СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку , 5 класс на тему "Урок развития речи. Ситуация общения: тема, адресат, место, цель Речь монологическая и диалогическая"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:     ознакомить с понятиями  « монолог» и « диалог»,  дать  представление 

о  составляющих  элементах общения  и  речи;  обучать  грамотному  общению в

зависимости  от  ситуации,  пользуясь  таблицей; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения.

проверить умение учащихся составлять диалоги на различные темы, учитывая ситуации общения; формировать навыки разыгрывания диалога, развивать навыки оформления диалога на письме; воспитывать толерантность учащихся по отношению друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку , 5 класс на тему "Урок развития речи. Ситуация общения: тема, адресат, место, цель Речь монологическая и диалогическая"»

Разработка урока по русскому языку , 5 класс

Тема: Урок развития речи. Ситуация общения: тема, адресат, место, цель Речь монологическая и диалогическая. Составление и разыгрывание диалогов этикетного характера по данной ситуации общения.

Цели: ознакомить с понятиями « монолог» и « диалог», дать  представление 

о  составляющих  элементах общения  и  речи;  обучать  грамотному  общению в

зависимости  от  ситуации,  пользуясь  таблицей; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения.

проверить умение учащихся составлять диалоги на различные темы, учитывая ситуации общения; формировать навыки разыгрывания диалога, развивать навыки оформления диалога на письме; воспитывать толерантность учащихся по отношению друг к другу.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: записи на доске, учебник по русскому языку для 5 класса под ред.

Т.А. Ладыженской , раздаточный материал ( таблица одна на парту).

Тип урока: вводный,урок-беседа

Ход урока

Хорошую речь хорошо и слушать.

Народная мудрость

Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

Сократ



I.Организационный момент

1) Пепекличка

2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.



II.Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

  2. Упр. 6, стр. 6

Беседа ( репродуктивная ):

- Что такое язык- Какая его основная функция?

- Какие средства общения вы знаете, кроме языка-

- Сколько в мире существует языков?

- Какая главная особенность русского языка?

- Объясните.чем отличаются язык и речь?

- Какое бывает общение? Объясните.





  1. Учитель:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
(В. Шефнер)

  • Как вы можете объяснить эти слова?

  • Какие из пословиц о языке, о речи вы запомнили из предыдущих уроков?

  • -Какова же цель урока?( Дети с помощью учителя ставят цели и задачи урока)

III. Объяснение нового материала

1. Беседа

  • Чем является язык с точки зрения общения? (Средством)

  • Какими  способами  при  помощи  языка  мы  можем  донести  ин-формацию? (Письменно и устно)

  • Представим себе различные ситуации (темы).

2. Таблица (одна на парту)

  • Во всех ли ситуациях вы будете рассказывать одинаково?

  • Чем эти ситуации отличаются?

Памятка

  1. Внимательно слушайте выступающих, не перебивая их.

  2. Обращайтесь к ним вежливо.

  3. Говорите ясно, точно излагая свою мысль.

  4. Не забывайте о «волшебных словах».

  5. Обязательно здоровайтесь и прощайтесь.


Работа с учебником: Пар. 49, стр.116

Диалог – это разговор двух лиц. ( запись в тетраде)

ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ДИАЛОГА


1) Приветствие.

2) Собственно диалог.

3) Прощание.


1. Темы для составления диалогов (на выбор учащихся)

Написаны на доске:

• Посещение музея, театра. (Обсуждают друзья)

• Зачем нужно хорошо учиться? (Мама и учащийся)

• Что такое коллектив? (Обсуждают друзья)

• Труд и лень. Что я о них думаю? (Муравей и стрекоза)


2. Правила составления диалога

• Время для составления диалога — 10 минут.

• Работа в парах.

• От каждого лица — 4-5 реплик.

• В диалоге высказывать свое мнение, приводить доказательства, делиться знаниями.

• Использовать формулы речевого этикета.

• Использовать реплики для стимулирования, поддержания диалога: «А как ты считаешь?» «Что ты думаешь по этому поводу?» «Поделись своим мнением...»

• Реплики «да», «нет» оцениваются низким баллом.

• Соблюдать нормы литературного языка.

• Грамотно оформить диалог в тетради и разыграть перед классом.

IV.Закрепление материала

Беседа:

- От чего зависит наше общение?

- Что такое диалог?

-Какие правила составления диалога?


V. Домашнее задание

Выучить конспект в тетради для правил.

Выполнить Упр.254 стр.118 ( письменно)


V I Рефлексия ( подведение итогов)

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).