Тема : Р/Р Подготовка к сочинению с использованием однородных членов предложения:
Что я слышу, вижу и чувствую в лесу».
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, используя все каналы восприятия вижу-слышу-чувствую. Научить учащихся постигать истинный смысл и красоту окружающего через углубленный анализ.
Совершенствовать языковое мышление, пробуждая потребность к поиску, творческому познанию родного слова.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, чтение наизусть, реализация межпредметных связей с литературой, элементы анализа текста, сопоставительный анализ, прием игры, использование аудио и видеоматериала.
Ход урока:
Организационный момент.
Лингвистическая разминка. Определите вид предложений.
Желтые осенние листья, теплый летний дождь; красные, желтые, белые цветы; небольшая серая птичка; маленькие корявые елочки и березки; тягостный, резкий ,одуряющий запах багульника; большие зеленые почки на липе, по нежно-голубому весеннему небу; легкие белоснежные облака;медно-бронзовые стволы сосен; шустрые черноголовые синицы; весенняя торжественная трель.
Объявление темы и постановка учебной задачи.
Слово учителя.
Работа с репрезентативными системами, всеми каналами восприятия восприятия(вижу-слышу-чувствую).
Учитель включает фонограмму «Звуки дневного леса». с записью звуков леса(ребята слушают, закрыв глаза).
Вопрос: Что вы слышите в лесу? (шум листвы, пение птиц и т.д.).
-Представьте картины леса в своем воображении.
-Каким вы представляете лес?
_А теперь посмотрите, каким видят лес художники пера и слова. Совпадают ли их взгляды с вашими?
Демонстрация репродукций картин;
Выразительное чтение стихотворений.
Когда печаль, или невзгоды,
Или тоска сожмет до слез —
Поверь в целительность природы,
Войди под сень густых берез.
И если радость, или счастье,
Или покой в твоей груди,
Или немыслимые страсти —
Ты в лес, как в храм святой, войди.
Входи!
Величественно своды
Сомкнутся где-то в небесах.
Ты не в гостях, ты — часть природы,
И родники в твоих глазах.
Мелькают мысли, словно блики,
Тая хрустальный клад на дне.
Ты слышишь пение и крики,
Ты слышишь звуки в тишине...
Послушай: каркнула ворона,
А дальше крикнула сова,
И слышно где-то отдаленно
Малиновок и соловья.
А где-то там за поворотом
Журчит задиристый ручей,
Над ним склонилась ива гротом:
«То ли он мой, то ли ничей?»
Оставь их!
Вечная загадка
Кому и кто принадлежит.
Тропинка, ни пряма, ни гладка,
Ложится под ноги, бежит...
Но вот открытая полянка.
Здесь столько разной мошкары!
Жужжат, толкутся спозаранку
И до полуденной жары.
Не доверяйся насекомым!
Не избегай жестоких мер
Ни для чужих, ни для знакомых,
Для птицы-мухи, например.
Жужжит пчела, звенит комарик,
Все звуки, звуки, да не те.
Летит, летит воздушный шарик
И исчезает в высоте...
Ты слышишь?
Это звуки белок,
А это — дятлов и сорок.
Не мелочен, а просто мелок,
Журчит беспечный ручеек.
Его холодная водичка
И отрезвляет, и манит,
И где-то есть в лесу криничка,
Прочь от которой он бежит.
Бежит, по камушкам играя,
То плавно, вскользь, то вперекат,
А то, от холода сгорая,
Вдруг превратится в водопад.
Запенят брызги ледяные,
И закипит водоворот,
И берега его родные
Тесны — и новый поворот...
Расслабься!
В озеро лесное
Впал наш мятежный ручеек.
Он не искал себе покоя —
Другим его найти помог.
Здесь рай для птиц: гусей и уток,
Здесь целый день и шум, и гам,
Здесь лебеди растят малюток
По живописным берегам.
И, постепенно превращаясь
В великолепных лебедей,
Они уходят, не прощаясь,
Наверно, как и у людей.
Туман на озеро ложится,
Вступает ночь в свои права,
Затихло все, умолкли птицы,
Лишь слышно, как шумит листва.
Шумит, шумит, но ветер в кронах
Совсем запутался и стих.
Пора любви, пора влюбленных,
Пора, пора закончить стих...
Но нет, еще не все.
Послушай,
Как ухнут совы невпопад,
И какофонию лягушек,
И стрекотание цикад.
Услышь вдали рычанье волка,
А еще дальше — слабый вой.
Наверно, все.
В стогу — иголка,
А в этом мире — мы с тобой...
(И.Андржеевская).
(Можно использовать слайд – презентацию).
Работа с различными позициями восприятия, выраженными в тексте.
- (-Я сам; зритель)
-(я-ассоцированный , -пень,-дождь,-лист).
-(я- беспристрастный наблюдатель-зеркало).
-Заслушать образец сочинения «Я желтый осенний лист» (написан учителем или сильным учеником).
Тренировочная игра «Снежный ком».
Устно построить текст, проговаривая каждое предложение.
Например:
Учитель задает позицию: В солнечное утро, летом, ты идешь в лес. Ученик продолжает: В солнечное утро, летом, ты идешь в лес. И добавляет свое предложение. Далее работают по цепочке.
Сопоставительный анализ. Сравнение своеобразия созданного учениками текста с красотой своеобразия текстов известных писателей.
Текст. Какая бывает роса на траве.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(Л. Н. Толстой).
Домашнее задание: написать сочинение- эссе, выбрав определенную для себя позицию.
Я (сам) гуляю по лесу.
Я -лес. Я – пень. Я – дождь и т.д.
Я беспристрастный наблюдатель (зеркало).