СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме " Мягкий знак на конце наречий после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

 познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после

шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать

слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака

после шипящих в других частях речи (существительных, кратких

прилагательных, глаголах)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 7 классе по теме " Мягкий знак на конце наречий после шипящих"»

Открытый урок в 7А классе.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий



Тип урока

Открытие новых знаний

Технологии

Игровая технология, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая технология, ИКТ,ТКРМ.

Цель

1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после

шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать

слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака

после шипящих в других частях речи (существительных, кратких

прилагательных, глаголах);

2) продолжить работу по развитию лингвистической и

речеведческой компетентности учащихся, образного и логического

мышления, их познавательной активности и творческих способностей,

обогатить активный словарь учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку, п

оказывая его богатство и

выразительность, прививая интерес к его познанию.


Организация

пространства

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.


Ход урока

1.Организационный момент.

ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК, НАЧИНАЕМ НАШ УРОК.

- Добрый день. Давайте улыбнёмся друг другу. Как поётся в детской песенке, «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». (дети садятся)


- Откройте тетради , запишите число, классная работа.


Учитель:

Как приятно и отрадно,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсьвеликодушно,

Думала,  у вас здесь скучно.

А теперь смотрю я точно:

Собрались вы не нарочно.

Все ведут себя прилично,

Учатся здесь все отлично!

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!


2. Повторение.

-Какую часть речи мы изучаем на уроках? (наречие)


Текст выводится на экран, и ребята называют наречия:

приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.)


- Давайте вспомним, что вы знаете о наречии?

«Согласен/согласен»


Утверждение

Согласен (+ )/ несогласен (-)

1

Наречие - самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак другого признака, признак предмета.


2

Наречие имеет окончание.


3

В словосочетании наречие может быть главным или зависимым словом.


4

В предложении чаще всего наречие является дополнением.


5

Поступил не хорошо.


6

Группа организована.


7

Вышли организовано.


8

Посмотреть направа.


9

Стучит изредка.





3. Создание проблемной ситуации.

Работа с текстом. (на слайде) Текст читает ученик.

В конце января выдается удивительный день. Не пряч()_тесь от зимы, выйдите на улицу. Послушайте, как скрипуч()_ снег. Из-за туч()_ неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч()_. Ему невтерпеж()_ растопить слежавшийся снег на скатах крыш(). Ноч() становится всё короче. Ведь весна уже не мираж_ , а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж()_ окна дач_.

- Обратите внимание на выделенные буквы. Как называются звуки, которые обозначены данными буквами?(шипящие)

-Какая орфограмма пропущена в словах?

-Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте , где необходимо ь.

Объясните , где уже знаете , правописание слов с пропущенной орфограммой.

- Назовите слова, в которых не смогли объяснить орфограмму. (невтерпёж, настежь) ЗАПИШИТЕ С ОКОШЕЧКОМ

- Это слова какой части речи?

- Озвучьте проблемный вопрос нашего урока. (Когда пишется ь в наречиях)

-Назовите тему урока. (Употребление ь на конце наречий после шипящих)

Запишите тему в тетрадь.

- Определите цели урока.

На слайде ЗНАТЬ____________

УМЕТЬ____________

ПОВТОРИТЬ__________________

4. Открытие новых знаний.

- Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Исключение из правил». Сформулируйте на основе этого стихотворения правило о мягком знаке после шипящих на конце наречий.

Известно, что после шипящих,

В конце наречия стоящих,

Как правило,

Мы пишем мягкий знак.

К примеру: «Темень сплошь».

К примеру:

«Навзничь ляг».

А если кто запамятовал всё ж,

Напомню,

Пока точки не поставил,

Что случай: «уж», «замуж», «невтерпёж»

Есть жизнеисключение из правил.



- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

-Сформулируйте теперь правило. (Проверка по эталону)

5. Закрепление нового материала.

Работа в группах.

1.

2. Орфографический диктант.

Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)

3.

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

-( А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)

ПРОВОДИТ УЧЕНИК

4.ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ) (работа в парах)

Замени словосочетания наречиями

Уйти в сторону –

Нестись галопом –

Распахнуть окно до конца –

Невыносимо терпеть –

Дерево все было усыпано плодами-

Самопроверка

Уйти в сторону – прочь.

Нестись галопом – вскачь.

Распахнуть окно до конца – настежь.

Невыносимо терпеть –невтерпеж.

Дерево все было усыпано

плодами –сплошь.

6. МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ.

1. Денёк пригож_

2. Сделать точь_-в- точь

3.Много луж

4. Тепло уж_

5. Несётся вскачь_

6. Тихая ночь_

7. Выйти замуж_

8. Уйти прочь_

9. Покрыто сплошь

Сравнить с эталоном. Оцените себя. Квадраты сдайте мне. (заранее подписаны)



6. Итог урока.

Рефлексия.

На слайде ЗНАЮ____________

УМЕЮ____________

ПОВТОРИЛ (А)_________________

7.Д/З

На выбор:

-УПР.465 С.48

-Подобрать пословицы (не менее5) с наречиями на изученную орфограмму.



-СКОРО ПРОЗВЕНИТ ЗВОНОК, ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ УРОК.

снегири: не все понятно остались вопросы

синицы: всё получилось. всё понятно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!