СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 3-ем классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная авторская разработка предназначена для учителей начальных классов. Конспект  может быть  использован  на уроках русского языка в 3-их и 4 -ых клаасах. Соответствует требованиям ФГОС-НОО.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 3-ем классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"»

План открытого урока русского языка в 3 «А» классе Учитель МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка Литвинова В.В.

УМК «Школа России»

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».

Цель урока: создать условия для открытия учащимися новых знаний о грамматической роли мягкого знака и знакомства с орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода им.сущ. путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Аннотация:

В ходе урока учащиеся получат возможность ознакомиться с правилом правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. В результате исследования, выделения общих и отличительных признаков имён существительных, учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после шипящих. Дети узнают, что наряду с основными функциями (для обозначения мягкости согласного и функция разделительная) буква мягкий знак (ь) имеет грамматическую роль: указывает на женский род им.сущ. с шипящими на конце.





1.Введение в урок.


Учитель: - Подготовился к уроку

Мой хороший дружный класс?

Ученики: - В классе все! 9 нас!

Мы хотим учиться.

Учитель: - Разрешаю вам садиться!

2.Мотивирование на успешную работу.

Слайд -3.

- Сегодня вы, ребята, будете открывателями. Океан ваших знаний пополнится ещё одной новой каплей. Только в природе в океан капли падают с небес, а каплю учебных знаний надо добывать самим.

Слайд- 4.

- А вот будет она крупной, сильной или совсем маленькой, не долетит до океана и испарится - зависит лично от тебя самого. И у каждого из вас будет своя капля знаний. Я желаю вам добыть крупную, увесистую каплю.

2. Чистописание.

- Запишите в тетрадь:

28 января

Классная работа

Слайд5.

- Дети! На доске для минутки чистописания записаны буквы и закрыты шторкой. Играем в «Да – нет» (ТРИЗ технология), и вы определите, какие написаны буквы на первой строке.

Задавайте свои вопросы. (я отвечаю только «да», «нет», «подумай»-если вопрос непродуманный.

- Эти буквы обозначают гласные звуки? (нет)

- Эти дуквы обозначают согласные звуки? (да)

- Эти буквы обозначают звонкие согласные? (нет)

- Эти буквы обозначают глухие согласные? ( да)

- У них есть парные согласные звуки ? (нет)

- Эти буквы обозначают шипящие звуки? (ДА!)

_- Эти буквы обозначают только мягкие шипящие? (да)

- Это буквы Щ, Ч ? (Да)


-Запишите буквы Ч и Щ на одной строке через одну.

- Какие буквы обозначают только твёрдые шипящие звуки? ( буквы парных согласных Ж – Ш)

- Выписываем тоже на строке буквы: ж ш

Буквы Ч Щ Ш и Ж - под особым вниманием на сегодняшнем уроке.

- А какие две буквы вы пока не вспомнили, не назвали?

- Это Ъ и Ь знаки.

- Мягкий знак сегодня у нас активно работает. А твёрдый знак пока пусть отдыхает.


-Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

3. Подготовка к принятию темы урока.

Слайд 6

На доске написаны слова:

мальчик, тетрадь, вьюга, друзья, уголь, дверь, платье, ружьё.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что общего в написании слов?

- Скажите, какую роль, какие две работы выполняет Ь в этих словах?

(в нескольких словах мягкий знак обозначает мягкость согласного, в нескольких - разделительный мягкий знак)

- Запишите их в два столбика в таблицу (один ученик работает у интерактивной доски).

-Выделите орфограммы. Орфограмма – Ь, ПОДЧЕРКНЁМ ==

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте по работе на доске. На полях +

А) (Слайд 6-7)

Предлагаю слово «НОЧЬ».

- К какой бы группе вы отнесете или не отнесете данное слово?

(Дети: в этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него написан мягкий знак, значит можно отнести к первой группе)

Исследуйте это слово.

Н- [н] - согл., зв. непарн., тв.

О- [ о] -гл.уд.

Ч- [Ч] -согл., шипящ., мягк.

Ь----------------

- А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. Изменилось ли произношение?

--Нет, слово и с Ь и без Ь произносится одинаково.

- Куда отнесём данное слово?

Звук произносится так, как и с мягким знаком на конце. Мягкий знак как бы и не нужен, обозначать мягкость не надо, но Ь есть, и слово правильно написано, значит, слово нельзя отнести 1 группе. Рассмотрите вариант: может он разделительный? Да нет же! Отнесём его в третью группу)

Аналогичная работа со словом «МЫШЬ».

(звук Ш–шипящий, твёрдый, а мягкий знак здесь также пишется, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его к третьей группе)Вы сейчас можете сказать, какую работу выполняет ь в этой группе?

4. Определение проблемы и пути ее решения.

- Какую задачу нам надо сегодня решить?

1обозн.мягк.

2 разделит.

3

4

мальчик

деньги

уголь

дверь

тетрадь

Друзья

вьюга воробьи

ружьё

платье

ночь, помощь,

мышь, рожь


-Вот и проблема. Что мы должны сейчас опредлить? (Роль Ь)

(мы должны узнать, какую роль, какую работу выполняе Ь в словах ночь, мышь, дочь, дрожь)

Слайд --8 Продолжим исследование.

--А дело в том, дети, что у нас пустая колонка. Не зря же? Может слова из этой колонки нам помогут чем-то?

Прочитайте слова:

Врач, плащ, нож, камыш,

- А в чем же дело? Одни и те же шипящие на конце существительных, но в одних словах есть Ь, а в других – нет………….

Итак, у нас ещё одна проблема: 1 –какую роль выполняет ь, и почему не во всех сущ. с шипящими на концеон пишется?

- Сформулируйте цель урока и тему, что нам надо узнать (Приложение 4)

5. Определение темы и цели.

- Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Цель: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных и какую роль он выполняет.

Слайд-8 -шторка

-Ну-ка, сравните имена существительные. Чем же они отличаются?

_ в 3 столбике им. сущ. ж.р., а в 4 - м.р.


- Делаем вывод, у каких имен существительных на конце слов после шипящих пишится ь?.


- У имен существительных женского рода на конце слов после шипящих пишется Ь.


У существительных мужского рода не пишется.

Слайд -9 стр. 31 Читаем 1 часть правила.


- Как определяем род имен существительных? (Домашнее задание) (подставим слова ОН МОЙ или ОНА МОЯ оно моё)

- Приготовьте сигнальные карточки М.Р. Ж.Р.

гараж, богач, глушь, клещ, речь, помощь, ландыш, молодёжь.







Слайд – 10

- А теперь определим, какую же работу выполняет Ь в словах 3 столбика. Он в этих словах НЕ разделительный, на мягкость не указывает: в слове ДОЧЬ Ч и без него мягкий звук, а в слове рожь, молодежь, – Ь есть, но звук произносится твердо. А для чего его написали на конце сущ. ж.р.?

- Дети, правило как бы двухстороннее: если вы определили род сущ, с шипящим на конце, то Ь знак напишите у сущ. Ж.Р., а у сущ. М.Р. нет. Определим роль ь, его новую работу.

Слайд-11


(ветошь — слово из 2 слогов: ве-тошь. Ударение падает на 1-й слог. Транскрипция слова:

Транскрипция слова: [в’эташ]. Я думаю, что вы не знаете лексического значения этого слова.

  • Ветошью называют тряпье, которым вытирают, обтирают что-нибудь.

  • Ветошью называют изношенные и старые вещи, практически уже не пригодные для ношения: ветхое платье, ветхий костюм.

в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
ш  - [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
ь — не обозначает звука

_ А вот скажите, вы ведь не знаете, какого рода слово [вэташ] , Как мы скажем: нужен ветош или нужна ветошь? Мягкая ветошь или мягкий ветошь? То есть М.Р. слово или Ж.Р? Посмотрим, как это слово написано - ветошь.

- О чем сообщает Ь? ( что слово ветошь Ж.Р.)

-Значит, ветошь нужна или нужен? Мягкий или мягкая?

-Потому, что есть Ь, мы понимаем, что ветошь – сущ. Ж.Р.

- Значит, какую работу выполняет в этом слове ь? (указывает на род им.сущ.) Это грамматическая роль Ь. ( как произнести: угол или уголь укажет Ь смягчающий произношение согл., а в слове семья Ь покажет, что согл. Не сливается с гласным, не семя, а семья -разделит.)

ВЕТОШЬ – ж.р. т.к. на это указывает ь.

- Посмотрим слово «манеж». Манеж - круглый или круглая? Как написано это слово?

- слово МАНЕЖ без Ь, значит М.Р..Отсутствие Ь указывает на М.Р.

6. Коллектвная работа. Стр.31 2 часть правила.

С какой новой орфограммой познакомились? (Мягкий знак на конце существительных после шипящих)Какую третью роль выполняет Ь? Грамматическая роль Ь. Указывает на грамматический признак сущ.

-Букву шипящего подчеркнём одной

чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму Ь – двумя.)


- Сверьте с учебником, к такому

ли мы пришли выводу? Стр. 31. Вторая часть правила.


Слайд 12.

7. Работа по учебнику. Упр.№ 53.

Выпишите из упражнения словосочетания сущ. с прил. Девочки- Ж.Р., а мальчики – М.Р.

Взаимопроверка. - +


Коллективная работа.

На доске с пояснением пишут все уч-ся по очереди:

Сыч, царевич, борщ, печь, вещь, пляж, роскошь, чиж, брошь. + -


Слайд №13

Алгоритм

- Давайте уточним алгоритм для нахождение орфограммы.

Алгоритм

1.Существительное…

2. Заканчивается на шипящий.

3. Сущ. женского рода = пишу Ь знак.

4. Сущ. мужского рода = Ь не пишу.


Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова - 
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.





8. Диктант.

Запишите слова с -Ь и без -ь.

1.-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).

2. -Футбольное или хоккейное соревнование-…(матч).

3.-Предмет, на котором по улице к царю ездил Емеля-…(печь).

4.- Многозначное слово: этим предметом можно закрыть замок, можно из него напиться воды. ………………(ключ)

5. – Верхняя одежда, которую надевают в дождь……….. (плащ)

6.- Маленький ребёнок, мальчик…………..( малыш)

7.-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь).

8.-Середина ночи…………………….(полночь)

9.- Упакованные вещи пассажира ………………..(багаж)

10. – Абсолютная тишина, безмолвие……………..(тишь)

11.-Мелкие деньги , монеты…………..(мелочь)



Слайд14 .Проверка. Оценивание. (+ __- )


9. Самостоятельная работа.

Закрепление и проверка степени усвоения нового материала.

- А сейчас выберите такое задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания.

Дети выбирают задание самостоятельно.

Слайд № с карточками.

Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи, мыши.

Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожить, сильный, мышиная

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные (синонимы) с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма в конце и вначале суток, охранник, богатырь, норушка.


(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же.

(Слайд17)

Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач, мышь.

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы! + --

- У меня на столе лежат капельки вашего нового знания, и я их вам раздам. Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю самую крупную, напишите на ней к данным словам – антонимы, сущ. с шипящим на конце.

Шум -……….; день-………..; правда -……; смех-…; старт-…….. .

Капельку помельче  – если все понятно, но порой ещё ошибашься, прочитай на ней слова, и вставь, где считаешь нужным, Ь.

Тиш…, полноч….., лож…, плач…., финиш…. .



-Жёлтую - не очень разобрались в новой теме и нужна моя помощь

- укажи род им.сущ. и подчеркни орфограммы.

Москвич ( …Р.), брошь (…Р.), чертёж (…Р.), рожь (…Р.), нож (…Р.)

. Поставьте себе отметку за старание и сообщите мне.

- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.

IХ. Домашнее задание(дифференцированное). Упр.57, 54- по выбору или оба.

Как уютно в нашем классе,

Но прозвенит сейчас звонок,

Потрудились славно дети,

И окончился урок!
















-----------------------------------------

Образуй от данных слов однокоренные слова - им. существительные в ед.ч., укажи род, подчеркни орфограмму. Например:съёжился - ёж (м.р.)

врачевать -.......(...),

товарищеский-………………..(…..),

ночевать-…………….(……),

сторожка-………………..(……),

сильный-……………(….),

мышка-………………….(….).


----------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Запиши им.сущ в ед.ч.Укажи род им. сущ. Подчеркни орфограмму.

Образец: ежи -ёж (м.р.),

врачи -..............(….),

товарищи…………………….(……),

ночи-…………….(…….), сторожа………………(……)

силачи……………(……), мыши - ………………(……).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К данным словам подбери синонимы с шипящим на конце слова.

Укажи род им.сущ., подчеркни орфограмму.

доктор - .... (...),друг, тьма в конце и в начале суток, охранник-………………………(….)

богатырь……………………….(…..)

грызун-норушка-…………………..(…..).









на каплях:

Шум -……….; день-………..; правда -……; смех-…; старт-…….. .













Тиш…, лож…, плач…., финиш…. , гореч…. .

















Москвич ( …Р.), брошь (…Р.), чертёж (…Р.), рожь (…Р.), нож (…Р.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!