Муниципальное казённое образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа села Найфельд"
Урок русского языка в 7 классе по теме
" Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
(видеоурок)
Разработала и провела: Залесская Галина
Владимировна, учитель I категории
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Цель: изучение правила употребления мягкого знака на конце наречий, повторение правописания мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.
Задачи:
Познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака на конце наречий;
Формировать умение находить данную орфограмму ;
Повторить правописание мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах;
Развивать навыков грамотного письма;
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1. Раздаточный материал
2. Презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (Упр. №262)
- назовите из домашнего упражнения только наречия, объясните написание;
- какими членами предложения являются наречия?
3. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой
(на экране текст и у ребят распечатка).
Досыта, смолоду, спрячь, сослепу, подолгу, смотришь, неподалеку, за границу, за город, на цыпочках, до смерти, мышь, насмерть, на лету, на ходу, с разбегу, на скаку, на дом, на совесть, сжечь, на память, насилу, с ходу, надвое, по двое.
- Сверка с образцом.
- Ребята, на какие группы вы разделили бы слова этого упражнения?
- Слова каких частей речи с ь знаком на конце встретились нам? (сущ. 3 склонения, глаголы в повелительном наклонении, в неопределённой форме, во 2 лице единственного числа.)
- В русском языке есть наречия, которые тоже оканчиваются на шипящий.
-Запишите в рабочих тетрадях число, тему урока.
- Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.
- А какие задачи нужно нам решить, чтобы добиться цели? (ребята формулируют цель и задачи, затем они появляются на слайде)
4. Повторение. Прежде, чем мы будем говорить о наречии, давайте вспомним условия написания ь после шипящих в других частях речи.
- На партах у вас лежат таблицы, поработайте в парах, вспомните правила, приведите примеры.
Буква Ь после шипящих на конце слова |
Часть речи | Пишется | Не пишется |
Имя существительное | женский род, единственное число, 3-е склонение: рожь, ночь, глушь, вещь | мужской род, единственное число: нож, врач, шалаш, товарищ множественное число: много дач |
Краткие имена прилагательные | | свеж, пахуч, хорош |
Глаголы | 2-е лицо, единственное число: умываешь - умываешься; повелительное наклонение: спрячь - спрячьте; неопределенная форма: испечь, зажечь | |
Наречия | настежь, навзничь, сплошь | уж, замуж, невтерпеж |
- Проверка.
- Какая колонка осталась незаполненной? (наречие)
- Давайте познакомимся с правилом написания ь на конце наречий.
5. Изучение нового материала.
- стр. 122 - правило, + Упр. №264
- Прочитайте стихотворение, попробуйте сформулировать другой вариант правила.
- Теперь вы можете закончить таблицу, заполнив её примерами наречий.
- Упр №263 - комментированное письмо (у доски работает ученик, объясняет и графически обозначает изученную орфограмму)
Лексическая работа: объяснить значение наречий из упражнения.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Вскачь – быстро передвигаться.
Настежь – полностью открыть.
- Ребята, перед тем, как вы будете выполнять Упр. № 265, давайте вместе составим алгоритм , которым можно пользоваться при выборе написания ь на конце слов после шипящих.
- Ребята предлагают - на слайде - алгоритм.
- выполнение Упр. № 265 ( работают по парам, затем один из пары записывает найденные слова на доске):
-3 склонение (4 слова)
- гл. в н. ф. ( 4 слова)
- гл. 2 лица ед. числа (4 слова)
- гл. в повелит наклонении (4 слова)
- наречия (1 слово)
-без ь
Проверка
6. Самостоятельная работа (все пишут в тетрадях либо работают в карточках, один человек за компьютером)
Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна домов и дач_.
- Проверка
7 . Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какой вариант правила вам запомнился?
8. Рефлексия
- Оцените себя на лестнице успеха каким-нибудь значком.
- Выразите ваше настроение одним словом (наречия на слайде).
- Оценки за урок.
9. Домашнее задание упражнение № 271, вопросы на стр. 123-124
1). (До)сыта,(с)молоду, спряч(?), (со)слепу, (по)долгу, смотриш(?), (не)подалеку, (за) границу,( за) город, (на) цыпочках, (до) смерти, мыш(?), (на)смерть,( на )лету,
( с) разбегу, (на) скаку,( на) дом, (на) совесть, сжеч(?),( на) память, (на)силу,( с) ходу, (на)двое,( по) двое.
2). Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна домов и дач_.
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Имя существительное | | |
Краткие имена прилагательные | | |
Глаголы | | |
Наречия | | |