СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме:"Правописание приставок в глаголах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме:"Правописание приставок в глаголах"»

УМК: УМК «Начальная школа 21 век», под ред. Иванова С.В. Русский язык, 4 класс, часть 1

Класс: 4

Тема: Правописание приставок у глаголов

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Целевая установка: закреплять знания учащихся о правописаниях приставок в глаголах

Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов:

  • закрепить знания учащихся о правописании приставок в глаголах;

  • содействовать развитию орфографической зоркости учащихся;

метапредметных результатов:

  • Формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

  • Развивать умение работать с разными источниками информации;

личностных результатов:

  • Формировать ценностное отношение к русскому языку;

  • Воспитывать доброжелательность, терпимость;


Оборудование: учебник русского языка УМК «Начальная школа 21 век» под ред. Иванова С.В. Русский язык 4 класс, часть 1, презентация
















Этап

Действия учителя

Действия учеников

УУД

Организационный момент

Учитель:

Приготовьте все необходимое к уроку.

Учащиеся:

Организуют рабочее пространство

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место

Минутка чистописания

Определение темы урока


















Словарная работа





Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа










Целеполагание

Учитель:

-Запишем число и «Классная работа». Сегодня 29 октября.

-Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи мы будем говорить на уроке?

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, почесался, намылил, умылся,

Зевнул, причесался, почистил, побрился.

- О какой части речи мы будем говорить на уроке?

-Что такое глагол?





-В чем особенность стихотворения?


-Можем ли мы определить, о ком говорится в стихотворении и когда происходят описанные действия?

-Давайте из этого текста выпишем красиво и аккуратно первое предложение.

- Взгляните на слайд, здесь написаны слова:

Словарь: р..шать, посв..ркать, приг..товить, пож..лать

-Спишите слова, вставьте нужную букву, выделите орфограммы и поставьте ударение (работа у доски)

решАть, посверкАть, приготОвить, пожелАть.

- Что общего в этих словах?


- На какие две группы можно разделить эти слова?

-Выделите приставку в глаголах.

-Так какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Какую цель поставим?

Учащиеся:











-О глаголе


- Это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать?

Что сделать?

-Особенность стихотворения состоит в том, что оно из глаголов


-Нет

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.









списывают слова


-Все эти слова являются глаголами

-С приставкой, без приставки



-Правописание приставок в глаголах

-Закрепить умение правописания приставок в глаголах

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков














Наблюдение над языковым материалом




Распределительное
















Выведение правила детьми



















Работа с правилом по учебнику



Выборочное

Учитель:

-А что нужно уметь отличать от приставки?

-В чем различие между приставками и предлогами?

-А может ли предлог употребляться с глаголом? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята, посмотрите на экран. Прочтите слова. Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. Для этого нужно в тетрадь выписать в первый столбик слова с предлогами, а во второй - слова с приставкой.

-Давайте проверим на экране, у всех так?


-Определите, какими частями речи являются слова первого столбика с предлогами?

-Значит, существительные употребляются с предлогами?

-Есть ли среди слов первого столбика глаголы?

-А среди слов второго столбика?

-А предлоги с глаголами?

-Как же ответим на вопрос: может ли предлог употребляться с глаголом?


Выделим приставки.

-Что такое приставка?

-Если приставка – это часть слова, то как она пишется со словами?

-И какой сделаем вывод?



-Проверим правильность нашего вывода.

-Как мы можем это сделать?

-Правильно. Открываем учебник на 89.

-Совпал ли наш вывод с правилом в учебнике?


- Выполним упражнение под номером 1.

-Давайте прочитаем задание.


-Слово «появился» какой частью речью является?

-Значит «по» является предлогом или приставкой?

-Почему вы так решили?


-Запишите в тетрадь упр. 1 и на следующей строке с красной строки с заглавной буквой запишем слово «появился» и выделим приставку.

-Так, следующее слово

-Какой частью речью является?

-Значит «на» является приставкой или предлогом?

-Почему вы так решили?

-После слова «появился» ставим запятую и записываем слово «наклеить», выделяем приставку.

-Следующее слово

-Какой частью речью является?

-Значит слово «на» является приставкой или предлогом?

-Почему вы так решили?


-Запишем мы с вами это слово в тетрадь?

-Почему?

-Дальше выполняем самостоятельно по такому же принципу. Не забываем выделять приставку.

-Проверяем. У всех так?

-Что мы с вами только что делали?

-Возникли ли у вас трудности, при выполнении этого задания?

-Что мы узнали, выполняя это упражнение?


Учащиеся:

-Предлог


-Предлог пишется раздельно со словом, а приставка- слитно


Выполняют


Предлоги

Приставки

Во дворе

На самолете

По дорожке

Под землей

У дома

По лужам

Попрыгать

Наливать

Пробежать

Улететь

Поглядеть

Намокнуть

Ответы детей

-Существительным



-Да



-Нет

-Да

-Нет

-Нет



-Приставка-это часть слова

-Слитно



-Что глаголы не употребляются с предлогами, а только с приставками.


-По учебнику

Открывают учебник


-Да



-Выпиши, раскрыв скобки, только глаголы. Обозначь приставки.

-Глаголом


-Приставкой


-Потому что глагол не употребляется с предлогами





-Наклеить

-Глаголом

-Приставкой


-Потому что глагол не употребляется с предлогами



-На поляне

-Существительным

-Предлогом


-Потому что существительное употребляется с предлогом

-Нет

-Потому что по заданию нам нужно выписать только глаголы.

Выполняют самостоятельно

Ответы детей

-Выписывали глаголы и выделяли приставки

Ответы детей


-Что предлоги схожи с приставками, у глагола нет предлога, а только может быть приставка

Познавательные:

Извлечение нужной информации;

Коммуникативные: умение слушать, говорить

Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Сколько на доске глаголов,

Столько выполни наклонов,

Сколько здесь с приставкой слов,

Столько выполни прыжков.

Выполняют физкультминутку

Регулятивные осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

Первичное закрепление

Учитель:

- Посмотрите на стр. 90 упражнение под номером 2. Что нужно сделать?

-Читай первое предложение.




- Объясните, как вы напишите.




-Докажи.



-А во втором случае?






-Проверьте правильность написания предложения на экране.

-Правильно мы с вами ответили?

-Запишите номер упражнения и с красной строки записываем первое предложение. Не забудьте выделить приставку в глаголе, а у существительного с предлогом выделить пробел.

-Читаем следующее предложение




- Объясните, как вы напишите.





-Докажи.




-А во втором случае?




-Проверьте правильность написания предложения на экране.

-Правильно мы с вами ответили?

-Записываем в тетрадь


- Последнее предложение



- Объясните, как вы напишите.






-Докажи.




-А во втором случае?




-Проверьте правильность написания предложения на экране.

-Правильно мы с вами ответили?

-Записываем в тетрадь

-Какую особенность заметили при выполнении упражнения?

-От чего это зависит?

Учащиеся:

-Прочитайте внимательно. Спишите, раскрывая скобки.

-Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь.

- В первом предложении слово «запечь» напишем слитно, так как это глагол, «за» является приставкой, а приставка с глаголами пишется слитно

-Задаем вопрос: решили лисы (Что сделать?) запечь


-Пишем раздельно. Кролик из духовки прыг (Куда?) за печь. «За» является предлог. Предлог с существительным пишется раздельно




-Да







-Сугробы снега вьюги (на)мели,

И грузовик, как баржа (на)мели…

- В первом предложение слово «намели» напишем слитно, так как это глагол, «на» является приставкой, а приставка с глаголами пишется слитно

-Задаем вопрос: вьюги (Что сделали?) намели


-Пишем раздельно. грузовик (где?) на мели. «На» является предлогом . Предлог с существительным пишется раздельно



-Да



       Зависело б (от)мыла –

       Веснушки я б (от)мыла.


- В первом случае «от мыла» напишем раздельно, так как мыла - это сущ., «от» является предлогом, а предлог с существительным пишется раздельно

-Задаем вопрос: зависело б (От чего?) от мыла


-Пишем слитно. Веснушки я б (Что сделала?) отмыла – это глагол, «От» является приставкой, а приставка с глаголами пишется слитно

-Да




-Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному.

-Зависит от того, какой частью речи являлось слово: если глагол - приставка пишется слитно, если сущ. - предлог со словом пишется раздельно.

Познавательные: умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации

Коммуникативные: сотрудничества учителя с учениками

умение говорить, переработка информации

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения

Самостоятельная работа

Учитель:

-Всегда ли приставки пишутся одинаково?

-Какие это приставки?



-Вспомните алгоритм написания слов с этими приставками.



-Посмотрим на 4 упражнение. Прочитаем задание. Что нужно сделать?



-В слово «испугаться» какую букву запишем?

-Докажи

-Выходи к доске, запиши слово, выдели приставку и подчерки букву, которую вставили, остальные записывают в тетрадях

-В слово «распорядиться» какую букву запишем?

-Докажи

- Выходи к доске. Не забываем выделять приставку и подчеркивать букву, которую вставили.


-В слово «справиться» какую букву запишем?

-Докажи

- Выходи к доске. Не забываем выделять приставку и подчеркивать букву, которую вставили.

-В слово «бездельничать» какую букву запишем?

-Докажи

- Выходи к доске. Не забываем выделять приставку и подчеркивать букву, которую вставили.


-Следующие слова выполняем самостоятельно в тетрадях.

-Проверяем. У всех так?

-Так какие приставки зависят от произношения?


-Ребята, сейчас мы будем работать с вами самостоятельно. На экране даны верные и неверные утверждения. Ваша задача поставь «+», если утверждение верное; «-», если утверждение неверное, в таблицу, которая лежит у вас на партах.

1)Приставка оканчивается на з, если корень начинается

с буквы глухого согласного.

2)Предлоги не пишутся перед глаголами.

3)Между предлогом и словом нельзя поставить другое слово.

4)Написание  приставок, в которых есть гласные «а», «о», пишутся одинаково.

5)Перед звонким согласным в приставке пишется буква «з».

-Выполняем.

-Проверяем. У всех так?


Учащиеся:

- Нет. Существуют приставки, написание которых   зависит от произношения.

-Это приставки, оканчивающиеся на з-  или с-.  

Называют алгоритм правописания приставок на з- и с-.


-Спиши, вставь нужную букву в приставки.


-Потому что последующая буква согласного глухого звука, поэтому в приставку запишем букву «с»





-Потому что последующая буква согласного глухого звука, поэтому в приставку запишем будку «с»



-Потому что последующая буква согласного глухого звука, поэтому в приставку запишем букву «с»



-Потому что последующая буква согласного звонкого звука, поэтому в приставку запишем букву «з»




Выполняют самостоятельно


Ответы детей

-Приставки на «з» «с»





















Регулятивные:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель:

-Вспомним тему урока.


-Употребляется ли глагол с предлогом?


-Какую цель поставили?


-Достигли мы ее?

-Те, кто на уроке сегодня все понял, поднимите зеленый карандаш, а у кого возникли трудности – красный.

Учащиеся:

-Правописание приставок в глаголах

-Нет. Глагол с предлогами пишется раздельно.

-Закрепить умение правописания приставок в глаголах

-Да, достигли.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!