10 класс Тема урока: «Правописание частицы не с разными частями речи»
Ход урока
1. Организационный момент
- Собирает на звонок
На замечательный урок.
Подровнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли,
Улыбнулись и присели.
Ребята, у меня на доске записан пример, решите и скажите, как можно его соотнести с сегодняшней датой.
2017-2000=17 (лет)
- Даю подсказку «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Константин Георгиевич Паустовский
Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Орфоэпический минимум (у доски ученик) с самопроверкой
- Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа Дмитрия Лихачёва.
2. Выход на тему, целеполагание На слайде слова Дмитрия Лихачёва.
(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)
Задание:
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. (ответы детей)
- Ребята, сформулируйте тему урока.
Тема: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»
-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (морфология и орфография)
- Сформулируйте цели нашего урока
Цели:
- вспомнить, систематизировать и углубить знания о написании не с разными частями речи;
- научиться применять полученные знания на практике
Работа в мини-группах, в парах.
-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания "не" с разными частями речи и составить самим таблицу-схему " Правописание не с разными частями речи", которую можно будет использовать для систематизации материала.
( Работа с таблицами)
-Время вышло, проверим по эталону (на партах лежат файлы с таблицей-эталоном на белых листах)
Правописание не с различными частями речи.
Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е | Причастия | Глаголы и деепричастия |
слитно | раздельно | слитно | раздельно | слитно | раздельно |
Без не не употребляются Неряха, нелепый, небрежно | Противопоставление с союзом а Не друг, а враг | Без не не употребляются Недоумевающий | Краткое причастие Не распечатан, не скошена | Без не не употребляются Нездоровится, но | Всегда Не рисует Не видя не поздоровится |
Можно подобрать синоним неправдивый=лживый неправда=ложь невеселый = грустный невысоко= низко | Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не Вовсе не красивое платье | Полное одиночное (нет зависимых слов) Нерешенный пример,ненаписанное письмо | Противопоставление с союзом а Не законченная, а только начатая работа | | |
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти | Сравнительная степень: не лучше, не умнее | | Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот) Еще не скошенная трава | | |
Отрицательные наречия: негде, некуда | С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан | | | | |
Подведем итог вашей работы. (ответы детей по очереди)
- Не является частицей и пишется раздельно в следующих случаях:
с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
с числительными
с местоимениями
с прилагательными и наречиями в сравнительной степени
с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
Запомните: не пишется раздельно с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по - товарищески.
Задание на повторение имеющихся знаний ( вписать в таблицу слитно/раздельно): Проверка устно
(не)людимый | слитно (прил. |
трава (не)скошена | раздельно (крат. прич) |
(не)взирая на трудности | слитно (предлог )можно заменить синоним-м предлогом- вопреки чему-то |
отнюдь (не)святой | раздельно (прил. сигн. слово - отнюдь) |
(не)разгаданные тайны | слитно (прил. синон-м - загадочные) |
(не)высоко, а низко | раздельно ( нареч. противоп-е) |
(не)смотря на плохую погоду | слитно (предлог) = вопреки |
(не)было видно | раздельно (глагол) |
Подведём итог :
Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями).
Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА).
Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании - (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.)
Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один опознавательный признак, которые мы повторили не подходит)
В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий)
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
Как сформулируем следующий этап нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа).
Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм, таблицу-схему)
Реализация построения проекта.
- Запишите , пожалуйста, предложение
I. Несмотря на усталость, мы с удовольствием продолжали урок. (нет прямого значения слова, нельзя сказать: смотря на усталость…)
1. Можно заменить словом вопреки = вопреки усталости, мы с удовольствием продолжали урок.
2. Следует от этого сочетания задать вопрос = Несмотря (на что?) на усталость.
-Какой мы задавали вопрос и к какой части речи относится это сочетание?
(вопрос косвенного падежа и относится к существительному и в этом случае является предлогом
- Запишите еще одно предложение
II. Шёл, не смотря на прохожих, и думал о своём.
Можно заменить сочетание не смотря – словом вопреки? Нет! Но можно заменить – не глядя. = Шел, не глядя на прохожих.
Следует от этого сочетания задать вопрос = Шел (как?), не смотря
-Какой мы задавали вопрос мы задавали и к какой части речи относится это сочетание?
(вопрос деепричастия и относится к глаголу)
Работа в группах
-На основе имеющегося материала составьте, пожалуйста,
I группа - алгоритм - «Слитное и раздельное написание сочетаний Несмотря на и Невзирая на
II группа кластер «Как отличить предлог Несмотря на от деепричастия Не смотря
В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить
МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ
ДА - СЛИТНО НЕТ- РАЗДЕЛЬНО
Несмотря на жару=вопреки жаре Не смотря ни на кого(Не глядя ни на кого)
Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям
1. - Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем слитно).
2. Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение? (Да)
3. Как преодолеть затруднение в выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи? (Обратиться к знаниям, алгоритму, кластеру)
Закрепление во внешней речи. ( в парах )
- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.
(Не) разгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).
Он ехал (не)спеша. (с деепричастием пишем раздельно).
Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно).
Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).
Ты мне ничего (не)должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно).
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. ( эталон распечатан и лежит в файле)
- По результатам выполнения самостоятельной работы Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да).
- Как проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание)
Самостоятельное выполнение теста задания 7 из ЕГЭ (на раздаточном материале)
Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.
1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское. | А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно |
2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву. | Б. Краткое прилагательное, пишется слитно |
3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь. | В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно |
4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей. | Г. Деепричастие, пишется раздельно |
5. Брак сей был (не)счастлив. | Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним |
6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома. | Е. Входит в состав предлога, пишется слитно. |
(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)
Проверка по эталону
Выставление отметок в оценочный лист
Рефлексия Вернуться опять к целям
Достигли ли мы те цели, к-е ставили в начале урока? (Да)
Составить СИНКВЕЙН по группами
Частица
Слитное, раздельное
Отрицает, дополняет, усиливает
Служебная часть речи
Слово.
Д/З НЕТ (неделя без Д/З)
Самостоятельное выполнение теста :
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
Б) Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.
В) Окно на кухне было (не)занавешено.
Г) (Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как
можно лучше.
Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.
Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.
Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.
В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А) Нужная книга (не)прочитана.
Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.
В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.
5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.
В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.
6. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.
1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2
7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.
1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4
(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)
8. Рефлексия учебной деятельности.
Вернуться к целям
- Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ с разными частями речи)
- Оцените свою деятельность на уроке и выставьте себе отметки в оценочные листы
Тест № 2 Ф.И. _________________________________________
Самостоятельное выполнение теста :
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.
Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.
Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.
В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А) Нужная книга (не)прочитана.
Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.
В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.
5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.
В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.
6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.
1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2
7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.
1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4
Ф.И. __________________________________________
Задание на повторение имеющихся знаний ( вписать в таблицу слитно/раздельно):
(не)людимый | |
трава (не)скошена | |
(не)взирая на трудности | |
отнюдь (не)святой | |
(не)разгаданный тайны | |
(не)высоко, а низко | |
(не)смотря на плохую погоду | |
(не)было видно | |
Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).
Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).
Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).
Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).
Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).
Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).
Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).
Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).
Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).
Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).
Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).
Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).
Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).
Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).
Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).
Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.
(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)
Проверка по эталону
Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.
(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)
Проверка по эталону
Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.
(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)
Проверка по эталону
Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.
(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)
Проверка по эталону