Открытый урок в 7А классе.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Тип урока | Открытие новых знаний |
Технологии | Игровая технология, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая технология, ИКТ,ТКРМ. |
Цель | 1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака после шипящих в других частях речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах); 2) продолжить работу по развитию лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся; 3) воспитывать любовь к родному языку, п оказывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах. |
Ход урока
1.Организационный момент.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК, НАЧИНАЕМ НАШ УРОК.
- Добрый день. Давайте улыбнёмся друг другу. Как поётся в детской песенке, «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». (дети садятся)
- Откройте тетради , запишите число, классная работа.
Учитель:
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсьвеликодушно,
Думала, у вас здесь скучно.
А теперь смотрю я точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
2. Повторение.
-Какую часть речи мы изучаем на уроках? (наречие)
( Текст выводится на экран, и ребята называют наречия:
приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.)
- Давайте вспомним, что вы знаете о наречии?
«Согласен/согласен»
№ | Утверждение | Согласен (+ )/ несогласен (-) |
1 | Наречие - самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак другого признака, признак предмета. | |
2 | Наречие имеет окончание. | |
3 | В словосочетании наречие может быть главным или зависимым словом. | |
4 | В предложении чаще всего наречие является дополнением. | |
5 | Поступил не хорошо. | |
6 | Группа организована. | |
7 | Вышли организовано. | |
8 | Посмотреть направа. | |
9 | Стучит изредка. | |
3. Создание проблемной ситуации.
Работа с текстом. (на слайде) Текст читает ученик.
В конце января выдается удивительный день. Не пряч()_тесь от зимы, выйдите на улицу. Послушайте, как скрипуч()_ снег. Из-за туч()_ неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч()_. Ему невтерпеж()_ растопить слежавшийся снег на скатах крыш(). Ноч() становится всё короче. Ведь весна уже не мираж_ , а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж()_ окна дач_.
- Обратите внимание на выделенные буквы. Как называются звуки, которые обозначены данными буквами?(шипящие)
-Какая орфограмма пропущена в словах?
-Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте , где необходимо ь.
Объясните , где уже знаете , правописание слов с пропущенной орфограммой.
- Назовите слова, в которых не смогли объяснить орфограмму. (невтерпёж, настежь) ЗАПИШИТЕ С ОКОШЕЧКОМ
- Это слова какой части речи?
- Озвучьте проблемный вопрос нашего урока. (Когда пишется ь в наречиях)
-Назовите тему урока. (Употребление ь на конце наречий после шипящих)
Запишите тему в тетрадь.
- Определите цели урока.
На слайде ЗНАТЬ____________
УМЕТЬ____________
ПОВТОРИТЬ__________________
4. Открытие новых знаний.
- Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Исключение из правил». Сформулируйте на основе этого стихотворения правило о мягком знаке после шипящих на конце наречий.
Известно, что после шипящих,
В конце наречия стоящих,
Как правило,
Мы пишем мягкий знак.
К примеру: «Темень сплошь».
К примеру:
«Навзничь ляг».
А если кто запамятовал всё ж,
Напомню,
Пока точки не поставил,
Что случай: «уж», «замуж», «невтерпёж»
Есть жизнеисключение из правил.
- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.
- Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).
- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).
- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).
-Сформулируйте теперь правило. (Проверка по эталону)
5. Закрепление нового материала.
Работа в группах.
1.
2. Орфографический диктант.
Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)
3.
(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,
выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)
-( А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)
ПРОВОДИТ УЧЕНИК
4.ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ) (работа в парах)
Замени словосочетания наречиями
Уйти в сторону –
Нестись галопом –
Распахнуть окно до конца –
Невыносимо терпеть –
Дерево все было усыпано плодами-
Самопроверка
Уйти в сторону – прочь.
Нестись галопом – вскачь.
Распахнуть окно до конца – настежь.
Невыносимо терпеть –невтерпеж.
Дерево все было усыпано
плодами –сплошь.
6. МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ.
1. Денёк пригож_
2. Сделать точь_-в- точь
3.Много луж
4. Тепло уж_
5. Несётся вскачь_
6. Тихая ночь_
7. Выйти замуж_
8. Уйти прочь_
9. Покрыто сплошь
Сравнить с эталоном. Оцените себя. Квадраты сдайте мне. (заранее подписаны)
6. Итог урока.
Рефлексия.
На слайде ЗНАЮ____________
УМЕЮ____________
ПОВТОРИЛ (А)_________________
7.Д/З
На выбор:
-УПР.465 С.48
-Подобрать пословицы (не менее5) с наречиями на изученную орфограмму.
-СКОРО ПРОЗВЕНИТ ЗВОНОК, ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ УРОК.
снегири: не все понятно остались вопросы
синицы: всё получилось. всё понятно