Минутка чистописания Определение темы урока Словарная работа Актуализация знаний Словарно-орфографическая работа Целеполагание | Учитель: -Запишем число и «Классная работа». Сегодня 29 октября. -Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи мы будем говорить на уроке? Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, почесался, намылил, умылся, Зевнул, причесался, почистил, побрился. - О какой части речи мы будем говорить на уроке? -Что такое глагол? -В чем особенность стихотворения? -Можем ли мы определить, о ком говорится в стихотворении и когда происходят описанные действия? -Давайте из этого текста выпишем красиво и аккуратно первое предложение. - Взгляните на слайд, здесь написаны слова: Словарь: р..шать, посв..ркать, приг..товить, пож..лать -Спишите слова, вставьте нужную букву, выделите орфограммы и поставьте ударение (работа у доски) решАть, посверкАть, приготОвить, пожелАть. - Что общего в этих словах? - На какие две группы можно разделить эти слова? -Выделите приставку в глаголах. -Так какая тема нашего сегодняшнего урока? -Какую цель поставим? | Учащиеся: -О глаголе - Это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? Что сделать? -Особенность стихотворения состоит в том, что оно из глаголов -Нет Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. списывают слова -Все эти слова являются глаголами -С приставкой, без приставки -Правописание приставок в глаголах -Закрепить умение правописания приставок в глаголах | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков |
Наблюдение над языковым материалом Распределительное Выведение правила детьми Работа с правилом по учебнику Выборочное | Учитель: -А что нужно уметь отличать от приставки? -В чем различие между приставками и предлогами? -А может ли предлог употребляться с глаголом? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята, посмотрите на экран. Прочтите слова. Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. Для этого нужно в тетрадь выписать в первый столбик слова с предлогами, а во второй - слова с приставкой. -Давайте проверим на экране, у всех так? -Определите, какими частями речи являются слова первого столбика с предлогами? -Значит, существительные употребляются с предлогами? -Есть ли среди слов первого столбика глаголы? -А среди слов второго столбика? -А предлоги с глаголами? -Как же ответим на вопрос: может ли предлог употребляться с глаголом? Выделим приставки. -Что такое приставка? -Если приставка – это часть слова, то как она пишется со словами? -И какой сделаем вывод? -Проверим правильность нашего вывода. -Как мы можем это сделать? -Правильно. Открываем учебник на 89. -Совпал ли наш вывод с правилом в учебнике? - Выполним упражнение под номером 1. -Давайте прочитаем задание. -Слово «появился» какой частью речью является? -Значит «по» является предлогом или приставкой? -Почему вы так решили? -Запишите в тетрадь упр. 1 и на следующей строке с красной строки с заглавной буквой запишем слово «появился» и выделим приставку. -Так, следующее слово -Какой частью речью является? -Значит «на» является приставкой или предлогом? -Почему вы так решили? -После слова «появился» ставим запятую и записываем слово «наклеить», выделяем приставку. -Следующее слово -Какой частью речью является? -Значит слово «на» является приставкой или предлогом? -Почему вы так решили? -Запишем мы с вами это слово в тетрадь? -Почему? -Дальше выполняем самостоятельно по такому же принципу. Не забываем выделять приставку. -Проверяем. У всех так? -Что мы с вами только что делали? -Возникли ли у вас трудности, при выполнении этого задания? -Что мы узнали, выполняя это упражнение? | Учащиеся: -Предлог -Предлог пишется раздельно со словом, а приставка- слитно Выполняют Предлоги | Приставки | Во дворе На самолете По дорожке Под землей У дома По лужам | Попрыгать Наливать Пробежать Улететь Поглядеть Намокнуть | Ответы детей -Существительным -Да -Нет -Да -Нет -Нет -Приставка-это часть слова -Слитно -Что глаголы не употребляются с предлогами, а только с приставками. -По учебнику Открывают учебник -Да -Выпиши, раскрыв скобки, только глаголы. Обозначь приставки. -Глаголом -Приставкой -Потому что глагол не употребляется с предлогами -Наклеить -Глаголом -Приставкой -Потому что глагол не употребляется с предлогами -На поляне -Существительным -Предлогом -Потому что существительное употребляется с предлогом -Нет -Потому что по заданию нам нужно выписать только глаголы. Выполняют самостоятельно Ответы детей -Выписывали глаголы и выделяли приставки Ответы детей -Что предлоги схожи с приставками, у глагола нет предлога, а только может быть приставка | Познавательные: Извлечение нужной информации; Коммуникативные: умение слушать, говорить Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков |
Физкультминутка | Сколько на доске глаголов, Столько выполни наклонов, Сколько здесь с приставкой слов, Столько выполни прыжков. | Выполняют физкультминутку | Регулятивные осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий |
Первичное закрепление | Учитель: - Посмотрите на стр. 90 упражнение под номером 2. Что нужно сделать? -Читай первое предложение. - Объясните, как вы напишите. -Докажи. -А во втором случае? -Проверьте правильность написания предложения на экране. -Правильно мы с вами ответили? -Запишите номер упражнения и с красной строки записываем первое предложение. Не забудьте выделить приставку в глаголе, а у существительного с предлогом выделить пробел. -Читаем следующее предложение - Объясните, как вы напишите. -Докажи. -А во втором случае? -Проверьте правильность написания предложения на экране. -Правильно мы с вами ответили? -Записываем в тетрадь - Последнее предложение - Объясните, как вы напишите. -Докажи. -А во втором случае? -Проверьте правильность написания предложения на экране. -Правильно мы с вами ответили? -Записываем в тетрадь -Какую особенность заметили при выполнении упражнения? -От чего это зависит? | Учащиеся: -Прочитайте внимательно. Спишите, раскрывая скобки. -Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. - В первом предложении слово «запечь» напишем слитно, так как это глагол, «за» является приставкой, а приставка с глаголами пишется слитно -Задаем вопрос: решили лисы (Что сделать?) запечь -Пишем раздельно. Кролик из духовки прыг (Куда?) за печь. «За» является предлог. Предлог с существительным пишется раздельно -Да -Сугробы снега вьюги (на)мели, И грузовик, как баржа (на)мели… - В первом предложение слово «намели» напишем слитно, так как это глагол, «на» является приставкой, а приставка с глаголами пишется слитно -Задаем вопрос: вьюги (Что сделали?) намели -Пишем раздельно. грузовик (где?) на мели. «На» является предлогом . Предлог с существительным пишется раздельно -Да Зависело б (от)мыла – Веснушки я б (от)мыла. - В первом случае «от мыла» напишем раздельно, так как мыла - это сущ., «от» является предлогом, а предлог с существительным пишется раздельно -Задаем вопрос: зависело б (От чего?) от мыла -Пишем слитно. Веснушки я б (Что сделала?) отмыла – это глагол, «От» является приставкой, а приставка с глаголами пишется слитно -Да -Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному. -Зависит от того, какой частью речи являлось слово: если глагол - приставка пишется слитно, если сущ. - предлог со словом пишется раздельно. | Познавательные: умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации Коммуникативные: сотрудничества учителя с учениками умение говорить, переработка информации Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения |
Самостоятельная работа | Учитель: -Всегда ли приставки пишутся одинаково? -Какие это приставки? -Вспомните алгоритм написания слов с этими приставками. -Посмотрим на 4 упражнение. Прочитаем задание. Что нужно сделать? -В слово «испугаться» какую букву запишем? -Докажи -Выходи к доске, запиши слово, выдели приставку и подчерки букву, которую вставили, остальные записывают в тетрадях -В слово «распорядиться» какую букву запишем? -Докажи - Выходи к доске. Не забываем выделять приставку и подчеркивать букву, которую вставили. -В слово «справиться» какую букву запишем? -Докажи - Выходи к доске. Не забываем выделять приставку и подчеркивать букву, которую вставили. -В слово «бездельничать» какую букву запишем? -Докажи - Выходи к доске. Не забываем выделять приставку и подчеркивать букву, которую вставили. -Следующие слова выполняем самостоятельно в тетрадях. -Проверяем. У всех так? -Так какие приставки зависят от произношения? -Ребята, сейчас мы будем работать с вами самостоятельно. На экране даны верные и неверные утверждения. Ваша задача поставь «+», если утверждение верное; «-», если утверждение неверное, в таблицу, которая лежит у вас на партах. 1)Приставка оканчивается на з, если корень начинается с буквы глухого согласного. 2)Предлоги не пишутся перед глаголами. 3)Между предлогом и словом нельзя поставить другое слово. 4)Написание приставок, в которых есть гласные «а», «о», пишутся одинаково. 5)Перед звонким согласным в приставке пишется буква «з». -Выполняем. -Проверяем. У всех так? | Учащиеся: - Нет. Существуют приставки, написание которых зависит от произношения. -Это приставки, оканчивающиеся на з- или с-. Называют алгоритм правописания приставок на з- и с-. -Спиши, вставь нужную букву в приставки. -С -Потому что последующая буква согласного глухого звука, поэтому в приставку запишем букву «с» -С -Потому что последующая буква согласного глухого звука, поэтому в приставку запишем будку «с» -С -Потому что последующая буква согласного глухого звука, поэтому в приставку запишем букву «с» -З -Потому что последующая буква согласного звонкого звука, поэтому в приставку запишем букву «з» Выполняют самостоятельно Ответы детей -Приставки на «з» «с» | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Подведение итогов. Рефлексия | Учитель: -Вспомним тему урока. -Употребляется ли глагол с предлогом? -Какую цель поставили? -Достигли мы ее? -Те, кто на уроке сегодня все понял, поднимите зеленый карандаш, а у кого возникли трудности – красный. | Учащиеся: -Правописание приставок в глаголах -Нет. Глагол с предлогами пишется раздельно. -Закрепить умение правописания приставок в глаголах -Да, достигли. | Регулятивные: Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |