План открытого урока русского языка в 3 «А» классе Учитель МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка Литвинова В.В.
УМК «Школа России»
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».
Цель урока: создать условия для открытия учащимися новых знаний о грамматической роли мягкого знака и знакомства с орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода им.сущ. путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Аннотация:
В ходе урока учащиеся получат возможность ознакомиться с правилом правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. В результате исследования, выделения общих и отличительных признаков имён существительных, учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после шипящих. Дети узнают, что наряду с основными функциями (для обозначения мягкости согласного и функция разделительная) буква мягкий знак (ь) имеет грамматическую роль: указывает на женский род им.сущ. с шипящими на конце.
1.Введение в урок.
Учитель: - Подготовился к уроку
Мой хороший дружный класс?
Ученики: - В классе все! 9 нас!
Мы хотим учиться.
Учитель: - Разрешаю вам садиться!
2.Мотивирование на успешную работу.
Слайд -3.
- Сегодня вы, ребята, будете открывателями. Океан ваших знаний пополнится ещё одной новой каплей. Только в природе в океан капли падают с небес, а каплю учебных знаний надо добывать самим.
Слайд- 4.
- А вот будет она крупной, сильной или совсем маленькой, не долетит до океана и испарится - зависит лично от тебя самого. И у каждого из вас будет своя капля знаний. Я желаю вам добыть крупную, увесистую каплю.
2. Чистописание.
- Запишите в тетрадь:
28 января
Классная работа
Слайд5.
- Дети! На доске для минутки чистописания записаны буквы и закрыты шторкой. Играем в «Да – нет» (ТРИЗ технология), и вы определите, какие написаны буквы на первой строке.
Задавайте свои вопросы. (я отвечаю только «да», «нет», «подумай»-если вопрос непродуманный.
- Эти буквы обозначают гласные звуки? (нет)
- Эти дуквы обозначают согласные звуки? (да)
- Эти буквы обозначают звонкие согласные? (нет)
- Эти буквы обозначают глухие согласные? ( да)
- У них есть парные согласные звуки ? (нет)
- Эти буквы обозначают шипящие звуки? (ДА!)
_- Эти буквы обозначают только мягкие шипящие? (да)
- Это буквы Щ, Ч ? (Да)
-Запишите буквы Ч и Щ на одной строке через одну.
- Какие буквы обозначают только твёрдые шипящие звуки? ( буквы парных согласных Ж – Ш)
- Выписываем тоже на строке буквы: ж ш
Буквы Ч Щ Ш и Ж - под особым вниманием на сегодняшнем уроке.
- А какие две буквы вы пока не вспомнили, не назвали?
- Это Ъ и Ь знаки.
- Мягкий знак сегодня у нас активно работает. А твёрдый знак пока пусть отдыхает.
-Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
3. Подготовка к принятию темы урока.
Слайд 6
На доске написаны слова:
мальчик, тетрадь, вьюга, друзья, уголь, дверь, платье, ружьё.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что общего в написании слов?
- Скажите, какую роль, какие две работы выполняет Ь в этих словах?
(в нескольких словах мягкий знак обозначает мягкость согласного, в нескольких - разделительный мягкий знак)
- Запишите их в два столбика в таблицу (один ученик работает у интерактивной доски).
-Выделите орфограммы. Орфограмма – Ь, ПОДЧЕРКНЁМ ==
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте по работе на доске. На полях +
А) (Слайд 6-7)
Предлагаю слово «НОЧЬ».
- К какой бы группе вы отнесете или не отнесете данное слово?
(Дети: в этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него написан мягкий знак, значит можно отнести к первой группе)
Исследуйте это слово.
Н- [н] - согл., зв. непарн., тв.
О- [ о] -гл.уд.
Ч- [Ч] -согл., шипящ., мягк.
Ь----------------
- А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. Изменилось ли произношение?
--Нет, слово и с Ь и без Ь произносится одинаково.
- Куда отнесём данное слово?
Звук произносится так, как и с мягким знаком на конце. Мягкий знак как бы и не нужен, обозначать мягкость не надо, но Ь есть, и слово правильно написано, значит, слово нельзя отнести 1 группе. Рассмотрите вариант: может он разделительный? Да нет же! Отнесём его в третью группу)
Аналогичная работа со словом «МЫШЬ».
(звук Ш–шипящий, твёрдый, а мягкий знак здесь также пишется, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его к третьей группе)Вы сейчас можете сказать, какую работу выполняет ь в этой группе?
4. Определение проблемы и пути ее решения.
- Какую задачу нам надо сегодня решить?
1обозн.мягк. | 2 разделит. | 3 | 4 |
мальчик деньги уголь дверь тетрадь | Друзья вьюга воробьи ружьё платье | ночь, помощь, мышь, рожь | |
-Вот и проблема. Что мы должны сейчас опредлить? (Роль Ь)
(мы должны узнать, какую роль, какую работу выполняе Ь в словах ночь, мышь, дочь, дрожь)
Слайд --8 Продолжим исследование.
--А дело в том, дети, что у нас пустая колонка. Не зря же? Может слова из этой колонки нам помогут чем-то?
Прочитайте слова:
Врач, плащ, нож, камыш,
- А в чем же дело? Одни и те же шипящие на конце существительных, но в одних словах есть Ь, а в других – нет………….
Итак, у нас ещё одна проблема: 1 –какую роль выполняет ь, и почему не во всех сущ. с шипящими на концеон пишется?
- Сформулируйте цель урока и тему, что нам надо узнать (Приложение 4)
5. Определение темы и цели.
- Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цель: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных и какую роль он выполняет.
Слайд-8 -шторка
-Ну-ка, сравните имена существительные. Чем же они отличаются?
_ в 3 столбике им. сущ. ж.р., а в 4 - м.р.
- Делаем вывод, у каких имен существительных на конце слов после шипящих пишится ь?.
- У имен существительных женского рода на конце слов после шипящих пишется Ь.
У существительных мужского рода не пишется.
Слайд -9 стр. 31 Читаем 1 часть правила.
- Как определяем род имен существительных? (Домашнее задание) (подставим слова ОН МОЙ или ОНА МОЯ оно моё)
- Приготовьте сигнальные карточки М.Р. Ж.Р.
гараж, богач, глушь, клещ, речь, помощь, ландыш, молодёжь.
Слайд – 10
- А теперь определим, какую же работу выполняет Ь в словах 3 столбика. Он в этих словах НЕ разделительный, на мягкость не указывает: в слове ДОЧЬ Ч и без него мягкий звук, а в слове рожь, молодежь, – Ь есть, но звук произносится твердо. А для чего его написали на конце сущ. ж.р.?
- Дети, правило как бы двухстороннее: если вы определили род сущ, с шипящим на конце, то Ь знак напишите у сущ. Ж.Р., а у сущ. М.Р. нет. Определим роль ь, его новую работу.
Слайд-11
(ветошь — слово из 2 слогов: ве-тошь. Ударение падает на 1-й слог. Транскрипция слова:
Транскрипция слова: [в’эташ]. Я думаю, что вы не знаете лексического значения этого слова.
Ветошью называют тряпье, которым вытирают, обтирают что-нибудь.
Ветошью называют изношенные и старые вещи, практически уже не пригодные для ношения: ветхое платье, ветхий костюм.
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
ш - [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
ь — не обозначает звука
_ А вот скажите, вы ведь не знаете, какого рода слово [вэташ] , Как мы скажем: нужен ветош или нужна ветошь? Мягкая ветошь или мягкий ветошь? То есть М.Р. слово или Ж.Р? Посмотрим, как это слово написано - ветошь.
- О чем сообщает Ь? ( что слово ветошь Ж.Р.)
-Значит, ветошь нужна или нужен? Мягкий или мягкая?
-Потому, что есть Ь, мы понимаем, что ветошь – сущ. Ж.Р.
- Значит, какую работу выполняет в этом слове ь? (указывает на род им.сущ.) Это грамматическая роль Ь. ( как произнести: угол или уголь укажет Ь смягчающий произношение согл., а в слове семья Ь покажет, что согл. Не сливается с гласным, не семя, а семья -разделит.)
ВЕТОШЬ – ж.р. т.к. на это указывает ь.
- Посмотрим слово «манеж». Манеж - круглый или круглая? Как написано это слово?
- слово МАНЕЖ без Ь, значит М.Р..Отсутствие Ь указывает на М.Р.
6. Коллектвная работа. Стр.31 2 часть правила.
С какой новой орфограммой познакомились? (Мягкий знак на конце существительных после шипящих)Какую третью роль выполняет Ь? Грамматическая роль Ь. Указывает на грамматический признак сущ.
-Букву шипящего подчеркнём одной
чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму Ь – двумя.)
- Сверьте с учебником, к такому
ли мы пришли выводу? Стр. 31. Вторая часть правила.
Слайд 12.
7. Работа по учебнику. Упр.№ 53.
Выпишите из упражнения словосочетания сущ. с прил. Девочки- Ж.Р., а мальчики – М.Р.
Взаимопроверка. - +
Коллективная работа.
На доске с пояснением пишут все уч-ся по очереди:
Сыч, царевич, борщ, печь, вещь, пляж, роскошь, чиж, брошь. + -
Слайд №13
Алгоритм
- Давайте уточним алгоритм для нахождение орфограммы.
Алгоритм
1.Существительное…
2. Заканчивается на шипящий.
3. Сущ. женского рода = пишу Ь знак.
4. Сущ. мужского рода = Ь не пишу.
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова -
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.
8. Диктант.
Запишите слова с -Ь и без -ь.
1.-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).
2. -Футбольное или хоккейное соревнование-…(матч).
3.-Предмет, на котором по улице к царю ездил Емеля-…(печь).
4.- Многозначное слово: этим предметом можно закрыть замок, можно из него напиться воды. ………………(ключ)
5. – Верхняя одежда, которую надевают в дождь……….. (плащ)
6.- Маленький ребёнок, мальчик…………..( малыш)
7.-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь).
8.-Середина ночи…………………….(полночь)
9.- Упакованные вещи пассажира ………………..(багаж)
10. – Абсолютная тишина, безмолвие……………..(тишь)
11.-Мелкие деньги , монеты…………..(мелочь)
Слайд14 .Проверка. Оценивание. (+ __- )
9. Самостоятельная работа.
Закрепление и проверка степени усвоения нового материала.
- А сейчас выберите такое задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания.
Дети выбирают задание самостоятельно.
Слайд № с карточками.
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи, мыши.
Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный, мышиная
Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные (синонимы) с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма в конце и вначале суток, охранник, богатырь, норушка.
(Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же.
(Слайд17)
Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач, мышь.
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! + --
- У меня на столе лежат капельки вашего нового знания, и я их вам раздам. Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю самую крупную, напишите на ней к данным словам – антонимы, сущ. с шипящим на конце.
Шум -……….; день-………..; правда -……; смех-…; старт-…….. .
Капельку помельче – если все понятно, но порой ещё ошибашься, прочитай на ней слова, и вставь, где считаешь нужным, Ь.
Тиш…, полноч….., лож…, плач…., финиш…. .
-Жёлтую - не очень разобрались в новой теме и нужна моя помощь
- укажи род им.сущ. и подчеркни орфограммы.
Москвич ( …Р.), брошь (…Р.), чертёж (…Р.), рожь (…Р.), нож (…Р.)
. Поставьте себе отметку за старание и сообщите мне.
- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.
IХ. Домашнее задание(дифференцированное). Упр.57, 54- по выбору или оба.
Как уютно в нашем классе,
Но прозвенит сейчас звонок,
Потрудились славно дети,
И окончился урок!
-----------------------------------------
Образуй от данных слов однокоренные слова - им. существительные в ед.ч., укажи род, подчеркни орфограмму. Например:съёжился - ёж (м.р.)
врачевать -.......(...),
товарищеский-………………..(…..),
ночевать-…………….(……),
сторожка-………………..(……),
сильный-……………(….),
мышка-………………….(….).
----------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Запиши им.сущ в ед.ч.Укажи род им. сущ. Подчеркни орфограмму.
Образец: ежи -ёж (м.р.),
врачи -..............(….),
товарищи…………………….(……),
ночи-…………….(…….), сторожа………………(……)
силачи……………(……), мыши - ………………(……).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К данным словам подбери синонимы с шипящим на конце слова.
Укажи род им.сущ., подчеркни орфограмму.
доктор - .... (...),друг, тьма в конце и в начале суток, охранник-………………………(….)
богатырь……………………….(…..)
грызун-норушка-…………………..(…..).
на каплях:
Шум -……….; день-………..; правда -……; смех-…; старт-…….. .
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/16/s_5c8d12991d6ee/1114697_1.png)
Тиш…, лож…, плач…., финиш…. , гореч…. .
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/16/s_5c8d12991d6ee/1114697_1.png)
Москвич ( …Р.), брошь (…Р.), чертёж (…Р.), рожь (…Р.), нож (…Р.)