Разработка урока по русскому языку , 5 класс
Тема: Урок развития речи. Ситуация общения: тема, адресат, место, цель Речь монологическая и диалогическая. Составление и разыгрывание диалогов этикетного характера по данной ситуации общения.
Цели: ознакомить с понятиями « монолог» и « диалог», дать представление
о составляющих элементах общения и речи; обучать грамотному общению в
зависимости от ситуации, пользуясь таблицей; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения.
проверить умение учащихся составлять диалоги на различные темы, учитывая ситуации общения; формировать навыки разыгрывания диалога, развивать навыки оформления диалога на письме; воспитывать толерантность учащихся по отношению друг к другу.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: записи на доске, учебник по русскому языку для 5 класса под ред.
Т.А. Ладыженской , раздаточный материал ( таблица одна на парту).
Тип урока: вводный,урок-беседа
Ход урока
Хорошую речь хорошо и слушать.
Народная мудрость
Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.
Сократ
I.Организационный момент
1) Пепекличка
2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.
II.Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
Упр. 6, стр. 6
Беседа ( репродуктивная ):
- Что такое язык- Какая его основная функция?
- Какие средства общения вы знаете, кроме языка-
- Сколько в мире существует языков?
- Какая главная особенность русского языка?
- Объясните.чем отличаются язык и речь?
- Какое бывает общение? Объясните.
Учитель:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
(В. Шефнер)
Как вы можете объяснить эти слова?
Какие из пословиц о языке, о речи вы запомнили из предыдущих уроков?
-Какова же цель урока?( Дети с помощью учителя ставят цели и задачи урока)
III. Объяснение нового материала
1. Беседа
Чем является язык с точки зрения общения? (Средством)
Какими способами при помощи языка мы можем донести ин-формацию? (Письменно и устно)
Представим себе различные ситуации (темы).
2. Таблица (одна на парту)
Во всех ли ситуациях вы будете рассказывать одинаково?
Чем эти ситуации отличаются?
Памятка
Внимательно слушайте выступающих, не перебивая их.
Обращайтесь к ним вежливо.
Говорите ясно, точно излагая свою мысль.
Не забывайте о «волшебных словах».
Обязательно здоровайтесь и прощайтесь.
Работа с учебником: Пар. 49, стр.116
Диалог – это разговор двух лиц. ( запись в тетраде)
ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ДИАЛОГА
1) Приветствие.
2) Собственно диалог.
3) Прощание.
1. Темы для составления диалогов (на выбор учащихся)
Написаны на доске:
• Посещение музея, театра. (Обсуждают друзья)
• Зачем нужно хорошо учиться? (Мама и учащийся)
• Что такое коллектив? (Обсуждают друзья)
• Труд и лень. Что я о них думаю? (Муравей и стрекоза)
2. Правила составления диалога
• Время для составления диалога — 10 минут.
• Работа в парах.
• От каждого лица — 4-5 реплик.
• В диалоге высказывать свое мнение, приводить доказательства, делиться знаниями.
• Использовать формулы речевого этикета.
• Использовать реплики для стимулирования, поддержания диалога: «А как ты считаешь?» «Что ты думаешь по этому поводу?» «Поделись своим мнением...»
• Реплики «да», «нет» оцениваются низким баллом.
• Соблюдать нормы литературного языка.
• Грамотно оформить диалог в тетради и разыграть перед классом.
IV.Закрепление материала
Беседа:
- От чего зависит наше общение?
- Что такое диалог?
-Какие правила составления диалога?
V. Домашнее задание
Выучить конспект в тетради для правил.
Выполнить Упр.254 стр.118 ( письменно)
V I Рефлексия ( подведение итогов)
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).