Русский язык
Класс:4-а
Дата: 06.10.2016 г.
Тема урока: Состав слова. Значимые части слова.
Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Формируемые УУД:
Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного. Актуализация знаний.
Презентация по теме «Состав слова». Фронтальный опрос.
- Что такое основа слова?
- Какие части слова входят в основу?
- Что называется окончанием слова?
- Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными или родственными?
- Что называется приставкой, суффиксом?
2. Каллиграфическая минутка.
Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.
3. Грамматическая разминка.
Выделите корень в записанных словах. Подберите однокоренные слова.
- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. Назовите одним словом сочетание:
Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка). Рыбная ловля (рыбалка). Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак). Ловить рыбу (рыбачить).
Составить предложение со словом рыба. Подчеркните грамматическую основу.
III. Работа по теме урока.
Самостоятельное добывание знаний. Упражнение «Поиск». Упр.№ 78 стр. 51.
- Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу. (учебник, стр.148 ):
Найди и выдели в слове окончание.
Обозначь основу слова.
Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь его.
Выдели приставку и суффикс.
2. Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).
1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №84 стр.54.
2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр.№ 82стр.53.
3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр.№ 88 стр.56
Вывод по теме.
3. Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).
1 ряд - Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):
сторожка «корень + окончание»
сварила «приставка + корень + окончание»
яблоко «корень + суффикс + окончание»
посади «приставка + корень + суффикс + окончание»
2 ряд - Подбери и напиши слова к схемам.
͡ □ («корень + окончание»)
¬ ͡ □ («приставка + корень + окончание»)
͡ ^□ («корень + суффикс + окончание»)
¬ ͡ ^□ («приставка + корень + суффикс + окончание»)
ряд – Выполни упражнение. Упр.№ 87 стр.55.
IV. Физкультминутка V. Самостоятельная работа (по вариантам) .
1вариант. 2 вариант.
избушка тетрадка
ромашка пирожки
близкое зеркало
корзина списал
- Самопроверка работы.
VI. Домашнее задание.
Разобрать слова по составу: бессердечный, позолота, лень, указка, поход.
VII. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
3