Тема «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Класс: 7 «Б»
Предмет: русский язык
Цели урока:
Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги
и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного
и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у обучающихся уважение и любовь к русскому языку.
4. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности обучающихся, обогащать словарный запас обучающихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности обучающихся.
5. Коррекционные: преодолеть пассивность деятельности ребенка
и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, таблицы;
Методы обучения: репродуктивный (для формирования ЗУН).
Знать правила слитного и раздельного написания предлогов.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).
Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания
к изучаемому вопросу.
Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное
и раздельное написание производных предлогов”.
Межпредметные связи: литература
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
“Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.
Фронтальный устный опрос.
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения).
Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)
Для чего служат предлоги? (Для связи слов в словосочетании
и предложении, они выражают зависимость одних слов от других.)
На какие группы делятся предлоги по строению? (Простые и составные)
На какие группы делятся предлоги по происхождению? (Производные и непроизводные).
На какие группы делятся предлоги по значению? (Пространственные, причинные, временные, целевые, образа действия, дополнительные).
Вспомните, какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
Изучение нового материала
Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?
Ответы детей.
- Вы правы, важно не только правильно говорить, но и грамотно писать.
Запишите тему урока «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Слайд 2
Внимание на доску!

– Рассмотрите внимательно эти рисунки. В чем сходство и в чем различие между ними? (Разные части речи, различное написание, но одинаковое произношение).
– Итак, сегодня мы будем говорить о том, как же отличить производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи. Но самое главное, выяснить, как пишутся производные предлоги. А чтобы отличить производные предлоги от омонимичных частей речи, нам обязательно нужен контекст.
Внимание! Перед нами слова-перебежчики.
Работа с таблицей 1 (слайд 3 + распечатано на каждого обучающегося)
Предлоги | Имена существительные |
В течение дня, в продолжение месяца (в значении времени, отвечают на вопросы как долго? когда?) | В течении реки Рассуждаем так: Начальная форма – течение( реки) Можно вставить прилагательное в бурном течении реки Следовательно, это имя существительное на –ие. В предложном падеже окончание и. В продолжении романа (образец рассуждения тот же) |
В заключение статьи. (В заключение ═ «под конец, в итоге».) | Находиться в заключении (существительное, в длительном заключении; осуждение.) |
Вследствие засухи. (Вследствие ═ «из-за, по причине».) Вместе с существительным указывают на причину и отвечают на вопросы: почему? по какой причине? | Увидеть в следствии новые факты Начальная форма – следствие Существительное на – ие в предложном падеже, окончание и В следствие по делу вкралась ошибка Начальная форма – следствие по делу. Существительное на – ие в винительном падеже, окончание е |
Различайте написание!
Работа с таблицей 3 (слайд 4 + распечатано для каждого)
Деепричастия (не смотря) | Предлога (несмотря (на) |
Шел, не смотря под ноги. (Обозначает добавочное действие к основному глаголу, можно заменить другим деепричастием не глядя) | Несмотря на непогоду. (Можно заменить вопреки чему – то, имеет уступительное значение) |
Наречия | Наречные предлоги |
Сидеть около, зайти после, идти навстречу. Слово не имеет при себе существительного | Сидеть около дома, зайти после обеда, идти навстречу ветру. При предлоге есть существительное |
Работа с учебником.
Работа с правилом в учебнике, стр. 144. Орфограмма № 64
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно.
навстречу (из нареч.) гостям.

Упражнение № 308.
Двигаться впереди (из нареч.) колонны, ехать впереди. Находиться
внутри (из нареч.) троллейбуса, находиться внутри. Остановиться
вблизи (из нареч.) памятника, расположиться вблизи.
Вывод: 1) наречные предлоги пишутся слитно;
2) при предлоге есть существительное;
3) предлог входит в состав вопроса.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
- Отдохнули, размялись. А теперь возвращаемся к нашей теме.
Работа с правилом на стр. 145. Орфограммы № 65, 66.
Пишутся слитно следующие производные предлоги: вследствие (в значении «по причине»), наподобие, вроде (в значение «подобно»), насчёт (в значении «о»), ввиду, вместо, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др.
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется Е.
Слайд 5
Словарная работа. Слайд 6
“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.
Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии (обучающиеся записывают словарное слово в тетради).
Закрепление.
Упражнение № 309.
Ждать в течение суток, ремонтировать в продолжение месяца,
договориться насчёт ремонта, перевести на счёт в банке (сущ. с предлогом),
отменить ввиду плохой видимости (3-е скл., Р.п.), иметь в виду (сущ. с предл.),
не смотря по сторонам (НЕ + деепричастие), столкнуться вследствие
невнимательности (рассеянности, 3-е скл., Р.п.), содержатся в продолжении (сущ, с
предлогом на _ИЕ, П.п.) инструкции (сущ. на ия, Р.п.).
Обобщение
– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового узнали?
Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е)
Как пишутся наречные предлоги?
А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?
Прежде всего, по смыслу.
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.
Домашнее задание. Упр. 310
Подведение итогов. Комментирование оценок.