СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:«Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:«Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:«Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки»»

Формальная часть

Урок в 7 классе Дата:

Урок № (в ТКП), урок № (в теме)

Тема урока: «Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки»

Цели: Развивающие: - развитие познавательных способностей обучающихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы;

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные: - создание оптимальных условий для « открытия нового знания» по теме: «Понятие о причастии»; - ознакомление учащихся с основными грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками причастий. Воспитательные: - воспитание любви к Родине, чувства патриотизма через любовь к окружающей природе. Задачи: - включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке; - формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы, развитие логического и образного мышления; - отработка навыков, умений выполнять мыслительные операции: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка; - приобщение к великому русскому слову.

Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ) Оборудование: учебник «Русский язык. 7класс: учеб. Для общеобразоват. организаций» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. – М. : Просвещение, 2016. ; тексты художественных произведений: И.А.Бунин «Антоновские яблоки», Д.Мережковский «Осенние листья»; репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»; проектор, сигнальные карты.


Модель урока

ОМ→МУД↑Ф1→АФИЗ↑Т1→ВМПЗ↑РП→ППВЗ↑ИР1↑Ф2→ РПП→РП↑Т2↑РП→ПЗП→↑Т2↑ИР→ РГе→ВСЗ↑Дц↑РГ→РУД↑Ф3→О→РДЗ

Содержательная часть

Сценарий урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (до 2-х мин.)

Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; - определить содержательные рамки урока


Организация класса Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно. За окном уже зима: холодно, дует холодный ветер, лежит снег. А еще совсем недавно ярко светило солнце, громко пели птицы. Вот я и хочу вам предложить немного пофантазировать и отправиться на прогулку по осеннему лесу и осеннему саду. Гуляя по осенним тропинкам, вглядываясь в красоту осени, мы узнаем много нового и интересного.

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (до 6 мин.)

Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.


А начнем мы с текста И.Бунина.

Чтение текста учителем (отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки») и проектирование текста на экран:

« Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….»

Задание:

1.О чем этот текст?

2.Какова основная мысль этого текста?

3.Как бы вы его озаглавили?

4.Определите стиль текста.

5.Определите тип текста.

6.Почему вы решили, что это описание. Докажите. ( Много прилагательных) 7. Какие еще слова, отвечающие на вопрос имени прилагательного вы встретили в тексте?


  1. Этап выявления места и причины затруднения (до 6 мин.) Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения причастия ; - сформулировать тему урока; - обозначить логическую необходимость изучения этой темы.


Создание проблемной ситуации.

Работа в парах

- Найдите прилагательные и выпишите их в строчку.

- Сравните полученные результаты. У всех они совпали?

- Итак, задание было одно? Да.

- А выполнили вы его как? ( По-разному, осознание противоречия)

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими ?)

- По каким признакам вы определяли прилагательные? ( Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета)

- Давайте внимательно рассмотрим словами «подсохший», «поредевший», «опавшей».

- Какой вопрос мы зададим к ним? ( Какой?). Такой же, как у прилагательных.

- Замените слова «подсохший», «поредевший», «опавшей» словосочетаниями, близкими по значению, запишите, сравните полученные результаты (который подсох, который поредел, которая опала, которые выпали ).

- От каких слов образованы данные слова ( от глаголов)

- С помощью чего ? ( суффиксов –ш-, -вш-)

- Признак какой части речи вы заметили? (глагола).

- Какие вопросы, похожие на вопрос глагола, можно задать к этим словам? (что делающий ?)

- Признаки каких частей речи вместили эти слова? (прилагательного и глагола)

- Какую проблему нам с вами надо решить? ( Какая же это часть речи?)

Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил : «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». А П.Чесноков говорил об этой части речи так: Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное. 
На все вопросы его отвечаю, 
Глагол по значению напоминаю.

- Так о какой же части речи мы будем говорить на уроке? (причастие)

Запись темы урока.  Постановка учебной задачи.

- Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

- Узнать, что такое причастие. -  Научиться находить причастие среди других частей речи. - Уметь использовать причастия в речи. - Определить, какова роль причастий в речи.




  1. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения (до 7мин.) Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.


Работа с учебником. Откройте учебник стр. 25. Прочитайте информационный текст в рамке ( про себя) , дополните характеристику и составьте таблицу «Морфологические и синтаксические признаки причастия»

Беседа Уч-ль. Итак, назовите признаки прилагательного.

Уч-ся по очереди называют признаки прилагательного, уч-ль прикрепляет на доске карточки с этими признаками. А затем выясняют признаки глагола.

Признаки прилагательного

Признаки глагола

Признак 
Род 
Число 
Падеж 
Определение 
Может иметь опр. слово

действие
вид
время
переходность\непереходность 
возвратность
М. иметь зависимое слово

Уч-ль. Давайте, разберем пример и выясним, правильно ли ваше рассуждение. (На мультимедийном экране проецируются слова желтый (лист), желтеет (лист), желтеющий (лист). Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов?

Уч-ся. По лексическому значению – значение цвета; по грамматическому желтый – признак предмета, желтеет – действие предмета, желтеющий – признак предмета.

Уч-ль. Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?

Уч-ся. Желтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак; желтеющий лист – тот, который сейчас желтеет, т. е. это признак непостоянный.

Уч-ль. Итак, давайте, попытаемся сделать первый вывод.

Уч-ся. Причастие обозначает признак предмета по действию.

Уч-ль. Как вы думаете, почему эта часть речи называется причастием?

Уч-ся. Потому что она причастна глаголу и прилагательному.

Уч-ль. Интересная мысль. Совмещение в одном слове признаков частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание ещё М. В. Ломоносов: “Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. ” Возможно, “ причастие” является старославянизмом, калькирующим греч. m e t o c h e (буквально “сопричастность”). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам “сопричастно” как имени, так и глаголу.


5.Этап реализации построенного проекта (до 3мин.) Цель: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать преодоление затруднения.



Работа в парах

Прочитайте стихотворение Д. Мережковского «Осенние листья». Распределите слова, которые характеризуют существительное листья, по столбикам.

Осенние листья

Падайте, падайте, листья осенние, Некогда в теплых лучах зеленевшие, Легкие дети весенние, Сладко шумевшие!... В утреннем воздухе дым,- Пахнет пожаром лесным, Гарью осеннею. Молча любуюсь на вашу красу, Падайте, падайте, листья осенние…

- По какому принципу вы их распределили? (в одном столбике прилагательные, в другом - причастия)

- Докажите.

Листья

Осенние зеленевшие

Весенние шумевшие

( Причастия образованы от глагола, отвечают на вопрос «что делающие?», изменяются во времени)


6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (до 7 мин.) Цель: - проговорить новый способ действия во внешней речи; - установить состоятельность этого способа.



Работа с текстом из книги «Все о живописи».

Задания:

-  Прочитайте текст. -  Подчеркните словосочетания причастие + существительное. -  Что обозначают причастия? -  Какую роль играют причастия в тексте? - Определите морфологические и синтаксические признаки причастий. 

Исаак Левитан – творец так называемого «пейзажа настроения». Он очень тонко передавал разнообразное состояние природы, давал почувствовать всю заманчивость окружающего мира.

На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотой осенней отделке. В глубине луга теряется синеющая река, на левом бережке которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветви кустарника. Земля покрыта желтеющей увядшей травой. На противоположном берегу заметен ряд еще зеленых ив, которые радуются осеннему бодрящему воздуху… На поверхности реки отражается высокое небо с белыми тучами. Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Именно она дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

 


7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (до 5 мин.)

Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить свое умение применять изученный способ; - развивать умение самостоятельной проверки по эталону.


Работа в группах Составьте небольшой текст на тему: «Осень в лесу» (5 – 7 предложений), используя причастия.

А волшебную красоту осеннего леса поможет нам ярче представить картина И. Левитана «Золотая осень».

В тексте можно использовать следующие опорные слова.

Лес: тихий, задумчивый, притихший, освещенный, завораживающий, принарядившийся.

Листья: опавшие, покрывающие все, зеленевшие, шумевшие.

Воздух: бодрящий.

Деревья: дремлющие.

Трава: желтеющая, увядшая.


8.Этап включения в систему знаний и повторения (до 5 мин.)

Цель: - уяснить место использования нового приема в системе изученных правил; формировать умение использовать полученные знания по назначению.




Выполним буквенно - цифровой диктант. Запишем в тетради следующий числовой ряд.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нужно указать под цифрами буквами п, г, о, какое прозвучало слово.

п – прилагательное, г – глагол, о – особая форма глагола.

Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.

Правильный ответ: п о п о г п г п г о

Работа в группах.

I группа – вспомните и запишите пословицы и поговорки с причастиями.

II группа – какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия? Запишите.

I – 1) Пропущенный час годом не воротишь.

2) Обдуманное слово дороже жемчуга.

3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.

4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить и др.

II – “Унесенные ветром”, “Униженные и оскорбленные”, “Рожденные бурей”, “Разрушенный бастион”, “Улицы разбитых фонарей” и др.



9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (до 3мин.) Цель: - оценить результаты собственной деятельности; - повторить способ нового знания; -сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.



Беседа

Уч-ль. Какую образовательную цель мы поставили в начале урока? Решили ли мы эту задачу?

Уч-ся. Изучить особую форму глагола - причастие. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время.

Учитель. Сформулируйте приемы определения причастия.

Учащиеся.

1. Выделить слово.

2. Определить, обозначает ли оно признак по действию.

3. Изменяется ли по родам, числам, падежам.

Учитель. Мы ещё не говорили о роли причастий. И не уточнили, когда какие суффиксы пишутся. Значит, какую образовательную задачу возьмем на следующий урок?

Учащиеся. Уточнить правописание суффиксов у причастий и условий их выбора, а также выяснить роль причастий.

На этом урок наш заканчивается. Понравилось ли вам наше путешествие по осеннему лесу? Возьмите сигнальные карточки и покажите.

10.Домашнее задание (1мин.)

1. Выучить параграф 14. Выполнить упр. 147

2. Составить тест закрытого типа из 5 вопросов на проверку теоретического материала по изученной теме. 3. Составить диаманту «Осень».