Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. - На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. | Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок. | Регулятивные: -нацелить на успешную деятельность. Личностные: -проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. |
Орфографическая минутка | - Открываем тетради, записываем дату и классная работа. - Запишите слова под диктовку: Льет, погода, сентябрь, желтеют, опадают, листопад, грустный, дождь, косяки, ненастье, облака, журавли. - Выделите орфограммы в словах. - Проверьте правильно ли вы написали слова. Слайд со словами. - Назовите орфограммы, которые вам встретились в этих словах. Вывод: Мы повторили написание некоторых словарных слов и закрепили знания об орфограммах. | Пишут слова в тетрадь. Выделяют орфограммы в словах. Самопроверка со слайда. Называют орфограммы. Безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова, буквосочетание СТ, разделительный мягкий знак, непарные согласные. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) |
Актуализация опорных знаний | - Назовите части речи, которые вы использовали на орфографической минутке. - Как вы их определили? На слайде 4 картины времен года. - Если бы вам предложили с помощью слов из орфографической минутки составить рассказ по картине, то какой пейзаж вы бы выбрали? - Попробуйте составить по картине несколько предложений, не употребляя имен существительных. - А теперь попытайтесь составить несколько предложений без глаголов. Получилось? - Почему не получилось? - Какой сделаем вывод? Вывод: значит, все части речи важны и нужны. - Составьте несколько предложений по картине «Осень» с использованием слов из орфографической минутки. - Запишите самостоятельно 2-3 предложения - Какие части речи вам понадобились? - Знаете почему у вас получился красивый рассказ? Навела порядок в словах королева Морфология. -Послушайте сказку. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не обойтись»,- решили слова. Позовем-ка мы на помощь королеву Морфологию! - Кто из вас обозначает предмет? - спросила королева. - Мы обозначаем предмет,-ответили они. - Становитесь под знамя «Имя существительное», - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от значения, объединились под своими знаменами. Именно от Морфологии зависит, в каком порядке, в каких доспехах, должны выступать преданные ей слуги. - Какие еще слуги есть у королевы? - О каких нарядах, доспехах идет речь? Вывод: все части речи имеют свое значение. | - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - По вопросу. - Пейзаж осени. Составляют предложения. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают сказку. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Частица, предлог, союз. | Познавательные: - выбирать наиболее эффективные пути действий Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знать основные моральные нормы работы в паре. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Систематизация знаний | По дорожке, по дорожке По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.) На слайде пословицы и слова для справок. - В пословицах пропущены слова, вам нужно в паре обсудить и выбрать подходящие по смыслу слова, вставить на место пропусков, надписать, какой частью речи они являются, записать пословицы в тетрадь. Сердцематери лучше солнца греет. Рукам работа- душе праздник. Поздновстанешь-мало сделаешь. Человек трудолюбивый самыйсчастливый. Слова для справок: праздник, поздно, сердце, счастливый, солнце. - На какую орфограмму все пропущенные слова в пословицах? - Как ее решили? Вывод: чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта непроизносимая согласная звучала отчетливо. «Деловая минутка» - Посмотрите на слайд, из стиха вам нужно выписать предлоги за 1 минуту. Птицы в клетке, Листики на ветке, Кошка за столом, Садик за углом, Книжка у подружки, Песенка о друге, Заяц без хвоста, Устный счет до ста. В гости к дяде Коле, Рассказать о школе. - Можем мы обойтись без служебных частей речи? Почему? - Что знаем о предлогах? - Как они пишутся со словами? Самостоятельная работа. Открываем учебник на с. 55, упр. 142. Прочитайте задание. Прочитай начало предложения и закончи его. Для этого добавь еще несколько слов, которыми раскрой мысль от своего имени, от первого лица. - Открываем тетради на печатной основе на с. 43. Помни об «окошках» и запятых при перечислении, если оно у тебя будет. Я люблю____________________. С помощью отрицательной частицы вырази противоположное значение: люблю-_________. Я _______ люблю __________________________. - Кому не понятно задание? Работаем самостоятельно. - Прочитайте, что у вас получилось. - Какие самостоятельные и служебные части речи вы использовали, а какие - нет? Вывод: мы с вами вспомнили служебные части речи, вспомнили их написание и их значение . | Повторяют действия учителя. Работа в паре, обсуждение и выбор подходящих слов. Отвечают на вопросы учителя. Выписывают предлоги из текста. Самостоятельная работа в ТПО. Проверяют совместно с учителем. | Регулятивные: -уметь действовать по плану и планировать свою деятельность; - контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: - искать и выделять необходимую информацию, применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью ИКТ- технологий. Личностные: - проявлять готовность к сотрудничеству. Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Подведение итогов урока.Рефлексия. Домашнее задание | - Что узнали о словах интересного? - Какое значение имеет имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Какие служебные части речи вы можете назвать? Рефлексия Прием «Незаконченные предложения» Учащимся предлагает закончить ряд предложений. 1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. 2. Я думаю, что уроки русского языка проходят…… 3. Больше всего на уроках русского языка я люблю…. 4. Мне не очень нравится…… 5. Если бы я был учителем русского языка, я бы 6. Мне сегодня понравилось… 7. Мне не понравилось сегодня… упр. 144. – Для выполнения задания вам придется обратиться к памятке «Как узнать строение слова» на с. 133. | Отвечают на вопросы учителя. Продолжают незаконченные предложения. | Познавательные: - устанавливать логическую цепь рассуждений, доказательств, - выстраивать логическую цепь рассуждений; Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |