Урок русского языка
«Повторяем фонетику и состав слова»
Цель урока: закрепить полученные знания о фонетике и составе слова
Задачи урока:
1) комплексное повторение материала по фонетике: соотношение количества гласных и согласных звуков и букв, согласных звуков и букв, классификация согласных звуков русского языка, воспроизведение звукового состава слова с помощью транскрипции; по словообразованию: определение способов образования слов, разбор слов по составу , подбор слов к схемам; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма,
2) развитие мышления (умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы), памяти, устной и письменной речи (коммуникативная компетентность), расширение языковой эрудиции каждого школьника.
3) активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание толерантности, умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: задания для работы в группах, карточки – дифференцированные задания, учебник, печатная тетрадь, проектор
Ход урока:
I Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок
Начинается вновь урок.
2. Актуализация знаний
1.Составить кластеры
- Две группы составляеют кластер «звуки», две группы – «состав слова»
2.Представить классу, дополнить
3. Определение темы, постановка цели и задач урока.
- Над чем мы будем работать на уроке?
Повторять звуки, состав слова, члены предложений
4. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности.
3.-Начнём мы в самой маленькой части нашей речи - это звук
-Сколько гласных букв в русском языке?
-а звуков?
-Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие ?
-Когда эти буквы обозначают два звука?
Какие позиции гласных звуков сильные?
А какие слабые?
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
4.учебник стр.139 упр.1
-Прочитайте задание. Прочитайте стихотворение про себя.
-Сколько раз вы слышали звук Ж?
-Дайте характеристику этому звуку в тетради
[Ж] - согл., твёр. непар., звон. непар.
Самопроверка +
5. упр.2 +
Дю́жина — мера поштучного счёта однородных предметов, равная 12. Широко применялась до введения метрической системы и применяется до сих пор при комплектации, например, сервизов, комплектов вилок, больших гарнитуров мебели, которые выпускаются почти всегда на 12 или 6 (полудюжина) персон.
Родственные слова: полудюжина, дюжинный
-Как понимаете значение этих слов?
-Какими способами образовались эти слова?
-Какие ещё способы образования слов вы знаете?
Мы плавно перешли к следующей части урока и повторим сейчас состав слова.
6.Упр.3 в парах +
упадёт, постукивает, прозвучит, натянутая
7.Физминутка
Если утверждение верное –поднимаете руки, если неверное- приседаете
1. Приставка – это часть слова
2. Приставка служит для связи слов в предложении.
3. Суффикс в слове стоит перед корнем
4. Суффикс служит для образования новых слов
5. Корень - это главная часть слова
6. Основа слова – это часть слова без приставки
7. Окончание есть во всех словах.
8.упр.5 (в группах)
Малиновый, выключатель, жительница, вишнёвый, задвижка, сахарница.
9.Работа с текстом
Нашей школе исполнился девяносто один год. Это очень много. Сегодня и ученики и учителя и родители поздравляют школу с радостным праздником. Желаем школе много хороших учеников.
- Найдите предложение с однородными членами. Спишите его, вставьте пропущенные запятые и разберите по членам предложения. +
-Зарисуйте схему однородных членов. +
-Назовите грамматическую основу предложения.
Назовите словосочетания.
5.Итог урока
-Что сегодня повторили на уроке?
- Посчитайте свои плюсы за урок.
-Сколько плюсов, такая и оценка.
Спасибо за работу.
Дз стр.141 упр.4