воспитывать культуру письменной речи.
Формируемые знания:
особенности публицистического стиля, его разновидности;
виды и назначение жанров публицистического стиля;
понятие заметка в газету, её отличительные черты.
Формируемые умения:
формулировать броский заголовок;
формулировать начальное предложение, указывающее на то, что, когда, где произошло;
выражать авторскую позицию, используя риторические вопросы, восклицательные предложения, побудительные предложения;
использовать экспрессивную лексику и другие средства художественной выразительности.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: объяснение, презентация.
Оборудование:
«Русский язык» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова, Г.Б.Мадиева. – Алматы: Атамұра, 2012.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности обучающихся к уроку. Запись в рабочие тетради числа и классной работы.
2. Лингвистическая разминка.
Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения.
Нацеленная, неистово, бакенщик, чабан, прадеды, пращуры, диковинный, быстры, высоки, светский мир.
3. Неистово, чабан, пращуры, диковинный, светский мир.
Неистово - сильно, чабан - овечий пастух, пращуры - предки, диковинный - удивительный, светский мир – противоположный церковному.
II. Определение темы урока.
- Наш урок я хочу начать с кроссворда, который поможет вам сформулировать тему. (Применение игровых технологий)
с | т | а | т | ь | я | |
т | е | м | а | |
и | н | т | е | р | в | ь | ю |
л | е | к | с | и | к | а | |
ь | |
1. Текст, посвященный одной конкретной теме, опубликованный в журнале, газете или каком-либо издании. (статья)
2. Что составляет содержание текста. … - о чём говорится в тексте. (тема)
3. Разновидность разговора, беседы между людьми, при которой используется вопросно-ответная форма. (интервью)
4. Словарный состав языка (лексика)
- Ключевое слово нашего кроссворда – стиль. Значит, сегодня мы будем говорить о каком-то стиле.
- Сколько стилей речи в русском языке? (пять)
- Назовите стили речи? (разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический)
- Название стиля, с которым мы познакомимся на уроке буквально с латинского переводится как общественный (publicus).
- Да, вы уже догадались, что речь на сегодняшнем уроке пойдёт о публицистическом стиле.
- Запишите тему урока: «Публицистический стиль».
- Что вы знаете по теме нашего урока?
- Подберите однокоренные слова к слову публицистический, составьте с ними словосочетания.
Публицистический – публика, публичный, публицист, публицистика.
Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика.
III. Тема урока.
1. § 67. Стр. 230 – признаки стиля.
2. Выпиши слова, относящиеся к публицистическому стилю речи.
Благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, эксклюзив, приоритетный, безнравственность, пирушка, амперметр, головомойка, рейтинг, экстремальный, реформатор.
3. Выпиши проблемы, которые относятся к публицистическому стилю речи.
Построение сложных предложений, выборы президента, решение линейных уравнений, работа администрации города, рейтинг исполнителей современной музыки, использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой, анализ текста, причины катастроф на железной дороге.
IV. Изучение темы «Заметка в газету».
- Зачем человек читает газеты?
Чтобы получить информацию, указать факты. Познакомиться с позицией автора по данному вопросу. Испытать определённые эмоции, чувства.
Всё это характерно для публицистического стиля, разновидностью которого является язык газеты.
Газета существует в мире информации более 300 лет. Другие средства информации не могут заменить её полностью – растут тиражи, появляются газеты самых разных направлений.
В чём преимущество газеты? Актуальность материала, доступность стиля.
Кто – то сказал: «Газета – очень необходимая вещь. Ею можно убить муху. А можно и человека».
И мы понимаем, о чём идёт речь: всем публицистическим произведениям свойственна функция воздействия, все сообщаемые факты получают определённое толкование и оценку, сопровождаются комментариями и выводами.
Бывает так, что, привлеченные броским заголовком, мы покупаем и читаем газету, а прочитав, испытываем разочарование. Каким образом это происходит?
С помощью отбора языковых средств. Значит важно понять, какие особенности имеет язык газеты, как организуется подача информации и воздействия на читателя в газетных текстах и заголовках.
V. Работа над новым материалом.
- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой.
Заметка в газету – краткое сообщение о каком – либо важном и новом факте (событии), интересном и важном для читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем, как и почему. Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий (броский) заголовок, краткость и точность изложения.
VI. Работа над композиционным построением заметки.
- С чего начать написание заметки?
- Написать заметку вам поможет «Памятка»
1. Найди событие, о котором стоит написать.
2. Укажи время, место действия, назови участников.
3. Описывая событие, охарактеризуй участников.
4.Определи и выскажи своё отношение к событию.
- Во многом от заголовка зависит, прочтут или не прочтут заметку, заинтересуются ли данной темой. Заголовок выполняет рекламную функцию, отражает суть заметки.
- Попробуйте понять, о чём пойдёт речь?
«Сезон, откройся» (об открытии курортного сезона)
«Доллар бензину не товарищ» (о росте цен на бензин)
«Заговор против России» (об отношениях РФ с зарубежьем)
«Тарелка – наводчица» (о росте квартирных краж)
- Получили ли вы информацию, прочитав заголовок? Можно ли понять, как автор относится к теме, проблеме?
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
§ 67. Стр. 230 – признаки стиля. Упр. 534.