План урока
по русскому языку в 6 классе
Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными».
Цели: 1) усвоение учащимися случаев слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными;
2) развитие умений применять правило на практике;
3) воспитание любви к языку.
Оборудование: доска, мел, листы с самостоятельной работой.
Ход урока.
Актуализация знаний, повторение.
Повторим написание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Распределите в колонки: деревянный, овсяной, машинный, тыквенный, огненный, традиционный, ветреный, кожаный, утиный, старинный, оловянный, гусиный, юный, подлинный.
Вспомним правило правописания НЕ с существительными. Они очень сходны.
Неряха, ненастье; недруг, неправда. Не правда, а ложь.
Объяснение нового материала.
Работа с правилом по учебнику ( параграф №62)
Находим, в чем сходство и различие. Сходство в 3 пунктах, а различие в том, что у прилагательных есть усилительные слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.
Материал для наблюдений.
Нелепый(вид) Небольшой (портфель) Не широкая, а узкая река
Небрежный (почерк) Неширокая река Далеко не удачный
Ничуть не широкая
3.Закрепление материала
1) Объяснительный диктант.
Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, не обрывистый, а пологий берег, нестрогий человек, не мягкий, а твёрдый, неглубокий овраг, нечаянная встреча, небрежный почерк.
2) Упр №357 (выбери сначала примеры на слитное, а затем на
раздельное написание НЕ с прилагательными. 4. Самостоятельная работа.
Задание 1.Спишите, исправляя ошибки:
1. Яблоки не спелые, но уже вкусные.
2. Малина в этом году не крупная, но сладкая.
3. Ранней весной хвойный лес отличается не яркими красками.
4. Лесную тишину нарушат вдруг веселые не громкие птичьи голоса.
5. У меня сегодня совсем невеселое настроение.
Задание 2. Выпишите номера предложений, в которых НЕ со словами пишется раздельно
пишется слитно.
1) Это (не) серебристая ель.
2) Речка была (не) большая, но глубокая.
3) Солотча – (не) глубокая извилистая речонка.
4) В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая.
5) Рассказанная история нисколько (не) интересная.
Задание 3.
В каком из указанных случаев НЕ- – приставка?
А. (не) взрачный кустарник
Б. дом (не) большой, а маленький
В. (не) здоровый, а больной человек
Г. (не) знакомый маршрут
Задание 4.
В каком из указанных случаев НЕ- – часть корня.
А. (не) легкий, а трудный путь
Б. (не) вежливый человек
В. (не) веселый ребенок
Г. (не) брежный почерк
5. Подведение итогов урока, оценивание, рефлексия
Что нового узнали?
В каких случаях слитное, а в каких раздельное написание НЕ с прилагательными?
В чем отличие этого правила от существительных?
Какие трудности были при изучении правила?
6. Домашнее задание
Выучить правило по учебнику (с 25), выполнить упр № 358 (6 строк), уметь объяснить правило.