СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание производных предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока нацелена на развитие у обучающихся навыка разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание производных предлогов"»

Тема «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Класс: 7 «Б»

Предмет: русский язык

Цели урока:

  1. Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги

и омонимичные части речи;

– научить правильно писать производные предлоги;

– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного

и раздельного написания предлогов;

– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у обучающихся уважение и любовь к русскому языку.

4. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности обучающихся, обогащать словарный запас обучающихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности обучающихся.

5. Коррекционные: преодолеть пассивность деятельности ребенка

и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, таблицы;

Методы обучения: репродуктивный (для формирования ЗУН).

Знать правила слитного и раздельного написания предлогов.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.

Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания

к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное

и раздельное написание производных предлогов”.

Межпредметные связи: литература


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

“Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.


  1. Фронтальный устный опрос.

  1. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения).

  2. Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)

  3. Для чего служат предлоги? (Для связи слов в словосочетании

  4. и предложении, они выражают зависимость одних слов от других.)

  5. На какие группы делятся предлоги по строению? (Простые и составные)

  6. На какие группы делятся предлоги по происхождению? (Производные и непроизводные).

  7. На какие группы делятся предлоги по значению? (Пространственные, причинные, временные, целевые, образа действия, дополнительные).

  8. Вспомните, какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)

  1. Изучение нового материала


Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

Ответы детей.

- Вы правы, важно не только правильно говорить, но и грамотно писать.

Запишите тему урока «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Слайд 2

  1. Внимание на доску!

– Рассмотрите внимательно эти рисунки. В чем сходство и в чем различие между ними? (Разные части речи, различное написание, но одинаковое произношение).

– Итак, сегодня мы будем говорить о том, как же отличить производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи. Но самое главное, выяснить, как пишутся производные предлоги. А чтобы отличить производные предлоги от омонимичных частей речи, нам обязательно нужен контекст.

Внимание! Перед нами слова-перебежчики.

  1. Работа с таблицей 1 (слайд 3 + распечатано на каждого обучающегося)



Предлоги

Имена существительные

В течение дня, в продолжение месяца (в значении времени, отвечают на вопросы как долго? когда?)

В течении реки

Рассуждаем так:

  1. Начальная форма – течение( реки)

  2. Можно вставить прилагательное в бурном течении реки

  3. Следовательно, это имя существительное на –ие. В предложном падеже окончание и.

В продолжении романа (образец рассуждения тот же)

В заключение статьи. (В заключение ═ «под конец, в итоге».)

Находиться в заключении (существительное, в длительном заключении; осуждение.)

Вследствие засухи. (Вследствие ═ «из-за, по причине».)

Вместе с существительным указывают на причину и отвечают на вопросы: почему? по какой причине?

Увидеть в следствии новые факты

  1. Начальная форма – следствие

  2. Существительное на – ие в  предложном падеже, окончание и

В следствие по делу вкралась ошибка

Начальная форма – следствие по делу. Существительное на – ие в винительном падеже, окончание е

 Различайте написание!

  1. Работа с таблицей 3 (слайд 4 + распечатано для каждого)

    Деепричастия (не смотря)

    Предлога (несмотря (на)

    Шел, не смотря под ноги.

    (Обозначает добавочное действие к основному глаголу, можно заменить другим деепричастием не глядя)

    Несмотря на непогоду. (Можно заменить вопреки чему – то, имеет уступительное значение)

    Наречия

    Наречные предлоги

    Сидеть около, зайти после, идти навстречу.

    Слово не имеет при себе существительного

    Сидеть около дома, зайти после обеда, идти навстречу ветру.

    При предлоге есть существительное

  2. Работа с учебником.

Работа с правилом в учебнике, стр. 144. Орфограмма № 64

Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно.



навстречу (из нареч.) гостям.

Упражнение № 308.



Двигаться впереди (из нареч.) колонны, ехать впереди. Находиться



внутри (из нареч.) троллейбуса, находиться внутри. Остановиться



вблизи (из нареч.) памятника, расположиться вблизи.



Вывод: 1) наречные предлоги пишутся слитно;

2) при предлоге есть существительное;

3) предлог входит в состав вопроса.



Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.


То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

- Отдохнули, размялись. А теперь возвращаемся к нашей теме.

Работа с правилом на стр. 145. Орфограммы № 65, 66.

Пишутся слитно следующие производные предлоги: вследствие (в значении «по причине»), наподобие, вроде (в значение «подобно»), насчёт (в значении «о»), ввиду, вместо, несмотря (на).

Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др.

В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется Е.

Слайд 5


  1. Словарная работа. Слайд 6

“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии (обучающиеся записывают словарное слово в тетради).



  1. Закрепление.

Упражнение № 309.

Ждать в течение суток, ремонтировать в продолжение месяца,

договориться насчёт ремонта, перевести на счёт в банке (сущ. с предлогом),

отменить ввиду плохой видимости (3-е скл., Р.п.), иметь в виду (сущ. с предл.),

не смотря по сторонам (НЕ + деепричастие), столкнуться вследствие

невнимательности (рассеянности, 3-е скл., Р.п.), содержатся в продолжении (сущ, с

предлогом на _ИЕ, П.п.) инструкции (сущ. на ия, Р.п.).

  1. Обобщение

– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке.

  1. О чем мы сегодня говорили?

  2. Что нового узнали?

  3. Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?

  4. Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е)

  5. Как пишутся наречные предлоги?

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.


  1. Домашнее задание. Упр. 310

  2. Подведение итогов. Комментирование оценок.