СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".»

Конспект урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Омска

Учитель: Плетенкина Светлана Владимировна

Предмет, класс

русский язык, 9 класс (вечерняя школа)

УМК


Программа общеобразовательных учреждений 5-9 классы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Москва «Просвещение» 2011г.

Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва «Просвещение» 2011

Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова

Тема урока

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тип урока

Урок ввода новых знаний

Оборудование

Экран для показа презентации, раздаточный материал, маршрутный лист

Цель урока


Формирование умений определять смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного, ставить двоеточие.

Задачи

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие:

1. Повторить основные сведения о бессоюзных сложных предложениях.

2. Формировать умения и навыки правильной постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. 3. Использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

4. Работать над правильной интонацией.

1. Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями. 2. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 3. Обучать правильной монологической речи учащихся. 4. Формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

1. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.

2. Воспитывать умение слушать отвечающих.

3. Повышать мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.


Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная.

Технология

Элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, ИКТ, деятельностного подхода

Методы

поисковый







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

  1. Организационный, мотивационный


1

Приветствие учащихся.

Создание рабочей обстановки.

Сегодня мы продолжим работу, которую начали на прошлом уроке. Вспомните тему урока, о чем мы говорили?

Мы продолжим работу по заполнению опорной таблицы (она в тетрадях у каждого ученика) (приложение №1), в работе сегодня нам поможет маршрутный лист

(приложение №2).

Инструкция по работе с маршрутным листом:

  1. Каждый этап работы вы будете оценивать сами, набирая баллы за правильные ответы.

  2. Будьте внимательны, читая задания, старайтесь набрать максимальное количество баллов.

  3. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов и переведете их в оценку по тем критериям,

которые у вас прописаны в листе.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.


Тема прошлого урока «Бессоюзные сложные предложения»





Знакомство с маршрутным листом



Слайд №1

2

Обратимся к таблице, с которой мы работали на прошлом уроке.

Какие знаки препинания могут ставиться между частями БСП?

Зачем нам это нужно знать?

При каком условии ставится запятая?




Правильно. Какой еще знак препинания может ставиться?

В каких случаях ставится точка с запятой?











Выполнение задания №1

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы (умейте устно объяснить их).

Под №1 укажите номера предложений, в которых ставится запятая, и под №2 - номера предложений, где ставится точка с запятой.


1. Только что смеркалось я велел казаку нагреть чайник по-походному.


2. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге лошади бегут навострив уши.


3. Зелёные дорожки в лесу все будто курятся туман везде поднимается вода пузырьками садится на листья.


4. Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную.




Проверьте свою работу по слайду

Итак, мы знаем, когда ставится запятая и точка с запятой между частями БСП.


Работа с таблицей


В БСП можно ставить запятую, точку с запятой.


Чтобы быть грамотными, успешно сдать экзамен.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.

Точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставится, если внутри частей сложного предложения отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.







Работа с карточкой №1

Комментарии





1. Предложение состоит из двух частей. События просто перечисляются. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.

2. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. Во второй части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

3. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.

4. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.


Проверка, выставление баллов в маршрутный лист.




Слайд №2

























Слайд №3















Слайд №4

(ответ к слайду №3)

3

Лексическая работа со словарями по инструкции

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Задание.

В каком значении употребляется слово курятся?

Подготовьтесь дать толкование слова для своих одноклассников. В каком значении употреблено слово?


За правильное толкование слова поставьте 1балл__

Работа со словарями. Ответы учащихся.









Слайд №4

(ответ к слайду №3)

4



















5

Перед нами 2 задание


А) Прочитайте выразительно предложения, запишите

их в маршрутный лист.

Б) Расставьте знаки препинания, вставьте

пропущенные буквы (умейте устно объяснить их).

В) Дайте характеристику каждому предложению (устно).


1.Сейчас он работал над выращиванием быстр_растущих

д_ревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели.


2.Жизнь даёт?ся один раз и хочет?ся прожить её бодро

осмысленно красиво.


3. Качались деревья скрипели ставни.




4.Птиц не было слышно они (не) поют в часы зноя.




А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Внимание на слайд. Самопроверка по слайду.

Все выполнили верно?

Можем ли мы объяснить, почему в этом предложении нужно поставить двоеточие? Можно подставить союз И?

Попытайтесь определить смысловые отношения между частями сложного предложения.

Перестройте данное предложение в СПП.


Попробуйте сформулировать правило постановки двоеточия.


Попробуйте сформулировать правило постановки двоеточия во втором предложении

Рассмотрим ещё два примера

Можем ли мы объяснить почему в этих предложениях нужно поставить двоеточие?

Степь весело пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики. (а именно)

Вдруг я почувствовал: кто-то берёт меня за плечо.(что)

Работа по карточке №2


Фронтальная работа. Проверка выполненного задания.







Первое предложение простое, т.к. здесь одна грамматическая основа, оно осложнено однородными членами с обобщающим словом.

Второе предложение ССП, т.к. две грамматические основы, сочинительный союз, интонация перечисления. Ставим запятую.

Третье предложение БСП, т.к. две грамматические основы, отсутствие союза между частями, соединенными и интонацией перечисления. Можно подставить союз И. Ставим запятую.

Четвёртое предложение БСП, т.к. две грамматические основы, отсутствие союза между частями, соединенными и интонацией перечисления сложное. Ставим запятую.


Проверка предложений


Находят ошибку в 4 предложении (не запятая, а двоеточие)

Союз и подставить нельзя.



Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.



Формулировка правила.



Возможные ответы учащихся.



Степь пестреет цветами, а именно желтеют одуванчики, синеют колокольчики.

Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо.



Слайд №5






Слайд №6














Слайд №7 (ответ к слайду №6)













Слайд №8





2.Определение темы урока, целеполагание.

1

Сформулируйте тему урока.

Запишем в маршрутный лист тему нашего урока.


Определите, какова же цель сегодняшней работы?

Скажите, что мы должны знать и уметь по данной теме?

Постановка двоеточия в БСП

Запись темы урока «Двоеточие в БСП»



Мы должны

- узнать, в каких случаях ставится двоеточие в БСП,

- научиться устанавливать смысловые отношения между

частями БСП,

- читать эти предложения с правильной интонацией

Слайд№9




Слайд №10

3. Первичное усвоение новых знаний.

1

Выполнение задания №3

Сравните предложения:

1.Я не пошёл в школу, потому что серьёзно заболел.

2. Я не пошёл в школу: серьёзно заболел.

Прочитайте 1 и 2 предложения

-Смысл предложений одинаковый? (да)

чем различаются предложения? (наличием союза)

3.Предметы потеряли свою форму, а именно всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

4 Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Прочитайте 1 и 2 предложения

-Смысл предложений одинаковый? (да)

-А чем различаются предложения? (наличием союза)

5. Я понимал, что выручить нас может только случайность.

6. Я понимал: выручить нас может только случайность

Прочитайте 1 и 2 предложения

-Смысл предложений одинаковый? (да)

чем различаются предложения? (наличием союза)

Сделайте вывод о постановке двоеточия в БСП

Обратимся к таблице и заполним нужные графы.

Как вы думаете, это все случаи, когда ставится двоеточие?

Где мы можем найти ответ?

Откройте учебник на стр.130-131. Прочитайте правило.


Какие случаи постановки двоеточия мы еще не рассматривали?






Допишите их в таблицу.


Работа с карточкой №3

1 предложение - это СПП. Придаточная часть присоединяется союзом потому что, имеет значение причины.

2.Это БСП. Вторая часть указывает на причину

того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что).

3. Это ССП. Вторая часть поясняет содержание всей первой части (между обеими частями стоит союз а именно).

4. Это БСП. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно)

5.Это СПП. Вторая часть поясняет сказуемое в главной части. К главной части придаточное изъяснительное присоединяется при помощи союза что.


6. Это БСП. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что).



Работа по заполнению таблицы.


Затрудняются ответить.

В учебнике.


Работа с учебником.


Учащиеся формулируют правило.

(в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что)


Работа с таблицей.

Слайд №11

































Слайд №13




2

Задание № 4

Познакомьтесь со схемами, сформулируйте задание.



I – причина


почему


[ ] : [ ]



№ предложения __________


II – пояснение


а именно


[ ] : [ ]


№ предложения

_________


III- дополнение


и увидел,

и услышал,

и почувствовал

[ ] : [ ]


№ предложения

__________


1.Я поднял глаза на небе сияло солнце.

2. Мы подошли к сверкающей реке (и увидели, что) за ночь она замёрзла.

3. Странная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в

руках разбойников.

4. Печален я со мною друга нет.

5. Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

6. Если погода будет хорошая мы пойдем в лес.

7. Однако пора вставать уже без четверти шесть.


Проверьте свою работу по слайду.



Критерии

За правильное распределение предложений – 6 баллов + 1 балл, если заметили ошибку.

Возможные ответы учащихся.

- Выписать номера предложений, где вторая часть указывает на причину того, о чём говориться в первой части.


-Выписать номера предложений, где вторая часть поясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов.


- Выписать номера предложений, где вторая часть дополняет первую, поясняет сказуемое первой части.















Проверка задания по слайду, выставление баллов в маршрутный лист.






Слайд №14
























Слайд №15

(ответ к слайду №14)

4. Контроль и коррекция усвоения изученного


1

Контрольный тест (приложение № 3)


Проверка по слайду

Оцените свою работу в маршрутном листе.

Правильно выполненное задание оценивается одним баллом.







Проверка задания, выставление баллов в маршрутный лист



Слайд №16


Слайд №17

(ответ к слайду№16)


5.Рефлексия. Оценка


1




2










3

Что нового узнали на уроке?


Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли мы ее?

Что делали для достижения цели, как действовали?

Давайте оценим нашу деятельность.

Подсчитайте общее количество баллов, которое вы набрали на уроке.

Теперь по данным в листе критериям поставьте себе оценку.

- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме.

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях.

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме.

Домашнее задание в вечерней школе закрытого типа не дается


Ответы учащихся






Выставление оценки учащимися


Критерии оценки:

  1. Подсчитайте общее количество набранных вами баллов

  2. Поставьте себе оценку за работу на уроке

«3» , если вы набрали 15-18 б.;

«4» , если 19- 22 б.;

«5» , если 23б..



Ваша оценка _____________





Слайд №18







Приложение №1

Таблица по теме «Знаки препинания в БСП»


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


Знаки препи-

нания

При каком условии ставится

Схема

Пример

1

,

перечисление

(и)

[ ] , [ ].

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес

2

;

При перечислении,

если в одном из простых предложений или в обоих уже есть запятые

[ ○,○ ] ; [ ].


[ ] ; [ ,| |, ].

В водоемах журчала, плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, спускались гирляндами вьющиеся растения


Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж.

3

:

1.причина

(так как, потому что)

[ ] : [ причина ].


3.пояснение

(а именно; то есть)


[ ]: [изъяснение].





2.дополнение;

изъяснение

(как, что)

Увидел, услышал, почувствовал.

[ ] : [пояснение].






4


1.

2.

3.

4.


5.





Приложение №2

Маршрутный лист учащегося Ф.И.______________________________

Тема урока: ________________________________________________

Задание

Балл

1

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы (умейте устно объяснить их).

Под №1 укажите номера предложений, в которых ставится запятая, и под №2 - номера предложений, где ставится точка с запятой.

1.Только что смеркалось я в_лел казаку нагреть ч_йник (по)походн_му.

2. Лё_кая пыль ж_лтым столбом поднимает_ся и несёт_ся по дороге далеко разносит__ся дружный топот лошади бегут навострив уши.

3. Зелёные доро_ки в лесу все будто курятся туман везде поднимает_ся вода пузырьками садится на листья.

4. Ч_рные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему (в)плотную.

1______________________________

2_______________________________


Проверьте по слайду

За каждое предложение, записанное без ошибок, поставьте себе 1балл.


2

Лексическая работа

Инструкция по работе со словарем

Задание.

Определите лексическое значение слова.

Подготовьтесь дать толкование слова для своих одноклассников. В каком значении употреблено слово?

ПАМЯТКА

1.Возьмите «Словарь русского языка» Ожегова изд. 8-е, 1980г.

2.Найдите нужную словарную статью.

3.В каком значении употреблено слово?


________________________________________________За правильное толкование слова поставьте 1балл__
















3

А) Прочитайте выразительно предложения со слайда, запишите их в маршрутный лист.

Б) Расставьте знаки препинания, вставьте

пропущенные буквы (умейте устно объяснить их).

В) Дайте характеристику каждому предложению (устно).

1._______________________________________________

_______________________________________________

2._______________________________________________

_______________________________________________

3._______________________________________________

_______________________________________________

4._______________________________________________

_______________________________________________


Проверьте по слайду

За каждое предложение, записанное без ошибок, поставьте себе 1 балл.


4

Выпишите номера предложений соответственно

каждой строчке.

I – причина _______________,


II – пояснение ____________ ,


III- дополнение _____________.



Проверьте по слайду

За правильное распределение предложений –

6 баллов + 1 балл, если заметили ошибку.


5

Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.


Правильно выполненное задание оценивается одним баллом.

Критерии оценки:

  1. Подсчитайте общее количество набранных вами баллов

  2. Поставьте себе оценку за работу на уроке

«3» , если вы набрали 15-18 б.;

«4» , если 19- 22 б.;

«5» , если 23б..

Ваша оценка _______________________________


Приложение №3 Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________


2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________


3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части


4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.


5. Какая схема соответствует предложению?

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] : [причина ]

б) [ ] : [пояснение ]

в) [ ] : [ дополнение ]


6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.


7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть поясняет содержание первой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!