Органи зацион ный этап. | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространс- тво деятельности на | Приветствие. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Долгожданный дан звонок Начинается урок. - Открыли тетради, пишем число, классная работа. - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку: Зимой — с седой бородой, Летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес) - Правильно, молодцы! ( слайд № 2) | Проверяют свою готовность. Отгадывают загадку. | Готовность к деятельности, положитель- ная эмоциональ- ная направлен- ность. |
Подготовка к усвоению нового материала Актуализация знаний уроке. | Повторе ние изучен ного материала, необходи мого для «открытия нового знания». Словарная работа. | - На какую букву начинается слово «лес» ( на эль) - Пропишите красиво заглавную и строчную буквы Лл На второй строчке пропишите слог ле. На третьей строчке – слово лес. -Молодцы. - Итак, заходим в лес, кто же нам встретился на пути??? (Ежик) (слайд № 3) -Давайте мы поможем ему собрать грибы, для этого вам нужно правильно собрать пословицу. Прочитайте , какие слова даны. Дерево живёт корнями, а человек друзьями. (слайд № 3) - Как вы её понимаете? (Для человека друзья почти такая же опора в жизни, как и корни для дерева). | Работа в тетради. Прописывают буквы, слог, слово. Чтение про себя, затем вслух хором. Учащиеся работают с предложением. Объясняют смысл пословицы. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
Поста новка учебной задачи | Мотива ция к пробному учебному действию, выявле ние и фиксация затрудне ний в индивиду альной деятель ности каждого. | - Какие еще значения у слова корень вы знаете? 1) подземная часть растения; 2) внутренняя часть зуба, волоса, ногтя; 3) часть слова. (слайд № 4) - Слово корень - многозначное: - Как вы думаете, о чем на уроке мы будем говорить с вами. (о корне) - Тема нашего урока: «Корень слова. Однокоренные слова». (слайд № 5 ) Мы научимся с вами находить однокоренные слова и выделять в них корень. А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах? Если мы будем знать, что такое корень слова и уметь находить его и Где вам это пригодится? Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то… (слайд № 6 ) | Называют значение слова «корень». Определяют тему урока. | Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Откры тие «ново го» знания Первичная проверка понимания Закрепление. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и проверка знаний | Организа ция наблюде ния над однокоренными словами, значением корня. Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие. Достижение результата | - Мы подошли к пруду. Кто нас здесь ожидает? (водяной) (слайд № 7) Послушайте его сказку: - Собрались у Воды родственники. Водитель с Водяным Водомерка с Водорослями разыгралась. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. - К кому пришли гости? (к воде). Назовите всех её гостей: Вода, водяной, водомерка, водоросли, водитель. (слайд № 8) Объясните значение слова водомерка. Водомерка - небольшое насекомое с тонким телом и длинными ногами, способное быстро передвигаться по воде. -Что такое водоросли? Водоросли - это низшие водные растения, которые в зависимости от вида либо прикрепляются к подводным поверхностям, либо свободно живут в воде. -Кто такой водяной? Водяной – хозяин вод, повелитель существ, живущих в воде; - Кто же оказался чужаком среди гостей воды? (водитель) - Почему водитель? (значение этого слова не связано с водой) - Какое значение данных слов, с чем они связаны?( с водой) Слова, близкие по значению называются родственными. - Запишем в тетради с красной строки через запятую родственные слова. - Какое слово не будем писать? (водитель). Вода, водяной, водомерка, водоросли. - Найдите общую часть в этих словах? (вод) Общая часть в словах называется корнем и выделяется дугой. (Учитель вывешивает табличку со словом корень и обозначением «дуга») (слайд № 8) - Берем простой карандаш и выделяем корень в словах. (Учитель показывает на доске) . -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.) - Какое значение в жизни человека имеет вода? (Ответы учеников). -Откройте учебники на странице 80, прочитайте правило в рамке про себя. ( один ученик читает вслух). - Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим наше путешествие. Физ. минутка (про медведя.) - Кого же мы встретили дальше? (медвежонка). (слайд № 9) - Он просит вас помочь собрать ягоды. Для этого вам нужно в первую корзинку собрать однокоренные слова с корнем дождь, а в другую с корнем корм. - В тетради запишите слова с корнем дождь в одну стоку, а с корнем корм в другую. - Выделите в словах корень, обозначьте ударение. На доске записаны однокоренные слова . Найдите ошибки и исправьте. - На что вы обращали внимание, когда находили корень? Выполнение задания в рабочей тетради На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева записано слово лес) -Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. (Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница) - Что объединяет эти слова? Что у них общего? Можно ли сказать, что они близки по значению? Какую общую часть они имеют? Упражнение по учебнику самостоятельно. | Дети следят по листочку. Отвечают на вопросы по сказке. Запись родственных слов в тетради. Выделение корня . Значение воды в жизни человека. Чтение правила про себя, затем вслух учеником. Нахождение однокоренных слов. Обосновывают свой выбор, опираясь на определение, признаки. Сам. работа | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Сформулировнное правило, представлен ное в громкоречевой форме и графической . Выполнение задание |
Подведение итогов урока Рефлек сия Домаш нее задание | Осознание учащими ся своей учебной деятель ности, самооцен ка деятель ности | - Давайте подведем итог урока. Что такое корень слова? Какие слова называются родственными или однокоренными? По каким признакам мы найдём однокоренные слова? Приведите пример однокоренных слов. А теперь прошу вас выбрать 1 из смайликов. 1.-Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. 2.-Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь. 3.-Вы считаете, что было трудно на уроке. Домашнее задание. (слайд № 10) Упр. 5,стр. 81. Напишите свои примеры однокоренных слов, выделите корень. МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! | Отвечают на вопросы. Дают самооценку. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |