждался в новых местах и новых сюжетах для своих произведений, и, к тому же, кашель все чаще стал мучить писателя. Антон Павлович принимает на даче своих друзей литераторов: Плещеева, Баранцевича, книгоиздателя Суворина. С Сувориным у Чехова завязывается настоящая дружба, длившаяся много лет. Чеховы проводят на Луке еще одно лето, 1889 года, но оно омрачается смертью брата писателя — Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать. После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринекую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший». Пьеса «Леший» была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, и, несколько лет спустя, переделал, дав новое название — «Дядя Ваня».

В доме на Садово-Кудринской написаны также: повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.

И это при том, что в доме почти постоянно были гости. На втором этаже толклась молодежь, звучало фортепьяно, шли разговоры, а в это время на первом этаже Чехов сидел за столом и писал. В этом доме Чехов знакомится с Л.С.Мизиновой, «прекрасной Ликой», как он потом её называл. Очень красивая, веселая, умная, Лика стала любимицей семьи Чеховых. В чеховском доме бывал Петр Ильич Чайковский, Григорович, известные в то время артисты А.П. Ленский и В.Н. Давыдов, издатель Лейкин, писатель Н.С. Лесков. Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил Чайковскому. В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.

В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».

Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

Маршрут Сахалинского путешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыл в порт Одессы, откуда поездом вернулся в Москву.

Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».

Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.

По возвращении Чехов едет в Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки. Но вскоре Чеховы меняют место, переезжая в усадьбу Богимово, принадлежащую местному помещику Е.Д. Былим-Колосовскому. Усадьба была великолепна, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждое утро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не за письменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в три Чехов снова принимался за работу до самого вечера. По вечерам часто приходил в гости один из местных дачников — зоолог Вагнер, впоследствии ставший известным профессором. С ним начинались дебаты на темы вырождения, права сильного и т.д., и именно Вагнер явился прототипом фон Корена в «Дуэли».

В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжает туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».

В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома и территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник – лаконичную летопись мелиховской жизни , отражающей состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.

Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина-Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.

Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бываете редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.

В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, кстати говоря, не всегда желанных и тактичных, Чехов постоянно пишет. В 1894 году он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 году «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.

Вообще же, в мелиховский период (1992–1998 г.г.) созданы: «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.

В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М. Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.

В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «...Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас... Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни». В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. (Чеховский сад) Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 года в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом и морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но, в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это – жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжает В.Г.Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.

Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых – вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце.на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс – считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», – сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер — это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов – его главный автор, а Книппер – исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем – Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву

В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» – это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

2 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Основные произведения:

Сборники:

«Сказки Мельпомены» (1884)

«Пёстрые рассказы» (1886)

«В сумерках» (1887)

«Рассказы» (1888)

«Хмурые люди» (1890)

 Рассказы:

«Каштанка» (1887, опубл. 1888)

«Анна на шее» (1895)

«Дом с мезонином» (1896)

«Ионыч» (1898)

«Моя жизнь» (1896)

 Повести:

«Степь» (1888)

«Скучная история» (1889)

«Палата № 6» (1892)

«Мужики» (1897)

«Драма на охоте» (1884-1885)

Книга очерков «Остров Сахалин» (1893-94, отд. изд. 1895)

Драматургия:

«Чайка» (1896)

«Дядя Ваня» (1897)

«Три сестры» (1901)

«Вишнёвый сад» (1904)

 Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30т. М.: Наука, 1974-80.


Краткая хроника жизни А.П. Чехова

 Родился 17 января 1860г. в городе Таганроге. Отец Павел Егорович – купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. Мать Евгения Яковлевна, урожд. Морозова.

1868 – Чехов поступает в таганрогскую гимназию, помогает отцу в лавке. В 1876 году разорившийся отец уезжает в Москву, за ним следует семья. Оставшись один, Чехов продолжает учиться, зарабатывает на жизнь репетиторством.

1879 – оканчивает гимназию, переезжает в Москву и поступает  на медицинский факультет Московского университета.

1884 – оканчивает университет и, получив звание  уездного врача, занимается врачебной практикой.

1884-1885 – пишет работу «Врачебное дело в России».

С конца 70-х началась литературная деятельность Чехова. Ещё в 1877г. он участвует в гимназическом журнале  «Досуг». В конце 70-х гг. пишет пьесу «Безотцовщина». Одна из первых опубликованных  (1878) юморесок Чехова – «Кому платить (снимок)»  подписана псевдонимом «Юный старец».

В студенческие годы Чехов сотрудничает в различных журналах и газетах («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», в газете «Новости дня» и др.), подписываясь разными псевдонимами, чаще всего – Антоша Чехонте.

1884 – выходит первая книга рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». Далее: «Пёстрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).

1890 – поездка на остров Сахалин. Чехов проезжает через всю страну, на Сахалине изучает жизнь каторжных и ссыльных, проводит перепись населения острова. Итогом сахалинских впечатлений явилась очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893-1894, отд. изд. 1895). По-своему отразились сахалинские впечатления и в художественных произведениях, в рассказах «В ссылке» (1892), «Убийство» (1895), особенно в повести «Палата № 6» (1892).

Во второй половине 80-х гг. начинает активно заниматься драматургией, пишет драматический этюд «Калхас» («Лебединая песня», 1887), водевили, пьесы «Иванов» (1887-89, опубл. 1889), «Леший» (1889, опубл. 1890; переделана затем в пьесу «Дядя Ваня») и др.

В 90-е-900-е гг. Чехов совершает несколько поездок за границу. На обратном пути с о. Сахалин он плывёт на пароходе через Индийский океан; выезжает в Европу в 1891г., 1894, 1897-98, 1900-01 и – в последний раз – в 1904г.

1892 – Чехов покупает имение Мелихово, недалеко от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Здесь он помогает местным крестьянам как врач, строит школы, выезжает в губернии, охваченные голодом (1892), работает участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвует во всеобщей переписи населения (1897).

1896 – пьеса «Чайка» (провал на сцене Александрийского театра).

1897 – «Дядя Ваня».

1900-01 – «Три сестры»

1903-04 – «Вишнёвый сад».

1898 – Чехов переезжает в Ялту. Здесь встречается с Л.Н.Толстым, М.Горьким, И.А.Буниным, А.И.Куприным, И.И.Левитаном.

1901 – женится на артистке МХТ О.Л.Книппер.

1904 – Антон Павлович Чехов уезжает для лечения от туберкулёза в Германию, на курорт Баденвейлер, где умирает 2 июля 1904 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 





























Тема: М.А.Шолохов «Донские рассказы»

Цели:

Рассмотреть, как разрешает проблему выбора главные герои М.Шолохова , например, «Тихий Дон» Григорий Мелехов.

Формирование жизненной позиции учащихся.

Развитие мышления учащихся, развитие устной речи, развитие навыка рефлексировать.

Оборудование:

Презентация к уроку.

Выписки из романа.

Портрет М. Шолохова.

Работа учащихся ведётся в группах.

План занятия:

Налаживание взаимоотношений с учащимися.

Постановка проблемы урока.

Индукция: построение ассоциативных рядов, работа с текстом.

Конфликт (Цитаты из текста.)

Просмотр фрагмента кинофильма.

Социоконструкция. Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос.

Социализация.

Рефлексия.

                                                     Ход урока:

Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор?

Как часто?

В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор.

Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?

/обстоятельства, среда, цель, «я сам»/

Существует две точки зрения:

 Выбор человека зависит от обстоятельств. « Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми». Фалес. Древнегреческий философ.

 Человек сам творит свою судьбу. « Люди хозяева своей жизни» у. Шекспир.

Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор?

И подтема сегодняшнего занятия - «Сам ищу выход»

2. Герой и обстоятельства – вечная тема в искусстве и литературе.

Предварительный мини рассказ учителя о сюжете…

Своего главного героя МА Шолохова , н-р, в романе «Тихий Дон» Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. «Сам ищу выход», «Блукаю я , как метель в степи…»,- говорит о себе Григорий.

Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?

/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/

3. Григорий Мелехов ищет свой выход.

Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас этот герой.

Это могут быть какие-либо образы, природные явления.

Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли?

Чтение определения слова ассоциации.

Пример ассоциации к образу Натальи.

Время выполнения задания 2 минуты. Можно обсудить в группе.

Прочитать, что записали.

 4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить.

       ...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости,,

Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

 

Прочитать. Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

5. Работа с текстом.

Задание: ( предварительное) прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?

«Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…

Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий».

«Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение».

«Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».»

«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда – сюда качался».

«Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по – новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём».

«Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить».

«От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы».

       Прочитать, что подчеркнули. Объяснить, почему.

Каким был выбор героя? За каждым эпизодом – трагедия и драма. Но к чему же пришёл Григорий?

Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью.

«Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось».

И вновь вопрос: Что же делать?

6. Слайд 5 отрывок из кинофильма. Финал. Просмотр.

К чему же пришёл Григорий?

/ куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью./

В своих записях:

Записать, озвучить.

7.Написание сиквейна. Слайд 6

О каких понятиях шла речь сегодня?

Выбор, судьба, душа, верность, трагедия, дом.

Каждая группа произвольно выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно на один из вопросов по выбору.

 

6. Да, сложен был выбор героя.

Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате своих метаний?

/Ни к кому не примкнул, потерял своих родных и близких./

Одна из самых трагических потерь – Аксинья.

Прочитать слова со слайда.

И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.

7. Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма «Тихий Дон», а к вам ещё одно задание: составить вопросы к этому эпизоду.

Прочтение вопросов. Дать ответы на поставленные вопросы.

8. Написание сиквейна.

Вопрос: О каких понятиях шла речь на занятии.

Учащиеся называют, учитель записывает их на доске.

Задание: выбрать одно понятие и написать сиквейн.

Можно обсудить результат в группе.

Прочтение сиквейнов.

9. Выбор Григория был сложен.

Вопрос: Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал свою судьбу?

Вопрос обсуждается в группах. Даётся один ответ от группы.

(Если позволяет время, дается письменное задание, затем ответы учащихся читаются)

10.Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.

Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?

11. В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: « В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». Впереди у вас очень долгая и трудная жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши решения были бы правильными.